Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СНГ. Чечня. Северный Кавказ 16 глава




«Накануне.rи», 14.08.2008 Беседовал Сергей Хурбатов

 

РОССИЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ «ШЕСТЕРКОЙ» У «СЕМЕРКИ»

В эти дни Россия будет выводить свои войска из сопредельных с Южной Осетией районов Грузии. Что касается собственно территории непризнанной республики, то войска, которые там находятся (российско-осетинская часть корпуса миротворцев и те части 58-й армии, которые принимали участие в операции по принуждению к миру), безусловно, в таком количестве в относительно спокойное время не нужны. Но это совсем не означает, что там останутся одни миротворцы.

В соответствии с соглашением, подписанном сторонами при участии президента Франции, речь идет о праве российской стороны оставлять в Южной Осетии такое количество войск, которое необходимо для осуществления российскими миротворцами своей миссии. Я убежден, что в перспективе переговоры по продолжению миротворческой операции с Участием России или должны быть прекращены, или в любом случае зайдут в тупик. Ибо Грузия будет настаивать (и Запад будет ее в этом поддерживать) на введении многосторонних миротворческих сил, что не соответствует интересам югоосетинской стороны, да и российской тоже. Исходя из всего этого, мне совсем не кажется необходимым с кем-то договариваться о составе миротворческих сил.

На территории, которую мы были вынуждены оборонять после нападения, совершенного Грузией, в РЮО должны остаться российские воинские формирования, которые не будут уже иметь статус «смешанных сил по поддержанию мира» или чего-то подобного, а будут являться полноценным воинским контингентом Российской Федерации, который обеспечивает ее интересы за рубежом. Тем более что это будет происходить в соответствии с просьбой и договоренностями между Россией и Южной Осетией. Такая договоренность должна быть официально подписана, тем более что по историческим причинам, связанным с грузино-осетинским конфликтом, Россия должна узаконить свои отношения с Южной Осетией и признать тот факт, что эта непризнанная республика частью Грузии более не является. На территории Южной Осетии Россия должна разместить свою военную базу, хотя ее можно назвать и по-другому. Например, говорить о размещении воинского контингента. Опыт показывает, что без этого никаких гарантий невозобновления войны на Кавказе не существует.

Россия сейчас испытывает давление со стороны Запада. Нам угрожают исключением из «Большой восьмерки», приостановкой переговоров по вступлению в ВТО и многим другим. Если это будет плата за нашу самостоятельность, то я бы заплатил, не раздумывая. «Восьмерка» — это круг государств, в котором доминируют западные страны. Причем доминируют в этой организации именно из-за особенностей состава участников G8. В ней, например, никогда не состояли ни Китай, ни Индия. А Россия вступила в нее по желанию Бориса Ельцина, который хотел быть вместе с победителями в холодной войне, не замечая, что при нем мы находились в этой организации «на приставном стуле». Или, как высказался один политический деятель, «были «шестеркой» у «Семерки».

Вообще, исключение из «Большой восьмерки» было бы прецедентом. Если эта организация сама себя считает пупом Земли и структурой, которая управляет миром, то без России и целого ряда других стран этот мир — явно не полный. И весь остальной мир должен заинтересоваться, с чего это вдруг «Семерка» присвоила себе такие полномочия. То есть, исключив Россию, эта организация нанесет удар по своему собственному статусу.

Один из известных западных политологов, который подыскивал для России «наказание пострашнее», сокрушался о том, что ее нельзя исключить из «Восьмерки». Потому что не существует такой процедуры. Тогда, говорит он, нужно распуститься самим. И собраться уже в другом составе. Однако искусственность и вздорность подобного рода действий была бы ясна всем. Если западные страны хотят быть посмешищем — мы не можем препятствовать этому. Что касается вступления России в ВТО, то в этом отношении просто жаль потраченного времени. А что касается ВТО, то тем самым эта организация сама исключит себя из России. Для нее это — палка о двух концах. Какие еще могут быть «наказания»? Роспуск Совета Россия — НАТО?! Я и мои единомышленники были бы только признательны. Потому что ничем, кроме декорации, эта структура не является.

