Раздел седьмой. Политические партии и выборы
Раздел седьмой Политические партии и выборы Участие в выборах как одна из важнейших форм активности политических партий в условиях демократии В условиях демократии выборы предоставляют политическим партиям возможность в полной мере реализовать все свои основные функции: - агрегации и артикуляции существующих в обществе интересов, ценностей и целей через формулирование предвыборных программ и лозунгов; - политического рекрутирования через подбор и выдвижение кандидатов на выборные должности; - политической социализации через проведение агитационной и разъяснительной кампании в предвыборный период; - согласования и принятия решений через исход борьбы на выборах. В силу этого выборы являются мощным стимулом партийного строительства и партийной деятельности. Первичное формирование политических партий наиболее эффективно поощряется введением пропорциональной избирательной системы. Так, партийное строительство в России в 1990-е гг. было стимулируемо в первую очередь проведением выборов половины депутатского корпуса Государственной думы по партийным спискам. Установленный при этом 5-процентный избирательный барьер был достаточно высоким, для того чтобы способствовать селекции партий, постепенному сокращению числа тех из них, кто заявлялся на участие в парламентских выборах (до этого аналогичным образом процессы формирования партийной системы развивались, в частности, в Западной Германии после конституирования ФРГ). Новый толчок к активизации партийного строительства в России и, в частности, к преодолению «верхушечного» характера подавляющего большинства партий, имевших слабую опору на местах, стало принятие федерального закона, требующего избирать по пропорциональной системе не менее половины депутатов и на региональном уровне.
При мажоритарной избирательной системе партийное строительство идет более медленно и зависит в первую очередь от устойчивости формируемых парламентских фракций. При этом, как правило, лишь самые крупные партии могут позволить себе выставить кандидатов в большинстве округов. Различия в деятельности политических партий в межвыборный и предвыборный периоды Приближение выборов, как правило, стимулирует деятельность политических партий даже в большей степени, чем государственных органов. На активность партий влияет и общее повышение интереса к политике в предвыборный период, и реальная возможность изменения их статуса, всего расклада политических сил по итогам голосования. Приближение общенациональных выборов часто заставляет политические партии проводить съезды и конференции, на которых утверждаются предвыборные платформы (зачастую носящие программный характер) и списки кандидатов. В зависимости от особенностей внутренней структуры партии, обсуждение на этих форумах может носить как формальный, так и неформальный характер. В любом случае они придают легитимность соответствующим партийным решениям. Предвыборная кампания значительно активизирует деятельность местных партийных организаций. Особенно это касается кадровых партий, местные отделения которых фактически имеют только одну задачу – провести через выборы своих людей во власть. Очень часто результаты выборов являются для центральных органов основным критерием эффективности деятельности местной партийной организации. В современных условиях выборы, как правило, являются для партий ключевым этапом также с точки зрения финансирования их деятельности. Затраты, необходимые для ведения избирательной кампании, заставляют партии резко активизировать сбор средств. Одновременно возрастает число инициативных спонсорских предложений, со стороны лиц и структур, стремящихся увязать успех партии на выборах с достижение собственных целей. С другой стороны, в странах, где осуществляется государственное финансирование партий (например в Германии), именно результаты выборов в важнейшие органы власти определяют, какие партии и в каком размере будут получать бюджетные средства в течение данной легислатуры.
