Перечень контрольных вопросов к экзамену
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 1. Культура и искусство первобытного общества 2. Месопотамия- колыбель искусства Востока: Шумер Аккад Вавилон 3. “.Их величества-Пирамиды…”: архитектура Египта периода Древнего царства 4. Искусство Древней Индии и Древнего Китая. 5. Буддизм в искусстве Древней Индии 6. Крито-микенское искусство 7. Античное искусство. Общая характеристика 8. Греческая скульптура: произведения Фидия, Мирона, Праксителя, Скопаса, Лисиппа 9. Античный театр. 10. гуманистическая направленность древнегреческого искусства 11. Культура и искусство Древнего Рима 12. Римский скульптурный портрет 13. Культура и искусство Византии 14. Искусство Киевской Руси. Христианизация Руси. Библия-Книга книг. 15. Древнерусская культура и искусство: зодчество иконопись литература 16. Русские иконописные школы 17. Искусство Московской Руси. Московский Кремль 18. Культура и искусство средневековой Японии 19. Общая характеристика искусства западноевропейского Средневековья 20. Романская культура Средневековья 21. Культура и искусство Европы позднего Средневековья. 22. Высокое Возрождение в Италии: общая характеристика 23. Титаны эпохи Возрождения (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Рембрандт) 24. Искусство Западной Европы ХVII века: барокко и классицизм 25. Культура и искусство Западной Европы эпохи Просвещения 26. Русское просвещение ХVIII века 27. Великие российские зодчие, ваятели и живописцы ХVIII – ХIХ вв. (по выбору) 28. Культура и искусство Европы ХIХ века 29. Шедевры мировой музыки: Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский 30. Культура и искусство России ХIХ в. 31. Архитектурные ансамбли исторического центра С-Петербурга (по выбору). 32. «Жемчужное ожерелье» пригородов Петербурга (по выбору)
33. Русская портретная живопись 18-19 веков: Боровиковский, Левицкий, Карл Брюллов, Тропинин, Кипренский, Крамской Репин, Серов. др. 34. Крупнейшие художественные музеи мира (по выбору). 35. Крупнейшие музеи России (по выбору) 36. Импрессионизм и импрессионисты: истоки и становление 37. Культура и искусство модерна. Северный модерн. Петербургский модерн. 38. Судьбы “стиля модерн” в искусстве ХХ века 39. Наука и техника в истории культуры конца ХIХ – ХХ вв. 40. Культура и искусство ХХ века – пути развития 5.3. Тестовые задания рубежного контроля Раздел 1. Введение в мировую культуру и искусство 1. Что такое “культура”? а) воспитание; б) цивилизация; в) все сознательное творчество. 2. В какую эпоху появилось искусство? а) культура мустье б) ориньякская культура в) солютрейская культура г) мадленская культура 3. Какие сооружения не относятся к памятникам мегалитической культуры? а) дольмены; б) кромлехи: в) менгиры; г) зиккураты. Раздел 2. Культура и искусство Древнего мира 1. В чем истинный смысл сооружения пирамид? а) величие народа; б) величие фараона; в) хранилище сокровищ. 2. Какова из версий происхождения этнонима “финикийцы” представляется Вам наиболее вероятной? а) от финики; б) от птицы Феникс; в) от финифть; г) от красящего вещества (пурпур); д) от Феникса, сына царя Агенора, брата Кадма и Европы, который поселился на земле, которой дал свое имя. 3. Какая из характеристик Библии кажется Вам наиболее вероятной и почему? а) сборник мифологических текстов Ближнего и Среднего востока; б) собрание россказней, собранных жрецами для обмана народа; в) история еврейского народа ХVII–ХIII вв. до н.э.; г) художественное произведение с яркими красочными образами; д) божественное откровение; е) собрание священных книг иудейской и христианской религий. Тест 7. В какую эпоху появились зиккураты?
