Методические рекомендации К. Программе профилактики и коррекции суицидального поведения. Автор-составитель: Барабанов Р. Е.
Стр 1 из 7Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
Программе профилактики и коррекции суицидального поведения «Я — есть! »
Автор-составитель: Барабанов Р. Е.
Москва, 2018 I Раздел. Профилактика Актуальность В достижение цели сохранения жизни детей входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и систематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, использование средств физического воспитания и спорта). Комплексное определение здоровья гласит о том, что это относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации. Степень адаптированности может быть соотнесена с диапозоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которые ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в двух основных сферах: - адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства; - адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально- насыщенные связи с другими людьми и требуется социально- психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству. Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде.
В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Среди предлагаемых форм профилактики подростковой суицидности относят формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения Методология здоровьесберегающих, а мы говорим именно о сохранении жизни и здоровья, технологий в образовательных учреждениях строится на следующих принципах: · Комплексность; · Системность; · Целостность; · Динамичность (повторяемость); · Репрезентативность; · Методическое единство. При реализации данной программы необходимо осуществление всех этих принципов. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам (Жезлова, 1978, Амбрумова, Вроно, 1980). Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должен реализовываться данный раздел – дети 12-17 лет.
К сожалению, в современных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию мира ценностей человека, содействующих эффективному развитию социальных навыков или их отдельных компонентов. Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности школьников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Необходимо подчеркнуть, что данная работа входит в первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками указанного выше возраста, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет. Цель данного раздела – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе формирования ценностно-целевой позиции. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач: 1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями. 2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 4. Развитие системы психолого-педагогической поддержки подростков в воспитательно-образовательном процессе. 5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. 7. Коррекции психоэмоционального состояния методами БОС Знания , которые учащимся необходимо приобрести по окончании программы: - знания о ценности здоровья, жизни человека; - знания об эффективных способах поведения, решения проблем.
Умения и навыки , которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы: - умение принять себя; - навыки рефлексии, осознания себя; - социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими; - навык решения собственных проблем. - навык регуляции психоэмоционального состояния Формы контроля эффективности – тесты и опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию. Прогнозируемый результат в случае успешной реализации раздела будет: • расширение возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди подростков. Реализация данного раздела проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|