КМ.ру, 20.08.2008

 

ПОЧЕМУ НАМ НАДО СЕГОДНЯ ПРИЗНАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Чуть больше двух недель отделяет нас от той августовской ночи, которую разорвали грузинские залпы по Цхинвалу, но ни Осетия с Абхазией, ни Грузия с Россией уже не вернутся к прежнему состоянию. Мир изменился, и сегодня контрапункт в разговоре смещается: в дискуссии, права или не права была Россия в своей операции по принуждению Грузии к миру (это, судя по интервью, готов, в принципе, теперь признать даже новый американский посол в Москве), мы переходим к неизбежному «что дальше?». Государственная дума, как, впрочем, и президент России, и наша очень верхняя палата, Совет федерации, уже получила обновленное обращение Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с просьбой о признании их независимости и установления официальных Дипломатических отношений. Эпопея последних дней не дает никакой возможности, запрятав голову в песок, игнорировать эти просьбы — в этом случае мы продолжили бы делать вид, что верим в пресловутую территориальную целостность Грузии в границах бывшей Грузинской ССР. То есть в химеру, которая в действительности не существовала ни одного дня с момента распада Советского Союза; в неизменный повод к военным приготовлениям, провокациям и убийствам, а теперь и к войне; в миф, в который на самом деле сегодня не верят даже те, кто продолжа-ет о нем говорить — все равно где: в Грузии, на Западе или в России.

Уверен, что обе палаты Федерального собрания, которые соберутся Сегодня, 25 августа, рассмотрев обращение Абхазии и Южной Осетии и

поддержав их, в свою очередь обратятся к президенту Российской Федерации. На основании всех этих обращений, а также представления Министерства иностранных дел Дмитрий Медведев в соответствии со ст. 86 Конституции Российской Федерации, скорее всего, издаст указ, благодаря которому по крайней мере на российских картах появятся два новых независимых государства — Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Но точка в вопросе об их международном признании, безусловно, поставлена не будет.

Более того, надо быть готовым к тому, что на нас выльется очередной ушат лицемерия, сожалений, огорчений, гневных разоблачений и проч. в связи с этим нашим «непредсказуемым решением». Так и вижу Кондолизу Райс, а то и Николя Саркози, в который раз объясняющих с телеэкрана, почему Абхазия с Южной Осетией, в отличие от Косово, никогда не должны быть признаны. Своим разочарованием от новой «трагической ошибки» нашей политики с нами вновь поделятся мой старый университетский друг Николай Злобин, уже вконец запутавший меня разными адресами работы и местожительства, а также хор мальчиков, не вылезающих из эфира «Эха Москвы». К месту признаюсь, что это моя любимая радиостанция, которой — в отличие от Дугина — я желаю многих лет жизни. Я внимательно слежу, — а в эти дни — еще внимательнее, чем когда-либо, — за рассуждениями Леонида Радзиховского или, скажем, Леонида Млечина, но не потому, что жду 37-го года, чтобы выступить обвинителем по делу «их троцкистско-зиновьевского блока». То, что они озвучивают или описывают в связи с событиями на Кавказе, конечно, важно знать как срез настроений той части нашей элиты, включая и некоторых моих коллег по цеху, которая сейчас теряет голову от одной мысли, что наше самостоятельное признание Южной Осетии и Абхазии приведет нас к новой «холодной войне» или к чему-то подобному. Солидных людей, с уважением отзывающихся, например, о Маргарет Тэтчер и даже способных объяснить, пусть задним числом, к чему ей были Фолкленды. Но никогда не готовых к трудным решениям.

Не думаю, что нужно еще раз воспроизводить исторические или правовые аргументы, доказывающие право народов Абхазии или Осетии на создание и признание своих государств. После всего, что было сказано и в 2006 году, и раньше Владимиром Путиным и другими руководителями России о неизбежном влиянии «косовского прецедента» на проблемы конфликтов на постсоветском пространстве, после мартовского заявления Государственной думы «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья», прямо предупредившего, что нападение Грузии на Абхазию или Южную

Осетию поставит их признание в нашу повестку дня, непредсказуемым и непоследовательным с нашей стороны будет не это признание, а уход от него. На самом деле главное сомнение, прямо-таки привидение, довлеющее на впечатлительных людей в связи с актом узаконения наших отношений с прежде непризнанными государствами, — это страх перед реакцией Запада, боязнь за территориальную целостность самой России, а также сожаления об утрачиваемых связях с Грузией.