а) шумерийско-аккадская культура IV–III тыс. до н.э.; б) культура Вавилонского государства; в) Культура Ассирийского; г) культура Нововавилонского царства. Тест 8. Когда и где возникло манихейство? Что это такое? а) в Персии в III веке; б) в Византии VI века; в) в Испании VIII века. Тест 9. Когда произошел расцвет Минойской культуры? а) ХVIII в. до н.э; б) в ХIV в. до н.э.; в) в ХII в. до н.э. Тест 10. Пинакотека на Акрополе – это художественное собрание: а) книг; б) скульптур; в) картин; г) фресок. Тест 11. Каким веком датируется Гомеровский период древнегреческой культуры? а) ХVIII век до н.э.; б) ХII век до н.э.; в)VIII век до н.э.; г)VI век до н.э. Тест 12. За свою красоту на Олимп был взят: а) Прометей; б) Орфей; в) Гефест; д) Геракл; е) Ганимед. Тест 13. Какое из чудес света находилось в эллинистическом Египте? а) висячие сады; б) фаросский маяк; в) гробница царя Мавсола; г) пирамиды. Тест 14. Парис вручил “яблоко раздора”: а) Елене; б) Афине; в) Афродите; г) Психее. Тест 15. Какой из греческих богинь соответствовала Церера? а) Гера; б) Афродита; в) Артемида; г) Деметра. Тест 16. Традиции культуры какого народа стали истоком римского портрета?: а) греков; б) критян; в) египтян; г) этрусков. Тест 17. Какой из римских поэтов-лириков написал “Письма с Понта”? а) Гораций; б) Овидий Назон; в) Вергилий; г) Гая Валерий Катулл; д) Гораций. Тест 18. Какие открытия мирового значения совершили не китайцы? а) порох; б) фарфор; в) бумага; г) колесо; д) компас; е) штаны; е) шелк; ж) книгопечатание. Тест 19. Какой бог индуисткой философии является разрушителем? а) Вишну; б) Шива; в) Брама. Тест 20. Для империи какой династии создана глиняная императорская армия? а) Хань; б) Сун; в) Цинь. Тест 21. К какому сословию принадлежали самураи? а) священнослужители; б) феодалы; в) ремесленники; г) крестьяне. Тест 22. Как называлась первая столица Японии? а) Киото; б) Токио; в) Нара. Тест 23. Каким ученым была предпринята наиболее успешная попытка расшифровки письменности майя? а) Ю.В. Кнорозовым; б) Н.И. Конрадом; в) Ф. Шампольоном; г) Генрихом Шлиманом. Раздел 3. Культура и искусство эпохи средневековья 1. Изобретение “греческого огня” произошло: а) в период эллинизма в IV–I вв. до н.э.;
б) в Византии VI–VIII вв.; в) в Византии IХ–Х вв.; г) в Византии ХI–ХV вв. 2. Какая из церквей Древней Руси была построена раньше? а) Десятинная церковь в Киеве; б) Софийский собор в Киеве; в) Софийский собор в Новгороде; д) Успенский собор во Владимире. Тест 26. Храмы Аджанты приобрели роскошный вид при: а) династии Гупта; е) династии Маурьев; д) династии Ашоки. Тест. 27 Кто такие ханифы? а) жители халифата; б) служители храма; в) искатели истины; г) слуги султана. Тест 28. В какой период произошло мусульманское возрождении е? а) персидско-арабский период; б) Андалусский период; в) Багдадский период. Тест 29. Название “Магриб” относится к территории: а) Северное побережье Африки; б) Передняя Азия; в) Средняя Азия; г) Аравия. Тест 30. Какое первоначальное значение имело понятие “камикадзе”? а) боевой клич; в) имя летчика, совершившего таран; г) самоубийство; д) божественный ветер. Тест 31. При какой династии столица Китая была перенесена в Пекин? а) Тан; б) Сун; в) Юань; г) Мин; д) Цинн. Тест 32 .