Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Факторы повышенного суицидального риска




    Факторы повышенного суицидального риска

Эсктраперсональные факторы Интраперсональные факторы
- Психозы и пограничные психические расстройства; - суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев); - подростковый период; - экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и др. ); - утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников; - конфликтная психотравмирующая ситуация; - пьянство, употребление наркотиков и токсикоманических средств. - Особенности характера, преимущественно шизоидного, сенсетивного, эпилептоидного и психастенического типов; - сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; - неполноценность коммуникативных контактных систем; - неадекватную личностным возможностям самооценку; - отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

 

Некоторые авторы (Чомарян, 1983) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

    Г. В. Старшенбаум (2005) выделяет четыре главных фактора, предрасполагающих к истинному суициду в подростковом возрасте:

    1) насилие, особенно сексуального характера;

    2) посттравматическое стрессовое расстройство;

    3) депрессия;

    4) дисморфофобия (глубокая озабоченность мнимыми или незначительными недостатками собственной внешности, отталкивающих окружающих).

    С большой долей уверенности можно говорить о наличии взаимосвязи между попытками самоубийств подростков и другими формами отклоняющегося поведения (побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами.

    Признаки суицидального поведения у несовершеннолетних

Для достоверного и своевременного начала работы по предотвращению возможных попыток педагогам, работающим с детьми 13-17 лет, необходимо иметь представление о признаках суицидального поведения.

1. Смерть и самоубийство становятся постоянными темами разговоров.

2. При прослушивании предпочтение отдается траурной или скорбной музыке.

3. Происходит раздача личных вещей, составление завещаний.

4. Ведутся разговоры об отсутствии ценности жизни.

5. Фантазирование на тему своей смерти.

6. Проявляющийся интерес (прямой или косвенный) к возможным средствам самоубийств (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п. ).

7. Частые прямые высказывания типа «Я не могу этого выдерживать», «Я нет хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».

8. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро это все закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.

9. Приобретение средств для совершения суицида.

10. Приведение дел в порядок, внезапное завершение долгосрочных дел.

11. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную безнадежность, неуспешность, беспомощность.

12.  Написание прощальных писем.

13.  Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.

14.  Несвойственная ранее молчаливость или, наоборот, высказывания со скрытым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.

15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

16. Проявление признаков депрессии:

- пониженное настроение, глубокая печаль;

- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и лабильность, раздражительность, слабость и плаксивость;

- потеря аппетита - переедание;

- повышенная сонливость- бессонница;

- снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;

- снижение внимания;

- нерешительность;

- апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим живой интерес;

- социальная самоизоляция, отход от друзей, семей, молчаливость;

- негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности;

- пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

- снижение полового влечения;

- снижение эффективности труда (в учебе, в быту);

- нарастание эмоционального напряжения.

17. Быстрая смена чувств, изменчивость настроения. Синдром тревожно - ажитированного поведения: внешне- подъем, однако с признаками суеты и спешки.

18. Апатия, отсутствие интереса к чему- либо. Бесполезное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении сонливость и оцепенение.

19. Паралич действия, который выражается в неспособности планировать и осуществлять текущие дела.

20. Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности. Высокая ранимость и бурные реакции на неудачи.

21. Употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания.

Такие методы, как лекция, беседа, дискуссия, просмотр и обсуждение художественных произведений, являются известными и используемыми методами. Важно, чтобы методики преподавания содержали элементы интерактивности и привлекали учащихся. Трудности могут возникнуть в связи с формой организации- занятия с элементами тренинга. Технологии проведения тренинга рассчитаны на активное участие каждого учащегося, поэтому необходимо оценивать в каждом отдельном случае протяженность по времени различных форм работы и моделировать процесс занятия (возможно удлинение по времени проведения одного упражнение и сокращение или отказ от проведения другого).

    Используемые диагностические методики:

    1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

    2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:

    3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга

    4. Тест «определение направленности личности Басса».

    5. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...