Отношения с Западом важны, но они никак не важнее нашей собственной безопасности, самого факта самостоятельного существования России и ее интересов в мире. Поведение США и ряда других западных стран, подручного им режима Виктора Ющенко на Украине как до, так и после военных действий не оставляет никаких сомнений в том, что поиск многостороннего решения о статусе Абхазии и Южной Осетии или, допустим, попытка добиться у этой части международного сообщества согласия на продолжение российской миротворческой операции в регионе ни к чему, кроме ущерба и связывания нам рук, не приведет. Время миротворчества в прежнем смысле и прежнем формате на Кавказе закончилось. Миротворчество предполагает добрую волю и хотя бы минимальное доверие к миротворцам всех сторон конфликта. Мы убедились, что никакой доброй воли для мирного разрешения конфликта у Грузии нет. Грузинские миротворцы из состава Смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии покинули свои посты и стреляли в спину российским миротворцам. Между прочим, не в первый раз. Россия больше не может подвергать своих военнослужащих риску, ограничивая их право на самозащиту в ходе миротворческих операций в Грузии. Напомню, что 106 российских миротворцев погибли в зоне грузино-абхазского конфликта с момента начала миротворческой операции в 1994 году в результате засад, взрывов и убийств, организованных грузинской стороной.

В интересах собственной безопасности и мира на Кавказе Россия Должна продолжить свое военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии по просьбе этих республик и на основе договоров с ними. Узаконение нашего присутствия — еще одна вызванная потребностями жизни причина признания Россией их независимости. Все, о чем мы должны Договариваться, быть может, с участием иностранных посредников, — это об условиях и форме демилитаризации прилежащей к Южной Осетии и Абхазии территории Грузии. На мой взгляд, демилитаризованный пояс Должен быть никак не меньше дальности огня дальнобойной артиллерии и установок «Град». По аналогии с южным Ливаном — неотъемлемой частью суверенного ливанского государства, где по настоянию

Израиля отсутствуют наступательные средства и вооружения. Переговоры на другие темы, согласие на какие-то международные конференции по Кавказу, услуги в проведении которых сейчас наперебой предлагаются, нужно отложить до лучших времен, чтобы сызнова, как в XIX веке, не проделать путь от Сан-Стефано к Берлинскому конгрессу.

Территориальная целостность России зависит не столько от чьей-то доброй воли извне, сколько от нашего внутреннего состояния и решимости. Предположение, будто кто-то из альтруистических соображений не воспользовался бы — с минимальными для себя рисками и если представится возможность — случаем расшатать нашу территориальную целостность после того, что произошло с Югославией и Советским Союзом, просто оскорбляет ум. В этой связи хочу обратить внимание, что российские автономии на Северном Кавказе, включая Чечню, оказали беспрецедентно активную поддержку федеральной власти при проведении операции по принуждению Грузии к миру. На примере всеобщей поддержки наших действий на Кавказе со стороны не только Северной Осетии, что естественно, или родственных Абхазии народов Адыгеи, Кабарды и Черкесии, но и со стороны Чечни, Дагестана и Ингушетии видно, как далеко мы ушли от ситуации 90-х годов. Можно сказать, что конфликт с Грузией выступил в роли стабилизирующего фактора во взаимоотношениях российского Кавказа с федеральным центром. «Мне не понятно, — пишет Руслан Кешев из «Черкесского конгресса» Кабардино-Балкарии, — когда проводят параллели между грузинской агрессией в Южной Осетии и войной в Чечне. Это совершенно не одно и то же. Там к власти пришел криминалитет, который вместо цивилизованного государства стал строить что-то средневековое — зарабатывая на торговле людьми, печатании фальшивых долларов. И, наконец, Чечня вторглась в Дагестан, тем самым поставив точку на своем суверенитете. В этой ситуации Россия просто обязана была вмешаться». Признание Абхазии и Южной Осетии — дополнительный повод для укрепления взаимопонимания с наиболее проблемной для России частью собственных регионов.

