II Раздел. Коррекция
Цель раздела –коррекция и снижение склонности подростков к суицидальному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а так же формирование целенаправленных адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно – без нарушения личностного развития – преодолевать критические ситуации существования. По форме он представляет собой коррекционно-обучающий тренинг. Задачи: 1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе группы. 2. Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем: псевдопреодоление ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его. 3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования. 4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения. Раздел состоит из двух блоков: I. Арттерапевтического – на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции. II. Психодраматического – преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.
Особенность раздела заключается в том, что его можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями – акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой). Тематический план групповых занятий с подростками I. Арттерапевтический блок. Цель – коррекция эмоционально-мотивационной сферы. Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром. Цель – отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми. Занятие 1. Введение. Упражнения с цветами – используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте их смысловые значения. Исполнение темы. Упражнение знакомство – представьте себя группе, не прибегая к словам и пользуясь только рисунком. · Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий Ваш образ жизни; в рисунке отразите интересы, ценности, семью, друзей, род занятий. · Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения. Занятие 2. Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, отражающие особенности Вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения. Исполнение темы. «Автопортрет» - нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как Вам хотелось бы, что бы Вас воспринимали; изобразите, как Вас видит ваш друг и недруг. «Метафорический автопортрет» - нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного (можно изобразить фон).
· После создания образа расскажите о нем от первого лица. · Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть. · Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент. · Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения. Занятие 3. Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные переживания и, используя их, создайте какой-нибудь образ. Исполнение темы. «Грани моего Я» - изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образцы, отражающие разные грани вашей личности. Обратите особое внимание на расположение образов, их размер. · Разместите вокруг себя предметы и людей отражающих ваши взаимоотношения. · Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я». · Нарисуйте четыре «Я»: 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное – то каким хочу быть, 4) будущее. Занятие 4. Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета, (приятный и неприятный для вас) создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ. Исполнение темы. «Хорошее и плохое» - изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки. · Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны. · Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними. Занятие 5. Введение. Упражнения с цветами – создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой – из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.
Исполнение темы. Мои секреты: · Изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символической форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей. · Изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» - то, которое никто никогда или почти никогда не видел и не увидит. · Нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а)тревоги, б) тоски, печали, отчаянья, в) напряжения, г) в веселом приподнятом настроении.
· Придумайте историю, в которой эти состояния выступают в роли действующих лиц. Занятие 6. Введение. «Вырезанные формы» - начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура. Исполнение темы. «Желания» - изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний: · Что вы хотите, что является для вас привлекательным. · Что вы хотели бы уметь. · Каким вы хотели бы быть. · Нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться. · Нарисуйте то, с чем связанны ваши надежды. · Представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу. · Представьте, что вы подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж. · Изобразите себя в безопасном, приятном месте, а так же людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|