Варианты взаимодействия центральных и местных партийных органов в ходе предвыборной кампании Важнейший момент во взаимоотношениях местных организаций и центральных органов партий в рамках предвыборной кампании, как правило, способный породить наиболее острые противоречия между ними – это подбор и утверждение кандидатов. В современных условиях в рамках почти любой партии местные организации принимают то или иное участие в этом процессе. Степень их участия может быть различной, но решающая роль почти всегда принадлежит высшей партийной бюрократии. Это можно увидеть, в частности, на британском примере. В консервативной партии все потенциальные кандидаты прежде всего должны получить поддержку центральных органов, а затем уже они подбираются для каждого округа из составленного на местах короткого списка. Таким образом, у местных организаций все же есть некий выбор и право голоса, но ограниченные. В лейбористской партии действует во многом схожая система: Национальный исполнительный комитет также составляет «парламентский список» кандидатов, каждый избирательный комитет округа готовит на его основе для себя короткий список, а выбирают кандидата из этого списка местные активисты. Либерально-демократическая партия имеет федеральную структуру, и входящие в нее партии Англии, Шотландии и Уэльса составляют собственные списки кандидатов. Только кандидаты, получившие поддержку, отдельных территорий, могут быть включены в число кандидатов, которых партия поддерживает в масштабах страны. Как пишут английские авторы, «исполнительный комитет каждой партии составляет короткий список кандидатов, и окончательный отбор их осуществляется путем голосования членов национальной партии. Эти процедуры кажутся демократичными, однако необходимо отметить, что число людей, которые влияют на отбор кандидата, обычно не превышает несколько сотен».
В российских партиях, как правило, действует иной принцип – «короткий список» составляется на местах, а утверждается, корректируется или отвергается в Москве. Однако и в данном случае количество лиц, участвующих в принятии решений, очень ограничено. При проведении общенациональных и наиболее важных региональных избирательных кампаний местные партийные организации, как правило, получают помощь от центральных органов партии, которая может заключаться в целевом предоставлении дополнительных финансовых средств и технического оборудования, в организации поездок в регион с агитационной целью авторитетных и популярных лидеров партии, в направлении на места политтехнологов и электоральных менеджеров (для этого в крупных партиях формируются специальные оперативные бригады таких специалистов). Манипулирование данными ресурсами также является одним из механизмов контроля местных организаций со стороны центральных партийных органов. Альтернативой такому порядку может служить развитие горизонтального взаимодействия местных партийных организаций. Такое взаимодействие на локальных выборах возможно при отсутствии синхронности их проведения в различных регионах. «Социальная база» и «электорат» партий Одной из важнейших характеристик политических партий является их опора на те или иные социальные группы. Однако та часть общества, чьи интересы и позиции партия выражает, и та часть общества, которая ее непосредственно поддерживает, зачастую не совпадают. Это обнаруживается и на выборах. Поэтому, например, О. П. Кудинов, считает необходимым разграничивать понятия «электоральная база» и «социальная база» партий. Они имеют много пересечений, но не являются тождественными. Социальная база – это социальные слои, группы и индивидуумы, чьи интересы и ценности в долговременной перспективе отражены в идеологической доктрине той или иной партии. Электорат – это те, кто непосредственно поддерживает данную политическую силу, голосуя за нее на выборах. В качестве иллюстрации О. П. Кудинов приводит выборы в Государственную думу 1995 г. Тогда социальная база таких партий и движений, как «Выбор России! », «Вперед, Россия», «ПРЕС», «Яблоко», «Наш дом – Россия», была во многом общей. В то же время каждое из этих объединений имело свой электорат. Следует отметить, что в российских условиях такое положение вещей обусловлено в первую очередь ориентацией большинства избирателей не на идейно-политическую платформу и конкретную программу действий партий, а на имиджевые характеристики их лидеров.
В странах с давно сформировавшейся, устойчивой партийной системой (особенно двухпартийной) существует категория избирателей, для которых голосование за ту или иную партию превращается в семейную традицию. Партийная лояльность в данном случае оказывается сродни конфессиональной принадлежности, и на нее не влияет ни переход избирателя из одной социальной страты в другую, ни радикальное идейно-политическое обновление самой партии. Правда, доля таких избирателей в последние десятилетия была все же не очень велика и имела тенденцию к снижению. Согласно проведенным исследованиям в США число наиболее стойких приверженцев какой-либо из двух основных партий составляет 17–20% от всего электората. В Великобритании еще в 1960-е гг. этот показатель держался на уровне 40%, но в течение 1970-х снизился в два раза. В современной России традиционная партийная ориентация характерна лишь для части коммунистического электората. Еще одним аргументом в пользу разграничения «социальной базы» и электората партий является существование популистских «партий-ловушек», у которых в принципе отсутствует четкая идейно-политическая платформа. Давая избирателям фактически несовместимые друг с другом популистские обещания и опираясь на харизму своего лидера, такая партия в принципе может не выражать ничьих иных интересов, кроме собственных и, тем не менее, собрать большое количество голосов. В определенных условиях и до определенных пределов достаточно успешная с электоральной точки зрения политическая партия вообще может представлять собой абсолютно жульнический проект. Таким образом, формирование предвыборной платформы, как и определение политического курса партии после выборов, может в различной степени зависеть от трех акторов: партийной элиты, избирателей (в том числе рядовых членов партии), и от спонсоров партийной деятельности (финансовых, организационных, имиджевых и т. д. ). В разных случаях каждому из этих элементов может принадлежать ключевая роль.