В каком из средневековых государств Африки официальной религией было христианство? а) Куш; б) Аксум; в) Мали; г) Канем-Борну; д) Мономотама. Тест 33. Какой собор является символом каролингской эпохи? а) в Ахене; б) в Кёльне; в) в Вормсе; г) в Аугсбурге; д) в Мейсене. Тест 34. В каком из перечисленных городов раньше других возник университет? а) Гейдельберг; б) Краков; в) Париж; г) Неаполь. Тест 35. Какие из перечисленных бродячих поэтов-певцов были студентами-школярами? а) трубадуры; б) труверы; в) миннезингеры; г) ваганты. Тест 36. Собор Нортр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) является образцом: а) ранней готики ХII–ХIV вв.; б) зрелой или высокой готика (20-е гг. – конец ХIII в.). в) поздней или “пламенеющей готики (ХIV–ХV вв.). 36. Донжоном в средние века называлось: а) колокольня; б) минарет; в) крепостная стена между двумя башнями. г) центральная башня замка. Тест 37. Какой из предметов не входил в средние века в понятие изучашихся в школе “семи свободных искусств”? а) астрономия;
б) арифметика; в) гармония; г) геометрия; д) грамматика; е) диалектика; ж) риторика; з) поэзия. Тест 38. Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства возник? а) VI–VIII вв.; б) IХ–Х вв.; в) ХI–ХII вв.; г) в ХIV в. Тест 39. Готический стиль средневекового западноевропейского искусства возник? а) VI–VIII вв.; б) IХ–Х вв.; в) ХI–ХII вв.; г) в ХII–ХIV вв. Тест 40. Влияние готики больше всего сказалось в моде? а) Германии ХIII в.; б) Италии ХIV в; в) Бургундии ХV в.; г) Франции ХIV–ХV вв. 5.4. Вопросы текущего контроля 1. Какова взаимосвязь материальной и духовной культуры? 2. Каково соотношение понятий “культура” и “общество? 3. В чем отличие понятий “культура” и “цивилизация”? 4. Каковы главные мотивы пещерной живописи? Объяснение учеными их происхождения. 5. Как развитие скотоводства повлияло на расселение людей на Земле? 6. Почему художники палеолита перешли к более схематическому изображению людей и животных? 7. Какова роль обработки металла в развитии культуры? 8. Каковы политические последствия овладения человеком техникой обработки железа? 9. Основные особенности Гальштатской культуры. 10. Характерные черты кельтского художественного стиля. 11. В чем причины культурного отставания Европы от Востока в эпоху бронзового и железного веков? 12. Чем объясняются особенности строительства и архитектуры Месопотамии? 13. Считаете ли Вы ”Законы Хаммурапи” “справедливыми и законными” (по его словам)? 14 Почему зиккурат Вавилонской башни считался святилищем всего государства? 15. Как египетская мифология отражала реальные картины жизни древнего Египта? 16. Каковы различия в происхождении письменности в Шумере и Древнем Египте? 17. Что можно узнать о жизни и религии древних египтян, раскапывая их погребения? 18. Функциональное назначение искусства в Древнем Египте. 19. Каковы главные отличия древнеегипетского искусства от первобытного 20. Почему у древних евреев возникла монотеистическая религия и каковы отличительные черты иудаизма? 21. В чем историческое и культурное значение закона Моисея? 22. В чем состоит культурно-историческое значение императора Александра Македонского? 23. В чем состоит культурно-историческое значение Корана? 24. Чем вызван подъем культуры в Арабском халифате? 25. В чем проявилось влияние персидской культуры на культуру других народов? 26. В чем состоят особенности Минойской культуры от других культур древнего мира. 27. Что Вы узнали об образе жизни древнего Крита из материалов раскопок Кносского дворца? 28. В каком художественном стиле европейского искусства использовались мотивы Минойского искусства? В чем это проявлялось?
