Методические рекомендации. Краткое сообщение студента “ Развитие техники и средств транспорта и связи в ХVII– ХVIII
По первому вопросу “ Техника промышленного производства и переход к машинной стадии, переворот в средствах транспорта и связи ” Краткое сообщение студента “ Развитие техники и средств транспорта и связи в ХVII– ХVIII вв.” По второму вопросу “ Изобразительное искусство Голландии и Фландрии ХVII в. ” заслушиваются краткие сообщения студентов: “Живопись Голландии ХVII в.: Рембрант – живописец и рисовальщик”, ”Голландский натюрморт ХVII в.: Франс Хальс, Питер Клас, Виллем Клас Хеда”.В ходе и после сообщений рассматриваются наглядные пособия с репродукциями произведений Рембранта и мастеров натюрморта: Питера Класа из Харлема, Виллема Класа Хеды из Харлема, Виллема Кальфа, Герарда Доу и Томаса Вейка. Затем, после сообщения “Живопись Фландрии ХVII в.: Питер Пауэл Рубенс” рассматриваются репродукции его произведений. По третьему вопросу “ Изобразительное искусство Франции ХVIII в. ” рассмотрение вопроса предполагается на основании наглядных пособий с иллюстрациями произведений художников Антуана Ватто (создатель галантного жанра), Франсуа Буше (как яркий представитель рококо) и Жана-Оноре Фрагонара. По четвертому вопросу “ Изобразительное искусство Англии ХVIII в. ” после краткого сообщения студента “Английская живопись ХVIII в. Томас Гейнсборо” на основе наглядных пособий рассматриваются произведения Томаса Гейнсборо и Уильяма Хогарта и обсуждаются особенности развития английской живописи ХVIII века. По пятому вопросу “ Мода эпохи Просвещения: От испанской до французской диктатуры ” изучение вопроса предлагается в виде беседы на основании предложенных иллюстраций. В ходе обсуждения анализируется основные тенденции испанской (до 1640-х гг.) и французской моды. Делается вывод о взаимосвязи признанной моды с социально-экономическим уровнем страны, диктующей моду. Отмечаются особенности и тенденции в развитии мужской и женской моды.
В конце занятия совместно делаются выводы по изученной теме. Наглядные пособия Техника промышленного производства и переход к машинной стадии, переворот в средствах транспорта и связи. До промышленного переворота: Красильная мастерская. Картина из дворца Медичи (ок. 1570, Флоренция); сахарный завод конца ХVII в. в Вест-Индии с печью для выварки сиропа, получение железа кричным способом; обжиг крицы под воздействующим молотом; различные операции по изготовлению шерстяных тканей. Рис. ХVI–ХVII вв.; корабль “Санта Мария”, типография ХVI в. Гравюра по рисунку И. Страдниуса; мастерская ХVI в. по отливке орудий. Гравюра по рисунку И. Страдниуса., устройство различных шлюзов (1708), почтовый ящик 1693 г. в Париже, английское парусное судно (1830) После промышленного переворота: Французская доменная печь середины ХVIII в.; проекты паровых двигателей Гюйгенса, Т. Севери, прядильная машина Харгривса, схема уаттовской паровой машины двойного действия; схема пудлинговой печи конца ХVIII в.; схема конвертера Бессемера; паровой молот Нэсмита 1856 г.; механическая печь с вращающимся барабаном; пароход “Клермонт” после перестройки (1808), пароход “Саванна” (1819), пароход Берда на Неве (литография 1830-х гг.); английская пассажирская карета первой половины ХIХ в, К. Драйс на своей “беговой машине”, “дрезине” (1817); паровоз Тревитика (1808); паровоз Стефенсона (1825); открытие Царскосельской железной дороги; пассажирский паровоз с тендером для Петербургско-Московской железной дороги (1846); станция оптического телеграфа; электромагнитный телеграф Б.С. Якоби; петербургская телеграфная станция (1862) // Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI–ХIХ веков (до 70-х гг. ХIХ века. М., 1984.