Партии и контроль за ходом подготовки и проведения выборов Контрольная функция является одной из важнейших для партий применительно к выборам в условиях демократии. Контроль партий за организацией и проведением выборов осуществляется через - делегирование своих представителей в состав избирательных комиссий; - организацию наблюдения на избирательных участках; - использование своих представителей в органах власти для инициирования депутатских запросов, расследований, связанных с нарушениями при подготовке и проведении выборов; - использование партийной печати для предания гласности выявленных фактов нарушений.
Неравенство политических партий в избирательном процессе Считается, что наличие в стране большого числа официально зарегистрированных партий, свойственное в современном мире многим демократическим странам, делает невозможным или затруднительным создание равных условий для их участия в самих выборах и в процессе их организации. В связи с этим крупным партиям, обычно определяемым по итогам предыдущих выборов, даются некоторые привилегии. В России, например, партиям, чьи списки кандидатов преодолели избирательный барьер на последних выборах в Госдуму, дано право автоматически регистрировать своих кандидатов на выборах всех уровней. В США это право во многих штатах предоставлено двум крупнейшим партиям – демократической и республиканской, что в немалой степени способствует сохранению в стране двухпартийной системы. Различными могут быть также возможности участия разных партий в формировании избирательных комиссий, их доступа к бесплатному эфирному времени в предвыборный период и т. д. В то же время критики такого подхода полагают, что предоставление привилегий крупным партиям нарушает основополагающий принцип - равенства избирательных прав - и означает недопустимое вмешательство в процесс принятия решения электоратом, нарушающее его чистоту. Выборы руководящих органов внутри партии Каждая партия представляет собой организованную структуру, в которой есть свои центры власти различного уровня. Эти центры, как правило, формируются на основе выборов. Выборы внутри партии так же, как и выборы государственных органов, могут носить формальный и неформальный характер – в зависимости от особенностей «внутрипартийного режима». Все же, поскольку партии в идеале представляют собой добровольные объединения близких по взглядам людей, проведение внутрипартийных выборов имеет свою специфику. По сравнению с выборами государственных органов партийные выборы чаще бывают открытыми, реже – прямыми, могут каждый раз проходить по меняющимся правилам, проводиться «по мере необходимости» и т. д. Выборы лидера партии приобретают особое значение в государствах с парламентской формой правления. Если в данном случае партия обладает парламентским большинством, то ее новый лидер автоматически становится премьер-министром. В крупнейших политических партиях парламентских демократий Запада в последние десятилетия шел процесс постепенной демократизации процедуры выборов лидера, расширения числа ее участников. Так, новый лидер консервативной партии Великобритании до середины 1960-х гг. определялся путем консультаций ведущих деятелей партии, а также их и монарха (в случае, если партия находилась у власти). Затем произошел постепенный переход к избранию лидера всеми членами парламентской фракции. В настоящее время установлен порядок, согласно которому если на пост лидера претендуют несколько сопоставимых по силам конкурентов, то парламентская фракция должна выявить двух фаворитов, кандидатуры которых выносятся на голосование всех членов партии. Процедура определения лидера лейбористской партии меняется в том же направлении, но с большей скоростью и изначальным опережением, по сравнению с тем, как это происходит у консерваторов. Р аздел восьмой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|