29. Роль древнегреческих мифов в духовной жизни общества? 30 Отличия древнегреческого искусства от искусства Древнего Востока. 31. Почему в Древней Греции театр называли “школой для взрослых”? 32 Что способствовало расцвету культуры в Афинах времени Перикла? 33. Основные черты эллинистического мировоззрения их отражение в искусстве? 34. Роль и значение древнегреческой культуры в развитии европейской культуры. 35. Что мы узнаем о культуре этрусков из раскопок этрусских захоронений? 36.В чем отличие искусства этрусков от древнегреческого искусства? 37. Что заимствовали римляне из культуры покоренных народов? 38. Основные особенности и историческое значение римского права. 39. Чем римская культура отличалась от греческой? 40. Влияние творчества Вергилия на мировую литературу? 41. Что нового создали римляне в архитектуре? 42. Особенности развития скульптурного портрета в древнем Риме и его отличие от древнегреческой скульптуры? 43. “Махабхарата” – энциклопедия жизни древней Индии. 44. Значение реинкарнации для индусов. 45. Основные идеи индуизма. 46. Главные отличия буддизма от ведической религии. 47. Основные положения этико-политического учения Конфуция. 48. Соотношение конфуцианкого культа и древнекитайской традиции. 49. Идеи даосизма и его влияние на развитие китайского общества. 50. Вклад китайских ученых в развитие мировой науки. 51. Особенности буддизма в Китае. 52. В чем особенности проникновения буддизма в Японию? 53. В чем проявилось китайское влияние на японскую культуру? 54. Влияние феодальных междоусобиц ХII–ХVвв. на развитие японской культуры. 55. Влияние идеологии дзен на японское искусство. 46. Особенности развития традиционного японского театра. 57. Почему Восточная римская империя оказалась более прочной, чем западная римская империя? 58. Почему вопросы христианской веры часто приобретали в Византии политическое значение? 59. В чем функциональное отличие архитектуры византийских храмов от античных? 60.Почему византийские художники не пользовались законами перспективы? 61. Основное различие между западным и восточным богословием. 62. Основа, на которой формировались древнерусский культ и искусство. 63. Роль протопопа Аввакума в развитии русского искусства. 64. Суть церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Характерные черты русского иконописного стиля. 65. В чем смысл идеологии и деятельности ханифов? 66. Каким историческим потребностям арабов отвечал ислам? 67. На чем держалось единство мусульманских империй? 68. Причины столь быстрого распространения ислама. 69. Причины подъема культуры в арабском халифате. 70. Вклад в науку арабских ученых. 71.Особенности андалусской мусульманской культуры. 72. Ваше отношение к утверждению: “Военные успехи служат предпосылкой культурного развития (на примере истории арабов). 73. Роль арабской культуры в развитии европейской средневековой науки и культуры. 74. Что такое “каролингское возрождение”? 75. Кто придумал прозвище вождю гуннов Аттиле (“Бич Божий”) – христиане или язычники? 76. Согласны ли Вы с утверждением: “Всякое государство создается силой оружия” (например, Франкское государство). 77.Чем можно, по Вашему мнению, объяснить причины крестовых походов? 78. Конфликт Григория VII и Генриха IV: борьба за власть, или столкновение мнений о роли церкви в жизни общества? 79. Как воздействовали на нравы феодальной Европы различные религиозные культуры? 80. Все ли жители средневековой Европы ХII – ХIII вв. – христиане и отличались ли они веротерпимостью? 81.Каким образом искусство готики выражало мировоззрение Средневековья позднего периода? 82. В чем отличие готических соборов от романских? 83.Отличия взглядов Фомы Аквинского от Роджера Бэкона. 84. Как пробудившийся интерес к античности влиял на духовную жизнь? 85. Какой тип личности характерен для мировоззрения Возрожден6ия? 86. Сущность реформы Мартина Лютера. 87. Почему 500-летнее открытие Америки столь повлияло на бытовую и духовную жизнь европейцев, а открытие Америки викингами (1000 лет назад) забылось? 88. драматизм мироощущения человека в эпоху барокко. 89. “Совершенный человек” в искусстве Просвещения. 90. Жизнь и творчество И.С. Баха. 91. Великий Моцарт: музыка и судьба. 92. Русская музыка ХVIII века. 93. Романтические герои в искусстве: общее и национальные особенности. 94. Романтика природы в литературе и живописи. 95. Легенды и сказки в искусстве романтизма. 96. Особенности русского реализма в литературе и живописи. 97. “Мир искусства” и “мирискусстники”. 98. “Русские сезоны” в Париже под руководством С.П. Дягилева. Художник Л.С. Бакст. Артисты балета: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, М.М. Фокин. 99. Поиски “идеала”: от Татлина до “бульдозерной выставки”. 