Наконец, люди, которые полагают, что, не признавая и дальше Абхазию и Южную Осетию, мы прокладываем путь к сердцам в Грузии, просто в очередной раз «дают маху», как удачно выразился Л. Радзиховский, говоря о своих предвоенных прогнозах поведения Михаила Саакашвили. Сердца в Грузии мы начнем отвоевывать, когда восстановим свой образ справедливого судьи в делах Кавказа, постепенно вернем беженцев или предоставим им новые возможности, создадим для лояльных нашему пребыванию людей — скажем, в Мингрелии и других соседних районов

Грузии — источники для благосостояния. И уж, во всяком случае, будем сурово карать за всякое мародерство. Но это, как вы понимаете, совсем не альтернатива признанию Южной Осетии и Абхазии. Которое, я надеюсь, начнется сегодня.

«Известия», 25.08.2008

 

МОСКВА ПОКА НАХОДИТСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ В ВОПРОСЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И АБХАЗИИ

Реакция международного сообщества сводится к осуждению действий Москвы. Причем, тональность этих высказываний не всегда одинакова — от крайне жестких заявлений, до призывов решать проблему мирным путем.

«Нужно уважать территориальную целостность Грузии», этот пункт обязательно присутствует в каждом заявлении западных стран и международных организаций. Сегодня на решение президента Медведева ополчились в Брюсселе. «Действия России поставили под сомнение ее участие в процессе мирного урегулирования и обеспечения безопасности на Кавказе, цитирует Рейтор совместное заявление стран НАТО. Впрочем, реакцию альянса нельзя назвать очень уж жесткой. Дальше призыва отказаться от признания Цхинвали и Сухуми члены военного блока пока не пошли. Словами осуждением сегодня ограничилась Евро-комиссия.

По-отдельности европейские страны были менее сдержанны. По мнению главы МИДа Франции Бернара Кушнера, Россия грубо нарушила международное право и ранее заключенные договоренности. Французский министр обвинил Кремль в том, что вслед за Абхазией и Южной Осетией, Россия планирует признать независимость Приднестровья в Молдавии и украинского Крыма. 0 том, что Москву вне всякого сомнения ждут некие политические последствия, говорил кандидат в президенты США республиканец Джон Маккейн. Его соперник Барак Обама считает, что нужно пересмотреть все аспекты отношений с российской стороной, если она продолжит в том же духе. По мнению сенатора-демократа, Штаты должны потребовать созыва срочного заседания Совета безопасности ООН. На съезде демократов находится спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, он отметил, что возмущению Тбилиси нет предела.

Говоря об окружении России, возможно, Бакрадзе, намекал на радикальное движение исламистов ХАМАС. Оно почти сразу поддержало шаг Москвы.

Другие союзники пока молчат, либо делают расплывчатые заявления как Китай, который надеется, что стороны решат проблему путем переговоров и консультаций. Примерно в таком же духе высказался президент Турции. Видимо, в некотором смятении находится Белоруссия. Однако в Минске уже стали раздаваться голоса в поддержку независимости Абхазии и южной Осетии. О необходимости такого решения в прессе говорят некоторые белорусские политики.

Россия должна способствовать расширению круга признания Южной Осетии и Абхазии, — заявил сегодня в эфире «Эхо Москвы» зам. главы думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. Он высказал надежду, что признать республики могут некоторые члены СНГ.

Запад не должен добиваться изоляции России, поскольку это будет контрпродуктивно, заявил в среду в Киеве министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибанд, сообщает агентство Франс Пресс. Во вторник глава британского МИД призвал создать коалицию по противодействию «агрессии России в Грузии». По словам Милибанда, «создание максимально широкой коалиции» является целью его визита в Киев. Британский министр назвал «неоправданным и неприемлемым» решение России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Милибанд считает, что это решение «усиливает и без того сильную напряженность в регионе».Он вновь заявил, что Великобритания полностью поддерживает независимость и территориальное единство Грузии.

«Эхо Москвы», 27.08.2008

 

СТРАНЫ ШОС НЕ БУДУТ ВСТАВАТЬ НА ЧЬЮ-ЛИБО СТОРОНУ ПО ВОПРОСУ О ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И АБХАЗИИ

Страны Шанхайской организации сотрудничества на саммите в Душанбе вряд ли четко заявят о поддержке или непринятии российской позиции по Южной Осетии и Абхазии, считает депутат Госдумы, глава института стран СНГ Константин Затулин.