“ Изобразительное искусство Голландии и Фландрии ХVII в. ” Живопись Голландии ХVII в.: Рембрант Рембрандт Харменс Ван Рейн: “Святое семейство” (1645), “Даная” (1636), “Возвращение блудного сына” (1668–1669) // Соединяя музеи / ГЭ, Художественно-исторический музей (Вена), Фонд Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк). Нью-Йорк, 2002 и др. Голландский натюрморт Питер Клас из Харлема: “Трубки и жаровня”, “Завтрак”, “Завтрак с ветчиной”, Завтрак”, “Завтрак с рыбой”; Виллем Клас Хеда из Харлема: “Завтрак с омаром” (1648), ”Завтрак” (1652); Виллем Кальф: “Уголок кухни”, “Натюрморт”. Герард Доу: “Больная в кабинете у врача”. Томас Вейк из Харлема: “Ученый в своем кабинете” // Голландский натюрморт ХVII века в собрании Государственного Эрмитажа / Авт.-сост. Ю.М. Фехнер. [Альбом]. М., 1981: № 17-18, 19-20, 21-21, 25-26; 28-30, 27; 43, 45-46, 49-50, 51. Живопись Фландрии ХVII в.: Питер Пауэл Рубенс. “Персей и Андромеда” (1620–1621), “Следствия войны”, “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (ок. 1625). “ Изобразительное искусство Франции ХVIII в. ” Антуан Ватто (1684–1721): “Портрет дворянина” (ок. 1720); Франсуа Буше (1703–1770): “Маркиза де Помпадур” (1756–1759); Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806): “Портрет Д. Дидро” (1768–1769) // Россия – Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в ХVIII столетии. Каталог выставки Л.: ГЭ, 1987. № 13,14, 23. См. также: Шедевры из собрания барона Тиссен-Борнемиса (Западноевропейская живопись ХIV–ХVII вв.): Каталог. Марсель, 1983. “Изобразительное искусство Англии ХVIII в.” после краткого сообщения “Английская живопись ХVIII в. Томас Гейнсборо” предлагается проанализировать картины Томаса Гейнсборо, Уильяма Хогардта и Якоба Филиппа Хаккерта. Томаса Гейнсборо (1727–1788): “Утренняя прогулка” (1785), “Телега со жнецами” (ок. 1771) и др. Уильям Хогардт (1697–1764): “Портрет миссис Грин” (1777), “Утренняя прогулка” (1785); Уильям Хогарт: серия картин “Карьера проститутки” (1730-31), “Карьера мота” (1732–35), “Выборы” (ок. 1754); “Пивная улица” (также в гравюрах). Якоб Филипп Хаккерт: Чесменская серия картин в Петергофе, виды Сицилии // Н.Н. Никулин. Якоб Филипп Хаккерт. [Альбом] СПб.: Славия, 1998. “ Мода эпохи Просвещения: От испанской до французской диктатуры ” Кибалова Л. Гербенова О. Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1988.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 3 т. М., 1993–1996. Фукс, Эдуард. Иллюстрированная история нравов: Пер. с нем. Т. 2. М., 1996. Вопросы для самоконтроля 1. Предпосылки мануфактурного производства 2. Техника промышленного производства в мануфактурный период 3. Начало промышленного переворота в конце ХVIII–первой половине ХIХ в. 4. В чем проявились достижения в развитии транспорта? 5. В чем проявились достижения в развитии связи? 6. Каковы положительные и отрицательные стороны абсолютистского правления во Франции, в том числе, – для развития культуры? 7. Каковы основные идеи французского Просвещения? 8. Каковы особенности французского искусства ХVII и ХVIII? 9. В чем особенности творчества Рубенса? 10. Жизнь людей на картинах голландских и фламандских художников? 11. Академизм и реализм английской живописи? Какие проблемы и черты быта у У. Хогарта актуальны и в наше время? 12. Каковы основные черты стиля барокко в архитектуре и его национальные особенности в отдельных европейских странах? 13. Что такое рококо? 14. В чем состояли особенности культуры эпохи просвещения в Голландии и Фландрии? 15. В чем состояли особенности культуры эпохи просвещения Германии? 16. В чем состояли особенности культуры эпохи просвещения в Англии? Литература 1. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI–ХIХ веков (до 70-х гг. ХIХ века. М., 1984. 2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999. 3. Искусство ХVIII века / Под ред.А.М. Кантора. М., 1977. (Малая история искусств). 4. Лилли С. Люди, машины, история / Пер. с англ. В.А. Алексеева. М., 1970. 5. Линник И.В. Голландская живопись ХVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980. 6. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 3 т. М., 1993–1996. 7. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись ХVII века. …. М., 1989. 8. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХV–ХVII вв. Реальность и символизм. М., 1994. 9. Фукс, Эдуард. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. Буржуазный век. Пер. с нем. М.,1996.
10. Шмит Г. Рембрандт. М., 1971. 11. Яковлев В.П. История европейской культуры ХVII–ХVIII вв. Ростов н/Д., 1992.
Занятие № 10. Тема: Архитектура и портрет в России ХVIII века Время 2 часа. Учебная цель: На основе изученного студентами лекционного материала дополнить их знания и образные представления од особенностях развития архитектуры и портретной живописи в России ХVIII в.; охарактеризовать особенности барокко в России. Занятие дополняет материалы лекции по теме 26 раздела 6. Учебные вопросы занятия 1. Растреллиевский С.-Петербург: Архитектура барокко и его памятники. 2. Архитектура раннего и строгого классицизма. 3. Портретная живопись петровской эпохи 4. Портретная живопись второй половины ХVIII в.: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Тематика сообщений студентов 1. Доменико Трезини (ок. 1670–1734). 2. Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771). 3. Савва Чевакинский (1709/1713–между 1774 и 1779). 4. Антонио Ринальди (ок. 1710–1794). 5. Юрий Фельтен (1730 или 1732–1801) 6. В.И. Баженов (171737 или 1738–1799) 7. Джакомо Кваренги (1744–1817) 8. И.Е. Старов(1745–1808). 9. Н.А. Львов (1753–1803). 10. Чарлз Камерон (1745–1812)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|