Методические рекомендации.
По первому вопросу “Растреллиевский С.-Петербург: Архитектура барокко и его памятники ” занятие проводится в виде беседы по трем периодам развития архитектуры барокко: архитектура петровского времени (до конца 1720-х гг.), времени Анны Иоановны (1730–1740) и середины ХVIII в. По первому периоду заслушивается краткое сообщение студента об архитекторе Доменико Трезини. В ходе обсуждения упоминаются другие архитекторы и анализируется визуальный ряд памятников С.-Петербурга того времени. Делается вывод о начале нового периода русской истории. Предлагается зачитать отрывки из книги “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. (Репринт. М., 1990). Архитектура царствования Анны Иоанновны рассматривается на примере “Зимнего дома Анны Иоановны” (третьего Зимнего дворца под руководством Растрелли). По периоду развития градостроительства и архитектуры середины ХVIII в. (царствование Елизаветы Петровны) возможно краткое заслушивание кратких сообщений студентов об одном из архитекторов этого периода (Бартоломео Растрелли или Савве Чевакинском), акцент делается на строительстве четвертого Зимнего дворца (Ф.-Б. Растрелли) и Николо-Богоявленского Морского собора (Савва Чевакинский). По второму вопросу “ Архитектура раннего и строгого классицизма ” заслушиваются краткие сообщения (по выбору студентов – их может быть два или три) о нескольких архитекторах. После этого на основе наглядных пособий предлагается определить показанные памятники архитектуры. По третьему вопросу” Портретная живопись петровской эпохи ” работа строится на основании визуального ряда по наглядным пособиям, студентам задаются вопросы об особенностях портретной живописи петровской эпохи.
По четвертому “ Живопись второй половины ХVIII в.: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский ” работа строится аналогичным образом. В конце занятия совместно делаются выводы по изученной теме. Наглядные пособия Город глазами художников. Петербург – Петроград – Ленинград в произведениях живописи и графики / Сост. и авторы текста А.М. Гордин, Ю.М. Денисов, Н.М. Козырева и др. Л., 1978. [Альбом] Виды Петербурга и его окрестностей середины ХVIII века: Гравюры по рисункам М. Махаева / Сост. Г.Н. Комелова. Л., 1968. [альбом]: Кунсткамера (С. 17); Третий Зимний дворец, 1732–1736, арх. Б.К. Растрелли (С. 19); Здание Двенадцати коллегий, арх. Доменико Трезини (Л. 26); Дворец Меншикова (С. 35); Аничков дворец, арх. М.Г. Земцов, позднее Б.К. Растрелли (С. 53); Летний дворец Елизаветы Петровны, арх. Б.К. Растрелли, (Л. 59); Большой Петергофский дворец (С. 68–75; Большой Царскосельский дворец (С.82–87). Демиденко, Юлия. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб., б.д. (2000) [Альбом] Живопись петровской эпохи. 16 репродукций / Автор-сост. И.М. Жаркова. М., 1984. Левицкий: Альбом /Авт.-сост. Е.И. Гаврилова. М., 1976. (Серия: Образ и цвет) [Альбом] [Левицкий] Дмитрий Григорьевич Левицкий / Сост. и автор предисл. А.П. Валицкая. М, 1989. (Серия: Мастера русской живописи). Репродукции архитектурных сооружений Ж.-Б. Валлен-Деламота, А. Ринальди, Ю.М. Фельтена, И.Е. Старова (Таврический дворец). Гербовый зал в Зимнем дворце. Архитекторы Ю. Фельтен, К. Росси, В. Стасов. 1775– 1839. Акварель Э.П. Гау. 1863 г. // Демиденко, Юлия. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб., (2000). № 118 на с. 90. Репродукции архитектурных сооружений Джакомо Кваренги (Английский дворец в Петергофе, Главное здание Академии наук, Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском Селе), Чарлза Камерона (ансамбль Холодных бань с Агатовыми комнатами, галерей и висячим садом в Царском Селе, главный корпус Павловского дворца)
Россия – Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в ХVIII столетии. Каталог выставки Л.: ГЭ, 1987. Русскоеискусство эпохи барокко: Конец ХVII–первая половина ХVIII века. Каталог выставки / Авт. вст. ст. А.Г. Побединская. М, 1984. – 391 с. [Альбом] Русское прикладное искусство ХIII–ХХ вв.: Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 1982. Садовников В.С. Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны Парадного двора. Акварель. 1845; Фонтаны работающие. Стаффаж: гуляющая публика; Вид Большого Петергофского дворца со стороны Нижнего сада. Акварель. 1845. // Виды Петербурга. Акварели В. Садовникова. 2-е изд. Л., 1970. Садовников В.С. Петергоф. Большой каскад. Акварель. 1856. // Василий Семенович Садовников. 1800 – 1879. / ГРМ. СПб., 2000. № 74; Садовников В.С. Александровский дворец в Царском Селе. Акварель. 1860. // Василий Семенович Садовников. 1800 – 1879. / ГРМ. СПб., 2000. № 102. С. 46. В.