Считайте своих учеников экспертами
Помогая людям овладеть навыками, необходимыми для более успешного управления конфликтом, важно признавать ценность их личного жизненного опыта. Попытки привить группе то, что, по вашему мнению, ей нужно знать, не увенчаются успехом. Если вы будете говорить нечто такое, что противоречит чьему-либо опыту или существующей точке зрения, это либо заставит ученика открыто высказать свое несогласие и вызовет у него нежелание сотрудничать, либо полностью «выключит» вас. Подобные реакции — не только классические ночные кошмары любого тренера. Они также могут значительно снизить возможность и готовность членов вашего семинара учиться. Если вы со всем своим умением и энергией используете семинар для того, чтобы подвести людей к своим предвзятым выводам, они запомнят свое сопротивление лучше, чем ваши слова, и затраты времени с обеих сторон не дадут никаких позитивных изменений поведения. Подход, который я использую, чтобы избежать этой ловушки, заключается в следующем: лучшее, что я могу сделать для семинара по обучению навыкам управления конфликтом, — создать уютную обстановку для занятий. Когда смотришь на обучение навыкам управления конфликтом с этих позиций, твоя энергия как фасилитатора направлена не столько на попытки управлять реакциями учеников, сколько на обстановку, в которой проходят занятия, и на их структуру. Полезно считать людей, посещающих семинар, специалистами в данной области. Возможно, они еще и сами не осознают этого, но с вашей помощью поймут, насколько ценны их жизненный опыт, информация и мнения. Если бы вас попросили провести симпозиум ученых-конфликтологов с мировыми именами, вы бы: • поблагодарили их за то, что они приняли ваше приглашение, признали их компетентность и проявили уважение к тому, что они говорят;
• задали им вопросы, которые позволили бы вам оценить уровень собственной подготовки в этой области; • сделали симпозиум интересным для них; создали условия для их творчества и такую обстановку, в которой им было бы комфортно обмениваться идеями; • записывали то, что они говорят и делают, чтобы сохранить их идеи; • попросили их отметить, что они позаимствовали друг у друга, и поинтересовались, что они собираются делать дальше. Если вы будете вести семинары так, как написано в этой книге, то окажетесь в окружении людей, имеющих весьма разнообразный жизненный опыт и идеи, связанные с конфликтами. Возможно, у них недостаточно навыков для того, чтобы управлять конфликтом, и их никогда не просили систематизировать свои мысли о нем, но в течение жизни у каждого сложились свои представления о конфликте. У них есть свои теории конфликта и реальный практический опыт, который помог им создать эти теории. Именно поэтому участники вашего семинара — эксперты в самом прямом смысле этого слова. Ваша задача как фасилитатора — облегчить этим людям признание собственного опыта и опыта других людей. С вашей помощью они проверят свои выводы, сравнят комментарии, а также создадут и тщательно исследуют новые теории. Относитесь к ним с уважением Вам нужно ценить своих учеников. Независимо от того, что вы как фасилитатор читали либо слышали о конфликтах, и от того, что вы сами сделали в этой области, отдайте должное силе коллективного опыта, представленного в вашей группе. Учитесь у них Для группы ваш семинар должен стать возможностью учиться сообща. У вас две основные задачи: одна заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые помогут вам учиться у ваших экспертов, а вторая — в том, чтобы научить экспертов задавать такие вопросы, которые помогут им учиться друг у друга.
Вам нужно вести себя на семинаре так, как ведет себя человек, представляющий свой проект группе компетентных коллег. Ваши ученики уже знают, что такое конфликт. Вы должны дать им некую систему, которая поможет им прояснить и творчески осмыслить свои знания. Как успешный коммуникатор вы дадите своим ученикам ровно столько, сколько им нужно для завершения задания, а в том, что касается достижения их цели, положитесь на них. Вы будете постоянно наблюдать за ними и следить за тем, чтобы на пути к цели люди не боялись обращаться за помощью. Вашим ученикам-экспертам нужно, чтобы вы признали их компетентность. В большинстве случаев, получая образование или участвуя в различных корпоративных программах, они привыкают к роли пассивных участников процесса обучения. Вы должны деликатно заставить их признать наличие у них собственных знаний и использовать их. Упражнения, которые выполняются во время занятий, начинаются с простых, доступных всем заданий, и постепенно переходят к более рискованным и сложным. Атмосфера взаимного уважения и поддержки, созданная с вашей помощью, облегчит участникам общение с рискованными ситуациями и благотворно скажется на их готовности учиться. Фиксируйте их знания Поскольку вам предстоит работа с группой экспертов, вам захочется зафиксировать то, чему они учатся друг у друга. Когда люди вместе, в их головах возникает немало светлых мыслей. А у некоторых могут появиться новаторские идеи, означающие прорыв для них самих, для вас, для группы и для компании. Подобные озарения могут случиться тогда, когда их никто не ждет. Кому-то нужно обсуждать идеи, а кому-то — проверять их на практике. Одни предпочитают читать и думать в тишине, а другие — сидеть, откинувшись на спинку стула, наблюдать и делать выводы относительно того, что делают остальные. Когда один из ваших экспертов высказывает идею — в виде наброска или в любом другом виде, — обязательно обратите на нее внимание. Прервите занятие на пару минут. Сверните с намеченного пути. Поинтересуйтесь, что думают другие. Но самое важное заключается в следующем: чтобы сделать каждое последующее занятие еще более результативным, используйте то, чему вы научились на предыдущих.
Используйте их открытия Энергия, знания, весь тот «навар», который образуется, когда люди собираются вместе и обсуждают свои собственные и чужие идеи, — как жалко будет потерять все это, если ваш семинар останется всего лишь двумя приятными днями, не оказавшими никакого долгосрочного влияния ни на группу, ни на компанию. Работая по этой книге, вы включите одни упражнения и откажетесь от других. Как бы вы ни поступили, используйте свой семинар для того, чтобы подтолкнуть людей к пониманию ценности конфликта в их компаниях. Используйте план действий, представленный в приложении 2.3, или составьте свой собственный. Обучение — пустая трата времени, если то, чему люди научились, не используется на практике. Знание вашей компании подскажет вам, каким должен быть ваш план действий, нужно ли предусматривать в нем системные изменения, или это должны быть изменения в индивидуальном мышлении и поведении. Какими бы ни были выводы, к которым пришла группа, помогите ей найти способ укрепить ее желание реализовать на практике то, чему она научилась. Книга «Навыки управления конфликтом» поможет вам вооружить своих учеников позитивным опытом. Если этот подход для вас нов и вы впервые проводите семинарские занятия, не отступайте от книги. По мере того как вы будете получать обратную связь от своих экспертов, ваш семинар изменится в соответствии с группой и местом, где вы работаете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|