100. Классики и авангардисты в искусстве ХХ в. (по видам искусств на выбор). 102. Тема войны и человеческой судьбы в искусстве ХХ века (по выбору: литература, театр, изобразительное искусство). 103. Советское кино: от С. Эйзенштейна до А. Тарковского. 104. Конструктивизм (архитектура). 6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ А Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть; создается разветвленный бюрократический аппарат. Австралопитеки (от лат australis– южный и pítēkos – обезьяна) – ископаемые низшие человекообразные приматы, передвигавшиеся на двух ногах в Восточной (зинджантроп) и Южной Африке (ок. 3 млн. лет назад). Адат (араб обычай) – обычное право у некоторых мусульманских народов, когда судебная власть сосредоточена в руках старейшин, иногда существует в форме местных обычаев, не противоречащих законам. Академизм (фр. académisme) – 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании; 2) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях ХVI–ХIХ вв. Акмэ, акме () – время расцвета, вершина жизни мужчины (35–40 лет). Акмеизм (от греч. akmē – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии 1910-х гг.. провозгласившее освобождение от символических порывов к идеальному, возврат к стихии “естества”; одновременно склонность к эстетизму и камерности. Анимизм (от лат. anima – “душа”) – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо частях тела). Антаблемент (франц. entablement) – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера (членится на архитрав, фриз, карниз. Антропогенез (от греч. antrōpos – человек и genesis – происхождение, возникновение) – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека. Антропоморфизм (от греч. antrōpos – человек и morphē – вид, форма) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифических существ. Антропология (от греч. antrōpos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Антропоцентризм (от греч. antrōpos и центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Архитектура (лат. architectura от греч. architékton – строитель), или зодчество – здания и другие сооружения, а также их комплексы, создающие среду, необходимую людям для их жизни, часть материальной и одновременно духовной культуры, эстетически формирует окружение человека. Б Базилика(греч. “царская”) – в Афинах присутственное место архонта-базилевса для судебных заседаний и торговых сделок в виде прямоугольного здания из трех залов; со временем многие из них были превращены в христианские храмы. Бейт – (араб., букв. – дом) – отдельный стих, состоящий из двух полустиший, единица поэтической речи в арабской, персидской и тюркской литературе. Из бейтов составляются газели и касыды. Библия (греч. “книги”) – первоначально свод иудейских священных трудов и нравоучительных текстов (с ХIIв. до н.э.); в III переведена на др.-греч. язык; в дальнейшем в составе Библии стали различать Ветхий завет (собственно Библию) и Новый завет – священные книги христианской религии Брахманизм (начало I тыс. до н.э.) – вторая стадия (после ведической религии) индуизма, связанная с приспособлением к местной религии индоиранских народов, пришедших в Индию с верховными богами Брахма, Вишну и Шива. Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, возникшая в Индии в VI–V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхарта Гаутама, или Будда (санскритск., букв. – “Просветленный”). Конечная цель – нирвана – состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с “божественной первоосновой” и Вселенной. Закон кармы – “воздаяния”. Закон кармы – “воздаяния”. Буддизм в виде Махаяны (“большой колесницы”) как божество: “широкий путь спасения”; вера в ботхисатв (“святых”). Буддизм в виде хинаяны (“малая колесница”), или “узкий путь спасения” – отказ от связи с земной жизнью. В Ваганты (от лат vagantes – бродячие) – бродячие нищие студенты, школяры; в ХII–ХIII вв. были носителями вольнодумной мысли и ново этики, что выражали в своей песенной культуре; высмеивали введение целебата (безбрачия) священников. Вакханалии, вакхические празднества – оргиастические празднества (мистерии), веселые пиршества в честь Вакха-Диониса, на которые первоначально допускались только женщины; со временем превратились в ночные оргии (запрещены в 186 г. до н.э.). Веды (санскр. веда, букв. – знание) – памятники древнеиндийской мифологии и литературы с конца II тыс. до н.э. (собрания гимнов и жертвенных формул – Ригведа; трактаты – брахманы и упанишады. Ведическая религия – ранняя стадия формирования индуизма, известная главным образом по ведам; для нее характерны обожествление сил природы, жертвоприношения, совершаемые брахманами, вера в переселение душ на основе кармы (“действие”). Пантеон: Индра, Митра, Вишна, Агни и др. Ветхий завет – составная часть Библии, признанная священной книгой двух религий – иудаизма и христианства; представляет собой сборник произведений др.