«Главным будет стремление уклониться от ясной точки зрения и от того, чтобы встать конкретно на чью-то сторону», — сказал он «Интерфаксу» в среду.

Это, по мнению эксперта, объясняется целым рядом причин. «Первая из них — это наличие у ряда государств ШОС проблем с территориальной целостностью или, по крайней мере, потенциальных проблем с территориальной целостностью», — отметил К.Затулин.

Так, по его словам, для Казахстана актуальна проблема северных областей, которые в советское время были переданы Алма-Ате и населены преимущественно русским и русскоязычным населением.

«Это диктует очень осторожное отношение Казахстана к последним событиям», — добавил депутат.

Он также напомнил, что, например, в Киргизии постоянно идет противостояние между севером и югом страны, а в Таджикистане еще недавно шла гражданская война.

«Эти государства (Средней Азии — ИФ) будут, прежде всего, обеспокоены тем, чтобы не повторились события с автономистскими настроениями», — считает К.Затулин.

«Интерфакс», 27.08.2008

 

ОСЛОЖНИТ ЛИ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ЗАПАДОМ РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АБХАЗИЕЙ И ЮЖНОЙ ОСЕТИЕЙ

В.Кара-Мурза: Сегодня Совет Федерации ратифицировал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республиками Абхазия и Южная Осетия. Договоры, подписанные 17 сентября в Москве, еще 29 октября ратифицировала Государственная Дума. Документы призваны создать юридическую основу для развития отношений России с Абхазией и Южной Осетией. Отдельным пунктом прописана возможность предоставления гражданам России, Абхазии и Южной Осетии двойного гражданства. Российский рубль признается законным платежным средством на их территории.

Как известно, завтра президент России Дмитрий Медведев пребывает с визитом в Канны для участия в 10-й ежегодной конференции «круглого стола» промышленников России и Евросоюза. А в пятницу в Ницце он примет участие в саммите «Россия и Евросоюз», где встретится с председателем Европейского Союза президентом Франции Николя Саркози, председателем комиссии Европейского Совета Жозе Мануэлом Баррозу, а также представителем ЕС по общей внешней политике Хавьером Соланой.

Осложнит ли переговоры России с Западом сегодняшняя ратификация договоров о дружбе и сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией? Об этом мы говорим с первым заместителем главы думского Комитета по Делам СНГ, директором Института стран СНГ Константином Затулиным, он у нас на прямой телефонной связи.

Константин Федорович, по вашему мнению, случайно ли совпадение между сегодняшней ратификацией этих договоров и завтрашним визитом Медведева? И насколько оно удачно для России?

К.Затулин: Безусловно, это совпадение, то есть этого никто специально не придумывал. У Федерального Собрания свой график работы. И законопроекты о ратификации договоров, подписанных президентами Медведевым и Багапшем, Медведевым и Кокойты, поступили некоторое время назад в Государственную Думу, а теперь, после того, как Государственная Дума их одобрила, ратифицировала, поступили на утверждение в Совет Федерации. То, что это совпало с поездкой Медведева в Западную Европу, в Канны, это, безусловно, случайность.

Но неслучайно то, что президент Российской Федерации совсем недавно, выступая с посланием Федеральному Собранию, сказал, что мы не собираемся отступать на Кавказе. И фактически речь идет о том, что мы приучаем своих западных партнеров к тому, что чему быть, того не миновать, то, что произошло, то свершилось, и никакого пути назад для России, по крайней мере, в вопросе признания Южной Осетии и Абхазии нет и быть не может.

В.Кара-Мурза: Витаутас Ландсбергис, депутат Европарламента от Литвы, осуждает срыв плана Медведева-Саркози.

В.Ландсбергис: Президент Франции договаривался, были приняты обязательства очень четкие, конкретные в некоторых пунктах. И как раз сейчас вот этих пунктов уже не придерживается Россия и не требует Франция. И даже Франция использовала свое влияние как председательствующая страна, чтобы Совет Европы возобновил переговоры с Россией, несмотря на то, что конкретные пункты не выполнены, а кроме того, еще и усложнена ситуация. Россия должна была отвести или вывести войска, но вместо этого она еще ввела больше войск, как бы нарочно демонстрируя, что Европа не очень состоятельна требовать выполнения обязательств.