П. Лангер. Альбом двенадцати видов Царского Села. 1820. Большой пруд. Вид на Камеронову галерею и Грот // В садах Лицея. Л., 1989. С. 11 и др. изд. Л.О. Премацци. Камеронова галерея. Вид на Висячий сад и павильон “Холодная баня”. 1859. Бумага, акварель, белила. // Урок рисования: Каталог выставки / ГАРФ, ГМЗ “Царское Село”. СПб., № 65. Илл. на с. 12. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. Л., 1987: Иоганн Готфрид. Портрет графа Федора Матвеевича Апраксина (С. 37); Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. Вторая половина 1710-х гг. (С. 41); Луи Каравак. Портрет царевны Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717 (С. 43); Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Иоановны. 1714 (С. 47); Иван Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716 г. (С. 49); Луи Каравак. Портрет Петра I в овале ок. 1715 (С. 63); Иван Никитин. Портрет Петра I на смертном одре. 1725 (С. 67); Иван Адольский (Одольский). Большой портрет Екатерины I. 1725 или 1726 (С. 81); Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (С. 91). Вопросы для самоконтроля 1. Что характеризует стиль барокко? 2. Какие памятники петровского времени сохранились в С.-Петербурге? 3. Какие архитекторы создавали С.-Петербург при Петре I? 4. Как выглядел С.-Петербург в середине ХVIII в.? 5. Определите, какие места и объекты С.-Петербурга отображены на представленных гравюрах?
6. Как изменились сохранившиеся здания? 7. Какие архитекторы строили здания, изображенные на рисунках? 8. Какие памятники архитектуры связаны с именем архитектора Ж.-Б.Валлен-Деламота? 9. Какие памятники архитектуры связаны с именем архитектора А. Ринальди? 10. Какие памятники архитектуры связаны с именем архитектора Ю.М. Фельтена? 11. Какие черты переходного периода от раннего к зрелому классицизму проявились в творчестве архитектора И.Е. Старова? 12. Что характерно для творчества Ч. Камерона? 13. Каковы итоги развития архитектуры в России в конце ХVIII в.? 14. Чем вызвано появление такого жанра как портрет в петровскую эпоху? 15. Какие художники работали при Петре I? 16. Какие художники создали портреты Петра I и членов его семьи? 17. Распределите предложенные репродукции по хронологии (по стилю и костюму) 18. Обоснуйте вашу классификацию 19. Как изменялся в ХVIII в. образ мужчины? 20. Как изменялся в ХVIII в. образ женщины? Литература 1. Архипов И.И. Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли. Л.; М., 1964. 2. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. 3. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти ХVIII в. М., 1987. 4. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины ХVIII–начала ХХ века. М., 1985. 5. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Лениздат, 1976. (Зодчие нашего города). 6. Козьмян Г.К Ф.-Б. Растрелли. Лениздат, 1976. –199 с. (Зодчие нашего города). 7. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины ХVII–начала ХVIII в. М., 1983. 8. Культура и искусство петровского времени. Л., 1977. 9. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина ХVIII в. Л., 1982. 10. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. Л.: Художник РСФСР, 1987. 11. Шелаева А.А. Петербург в русской культуре ХVIII века: Учебно-методическое пособие. СПб., 2005. 12. Шуйский В.К. Винченца Бренна. Лениздат, 1986. (Зодчие нашего города).
Занятие № 11. Тема: Русское искусство от ампира к модерну: архитектура и живопись Время 2 часа.
Учебная цель: Закрепить знания студентов об общих тенденциях развитии культуры и искусства России ХIХ–начала ХХ вв., проанализировать особенности развития русской культуры, определить место культуры России в мировом культурном пространстве. Дополнительно более детально проанализировать развитие архитектуры и живописи, где особенно ярко проявилось развитие стилей в искусстве. Занятие дополняет лекционный материал к теме 28 раздела 7. Учебные вопросы занятия 1. Русский ампир: памятники архитектуры первой трети ХIХ века в С.-Петербурге. 2. Архитектурные стилизации периода эклектики. 3. Петербургский модерн: особенности, архитекторы, памятники. 4. Жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, марина, батальная и историческая живопись: по выбору). 5. “Русские сезоны” С.П. Дягилева. Балет, театрально-декоративное искусство, плакат. Тематика сообщений студентов 1. Архитектура модерна в С.-Петербурге. 2. Мой любимый художник ХIХ–начала ХХ в. (по выбору). 3. “Русские сезоны” в Париже под руководством С.П. Дягилева: Художник Л.С. Бакст как декоратор. Артисты балета: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, М.М. Фокин (по выбору студентов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|