-евр. литературы, созданных между ХII и II вв. до н.э.. В Ветхий завет включают 39 книг, которые объединяются в три раздела: Пятикнижие (др.-евр. Тора – учение, законы), Пророки, Писания. Вишну – в ведической религии солнечное божество не игравшее большой роли, в брахманизм е и индуизме великий бог-охранитель, один из трех главных богов (наряду с Шивой и Брахмой); в средние века почитался в образах Кришны и Рамы его аватарах (перевоплощениях). Вишнуизм – одно из двух главных течений в индуизме (наряду с шиваизмом), распространено в Северной Индии. Возрождение (Ренессанс) как период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ХIV–ХVI вв., в др. странах конца ХV–начала ХVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени, от культуры поместья и рыцарского замка к городской культуре. Для Возрождения характерны: гуманизм, антиклерикализм (секуляризация), обращение к античному наследию. Характерно появление “ренессансного человека” (изменение представления о человеке от “сосуда греха” к “венцу творения”). Г Газель (араб.) – вид лирического стихотворения в поэзии народов Востока, состоит из5–12 бейтов. Гладиаторы (от лат. gladius – “меч”) – в Риме цирковые бойцы, обычно комплектовавшиеся из военнопленных и рабов. Гоминиды (от лат homo – челомек) – семейство отрядов приматов, включает человека современного типа (Homo sapiens) и ископаемых людей (питекантропо в, неандертальцев). Готика (от ит. gotico – готский) – готический стиль в архитектуре позднего Средневековья (ХII–ХIV вв.), сменивший романский стиль. Термин “готика” возник в Италии ХVI в. и выражал отрицательную оценку искусства позднего средневековья, как примитивного и варварского. Первые признаки готического стиля появились во Франции в ХII в. и развивались поэтапно на протяжении ХII–ХVвв. во всех европейских государствах. Для готического стиля характерна каркасная система со стрельчатыми арками, ажурные башни соборов, большие стрельчатые окна с многоцветными витражами. Графика (греч. graphikē от греч. graphō – пишу) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и т.д.) На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Гуру – наставник, учитель, наиболее почитаемая личность в Индии. Д Дольмены (от бретон. tol – стол и men – камень) – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Сооружались как родовые усыпальницы. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. Дао – (кит. букв. – “путь”, “мировая основа бытия”, одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме – закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Джайнизм – одно из направлений индуизма, названная по имени легендарного основателя – Джайна; возникла ок. VI в. до н.э. Даосизм. Учение Лао-Цзы – легендарного современника Конфуция. Даосизм (с IVв. до н.э.). Подчинение выбранному Небом закону, принцип неделания, бездействия; воздержание как начало нравственного совершенствования. С даосизмом связано множество народных легенд о небесных феях, эликсире бессмертия, монахах-волшебниках. Демократия – (от греч. dēmos – народ и krátos – власть: “власть демоса”, “народовластие”) – одна из форм государственности, а также общественный и государственный строй, характеризующийся в древности правом граждан на владение землей, свободу слова в народном собрании. Дзен-буддизм (“дзэн” – “погружение”) – японский вариант чань- буддизма: сущность бытия постигается через “просветление”, которого можно достичь через труд, путем духовной работы и медитации; прославление бедности и одиночества, поклонение перед красотой преходящего. Дервиш (перс. букв. – бедняк, нищий) – член религиозно-мистического (суфийского) братства, суфий; в более узком смысле – аскет, ведущий бродячий образ жизни. Е Ереси (от греч. háiresis – особое вероучение) – в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Ж Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок. З Зиккураты (аккадск. – монументальные культовые башни с “жилищем Бога” IV–Ш тыс. до н.э. в Шумере (Древней Месопотамии). Зинджантроп (Зиндж – арабское название Восточной Африки, в частности – Танзании), открытая супругами Лики развитая форма австралопитека Восточной Африки. Зороастризм (от имени пророка Заратуштры, в греч. произношении – Зороастра) – религия широко распространенная в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, ныне сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Священный канон – “Авеста”. Основные принципы противопоставление и борьба двух вечных начал – добра и зла, света и тьмы и вера в конечную победу добра в образе верховного божества – Ахурамазды.