В.Кара-Мурза: Константин Федорович, по вашему мнению, нарушает ли ратификация договоров о дружбе с Абхазией и Южной Осетией план Медведева-Саркози?

К.Затулин: Безусловно, нет. И как верно заметил господин Ландсбергис, этот ветеран борьбы с Москвой что в советское, что в нынешнее время, Франция, которая была стороной переговорного процесса, в лице своего президента Николя Саркози признала, что пункты, известные как план Медведева-Саркози российской стороной выполнены. Господин Ландсбергис, который никакого отношения не имел к переговорам между Медведевым и Саркози, конечно, исходя из своих политических пристрастий и своей русофобии, везде видит со стороны России какие-то подвохи, нарушения. Литовский парламент, в котором пребывает господин Ландсбергис, прославился тем, что он обсуждает по сей день претензии к России за оккупацию Литвы, не обсуждая при этом вопросы о сатисфакции Литвы за строительство многих объектов на территории Литовской ССР в советский период. Вот с таким представлением о справедливости, конечно, всегда можно найти какой-то изъян даже в Иконе Казанской Богоматери.

Что касается конкретно нахождения российских войск на территории Абхазии и Южной Осетии, то мы никогда не скрывали, что откликнемся на озабоченность абхазской и югоосетинской стороны. Последние события в зоне конфликта, взрывы в Осетии и провокации в Абхазии говорят о том, что непримиримые в Грузии, и прежде всего — Михаил Саакашвили, не смирились с поражением в ходе пятидневной войны и намерены по-прежнему терроризировать население Южной Осетии и Абхазии и создавать у него неопределенность в вопросе о будущем, — это никак не входит в российские планы. А в наши планы, вообще-то, входит мирный Кавказ. Поэтому мы там и находимся. Господин Ландсбергис не эксперт в вопросах плана Медведева-Саркози, а тем более, не эксперт в вопросах о Кавказе.

Владимир Кара-Мурза: Александр Эбаноидзе, писатель, главный редактор журнала «Дружба народов», не верит в долговечность принятых решений.

A. Эбаноидзе: Меня огорчает торопливость России. Скажем прямо, все эти решения принимаются с какой-то суетливостью и торопливостью, которая не к лицу великой державе и большому государству. В краткосрочной перспективе, видимо, вопрос будет выглядеть так, как сейчас он вырисовывается. В серьезных, масштабных закономерностях эта ситуация не может быть так решена, и это совершенно для меня очевидно. Ну, пока вот так. Еще какое-то новое принято решение. Это все дела краткосрочные. В масштабе долгого времени, разумеется, ситуация не может оставаться такой, как она сегодня видится.

B. Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Тулы от радиослушателя Николая. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. У меня вопрос к гостю Владимира. После Второй мировой войны Советский Союз в Восточной Европе создал свою империю под названием «социалистический лагерь». Этим он развязал «холодную войну». 40 лет он тратил огромные людские и материальные Ресурсы на это. В результате он не только потерял свою империю, но он Развалился сам и еще получил самых ярых врагов в лице своих бывших сателлитов. Вот сейчас российская власть, пытаясь воссоздать карикатурную империю в лице Южной Осетии и Абхазии, тратя на это огромные Ресурсы, ухудшает положение международное России. Она все равно не имеет средств для восстановления полноценной империи. Для этого ей пришлось бы вернуть все награбленные средства коррумпированных госчиновников и приближенных олигархов в госбюджет. Вот если вы на это никогда не пойдете, то для чего вы тогда создаете карикатурную империю?

К.Затулин: Ну, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Для начала хочу сказать, что ответственность за «холодную войну», как минимум, на равных с Советским Союзом несет и Блок НАТО, Соединенные Штаты и западные страны. Поскольку если уж быть точным, то это не Россия первой создала Варшавский договор и подписала его, а она его подписала только в 1955 году. А до этого западные страны сочли, что необходимо противостоять, как они считали в тот момент, агрессии коммунизма, и создали Блок НАТО. Кстати, Сталин (тут из песни слова не выкинешь) предлагал, чтобы Советский Союз участвовал в создании НАТО и был одним из членов НАТО. Но ему тогда в этом отказали, и достаточно высокомерно. И с этой точки зрения, ну, никак нельзя поддержать такую версию истории, которой придерживается наш радиослушатель.