И Идеализм (от греч. idéea) – общее название философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое первично, а материя – вторично. Иероглифы, иероглифическая письменность (от греч. hieros – священный и glyphē – то, что вырезано) – древние рисуночные знаки египетского письма, а также – китайского и японского. Индуизм – одна из крупнейших по числу приверженцев религия мира, сформировавшаяся на основе ведической религии и брахманизма в I тыс. н.э. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) В качестве священных почитаются животные – корова, змея, реки (Ганг) и растения (лотос). Существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма. Йога (санскр., букв. – связь, единение, сосредоточение, усилие): 1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, ставящей целью достижение состояния “освобождения” (нирваны); 2) одна из систем индийской философии, основанная Патанджали (“Йога-сутра”, II в. до н.э). Импрессионизм (фр. “ímpression” – “впечатление”) – направление в живописи, зародившееся в 1860-х гг., получившее название от картины Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” (1874), стремившегося запечатлеть реальный мир в его изменчивости и передать свои мимолетные впечатления Искусство – 1) художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и т.д.; 2) В узком смысле – изобразительное искусство. Ислам (араб букв. – покорность)– одна из наиболее распространенных (наряду с христианством и буддизмом) религий; ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Иудаизм – монотеистическая религия с культом Яхве, возникшая в I тыс. до н.э., изложенная в Талмуде и распространенная среди евреев. К Кааба (от араб ка’б – куб,) – священный храм мусульман в Мекке, имеющий форму куба;. в восточном углу святилища находится священный черный камень – метеорит. Каббала (др.-евр. букв. предание) – тайное знание в иудаизме о законах мироздания, аллегорическое толкование Библии, окончательно оформившееся в Андалузии (ХIII в.). Карма (санскр. – деяние) – в брахманизме (индуизм е) закон воздаяния, результат действий в прошлых рождениях. Касыда (араб.) – жанр восточной поэзии, крупная поэтическая форма, чаще всего панегирического содержания, объемом 20–200 бейтов. Католицизм – одно из основных направлений в христианстве появившееся в результате разделения христианства на католицизм и православие в 1254–1204 гг.; отличается строгой централизацией – монархический центр – папство. Особенности католицизма – добавление к “символу веры” (в догмат Троицы) догмата о непорочном зачатии девы Марии, о непогрешимости папы, безбрачие священников (целибат). Конструкционизм – направление в советском искусстве в 1917–начале 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека, проявилось в проектах архитектурных сооружений, конструировании мебели, посуды, моделей одежды и т.д. Конфуцианство – этико-политическое и философское учение в Китае, связанное с именем Кун-цзы (“мудрый старец”) или по-европейски Конфуцием (551–479 гг. до н.э.), возникшее в VI в. до н.э. Своими принципами провозгласило: моральное совершенствование, почтение к родителям, выполнение долга, освящение власти императора, получившего мандат на управление от Неба. Со II в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911–1913 гг. являлось официальной религией Китая. Коран (араб кур’ан, букв. – чтение) – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки VII–VIII вв. Кришна – воплощение (аватара) Вишну, наиболее почитаемое в индуизме и представленное в двух образах – мудрого царя-воина и божественного пастуха. Кришнаизм – течение в индуизме, в котором Кришна и Рама как перевоплощения Вишну выступают как боги всеобъемлющей любви. Кроманьонцы (от названия грота Cro-Magnon во Франции) – обобщенное название современных людей ископаемого вида (неоантропы) эпохи позднего палеолита (самые ранние ок. 40 тыс до н.