Второе обстоятельство. Что касается карикатурной или, на самом деле, существующей империи, то можно сейчас придаваться дефинициям: империя ли Российская Федерация или нет. Тут может быть много разных вкусовых точек зрения. Я лично считаю, что и Соединенные Штаты — это империя, и Российская Федерация по типу — государство имперского типа. И в этом нет ничего предосудительного. Империей была и Римская империя, которая несла культуру в варварские времен Древнего мира в сопредельные страны. И на основе ее наследия сегодня существует и развивается культура большинства западноевропейских стран.

Так вот, что касается Абхазии и Южной Осетии. Это не попытка вое-. создать империю, и это, действительно, было бы странным, если бы мы. рассматривали эти небольшие по населению и по территории страны как аналог чего-то, что можно называть империей. Это просто выполнение наших обязательств перед народами, которые на нас полагаются, считают возможным прибегнуть к нашему покровительству. И которые имеют родственников в России, на Северном Кавказе, и эти родственники, наши граждане, очень внимательно наблюдают за тем, как Россия -достойно, справедливо или несправедливо — ведет себя по отношению к малым сим, которые прибегли к нашей помощи.

А насчет огромных ресурсов, которые якобы Россия тратит на Абхазию и Южную Осетию, оставляю это на совести нашего радиослушателя. Я не знаю, что он считает огромными ресурсами. Ни в какое сравнение

ресурсы, которые мы используем на это, не идут с основными бюджетными расходами Российской Федерации.

Ну а в отношении олигархов, то это совсем другая тема. И я готов ее обсуждать. Но я думаю, что это обсуждение выходит за рамки предложенной темы отношений с Абхазией и Южной Осетией.

В.Кара-Мурза: Федор Шелов-Коведяев, бывший первый заместитель министра иностранных дел России, в первую очередь одобряет пункт о двойном гражданстве.

Ф.Шелов-Коведяев: В соответствии с положением нашего закона «О гражданстве», Российская Федерация не принимает во внимание наличие у своего гражданина гражданства другого государства. А поскольку как новые независимые государства и Абхазия, и Южная Осетия будут иметь свое собственное гражданство, то, видимо, об этом речь и идет. Ничего сверхъестественного с точки зрения международно-правовой здесь нет. Если говорить о том, почему этот пункт принят, ну, прежде всего, подписан и теперь уже ратифицирован, то я расцениваю это как политику, идущую в русле тех решений, которые были приняты изначально, когда было объявлено о том, что Россия признает независимость этих двух республик. Поэтому все, с моей точки зрения, ожидаемо было и состоялось так, как, видимо, и планировалось.

В.Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Санкт-Петербурга от радиослушателя Александра. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый вечер. У меня два вопроса. Один вопрос касается непосредственно господина Затулина. Бывший номенклатурщик комсомола, потом вы стали за... то есть приняли буржуазность как нормальное. Когда вы верили? То есть был, по-видимому, стержень интересов и карьеры.

В.Кара-Мурза: Ну, давайте в личное мы не будем вторгаться...

К.Затулин: Нет, ради Бога. Я, как вы сказали, бывший комсомольский работник, а если быть точным, я до этого, как и ведущий нашей передачи, студент, а затем аспирант исторического факультета Московского университета. В те времена, в советские времена, мало кто был студентом Московского университета, не будучи членом комсомола, а на каком-то этапе — кандидатом и членом КПСС. К этому можно сейчас по-разному относиться, но если ты хотел послужить своей стране, то ты выбирал и искал какой-то путь, какую-то дорогу. Кто-то выбирал, и это было меньшинство, дорогу диссидентства, а кто-то выбирал дорогу участия в этом комсомоле и в этой партии. Я из Коммунистической партии вышел чуть позже Николая Травкина и чуть раньше Бориса Ельцина, и без всякого сжигания партбилета. И с этой точки зрения, с точки зрения вот этих претензий, я не считаю, что я тут чем-то отличаюсь от очень многих других, от нескольких десятков, полутора десятков миллионов человек, которые были в этой Коммунистической партии. Эта Коммунистическая партия перестала быть не только правящей, но и понимающей происходящее в стране. И это было главной причиной, по которой я и некоторые мои единомышленники в свое время разочаровались в ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...