э.). Кромлехи (от бретон. crom – круг и lech – камень) – мегалитическое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Сев. Франции, Великобритании и др. странах. Родоплеменные святилища. Культура (от лат cultura – возделывание, обрабатывание, воспитание, образование) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, все, созданное им помимо природы (natura), включая одомашнивание животных и селекцию культурных растений. Культура делится на материальную и духовную, но грань между ними весьма условна. Многозначность понятия “культура”. Массовая культура. Элитарная культура. Субкультура. Контркультура. Л Ламаизм – тибетско-монгольская форма северная ветвь буддизма – в Тибете как буддизм с VII в.; в ХIV–ХV вв. как ламаизм (также у бурят, калмыков, тувинцев, в отдаленных районах Непала и Индии). Лары (римск. мифология) – домашние божества, хранители очага, семьи и имущества, глава семьи был верховным жрецом культа Лар. Легион – первоначально (в эпоху царей) – все римское ополчение; позднее – высшее воинское соединение, насчитывавшее 4500 человек. М Магия или шаманизм (от греч. mageia – колдовство) – форма первобытных верований, вера в возможность человека особым образом воздействовать на других людей и явления природы. Манихейство (от Мани) – дуалистическое религиозное учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных принципов бытия (сер. III в. н.э.); позднее господствующая религия в Уйгурском государстве (VIII в.). Материализм (от лат materialis – вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания, что материя первична и никем не сотворена. Мегалиты (от греч. mégas – большой и – камень) – культовые сооружения III–II тыс. до н.э. из огромных каменных глыб – дольмены, менгиры, кромлех и. Отсюда – мегалитическая культура Мезолит (от греч. mesos – средний и lithos – камень) – средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. ХII / Х–VI / V тыс. до н.э.), характеризуется появлением микролитов – маленьких кремневых орудий, употреблявшихся в качестве вкладышей, лука, стрел, приручением собаки. Менгиры (от бретон. men – камень и hir – длинный) – мегалитическое сооружение, вертикально врытый в землю длинный камень (4–5 м и более) в память отдельных членов рода. Известны в Зап. Европе, Сев. Африке, Индии, Сибири и на Кавказе. Минбар – кафедра в мечети. Мистерии (от греч. mystērion – тайна) – обряды тайных религиозных культов; в древности наиболее известными были Элевсинские мистерии в честь Персефоны и Деметры (в сентябре–октябре в г. Элевсине недалеко от Афин). Михраб – ниша в мечети, расположенная в сторону Мекки. Мифология (от греч. mythos – предание, сказание) – 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях. Демонах, духах и т.д.); 2) наука, изучающая мифы. Модерн – (от фр.moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ–начала ХХ вв.: новые технико-конструктивные средства, свобода планировки, своеобразный декор, акцент на индивидуальность зданий. Трагедия модерна как трагедия напряженного и интенсивного творчества, не достигшего гармонической завершенности. Художественные объединения: “Гильдия века” в Англии (1892) Сецессион (“Отделение”, “уход”) – объединения художников в Германии и Австро-Венгрии (Мюнхен, Берлин, Вена) и пропаганда “нового искусства”: модерн в России, “ар нуво” во Франции и Бельгии, югендстиль в Германии, “либерти” в Италии, “модерн стиль” в Англии, “сецессион” в Австро-Венгрии, “стиль Тиффани” в США. Мозаика (франц. Mosaїque) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамической плитки. с помощью связывающего раствора; появилась в Греции с V в. д о н.э. под влиянием Востока. Монотеизм (от греч mono – единый и греч. theós – бог; единобожие) – система религиозных верований. Основанная на единобожии. Мусульманин (араб., букв – “покорный Богу”) – приверженец ислама. Мусульманство: см. ислам. Н Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм человеческого сознания. В Западной Европе начала складываться с ХVI–ХVIIвв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|