СНГ. Чечня. Северный Кавказ 14 глава
Более того, как мы все видим, особенно на примере грузино-абхазских / грузино-осетинских отношений методы принуждения только ужесточили непримиримость сторон, а в последнее время привели к прекращению сколько-нибудь серьёзного диалога между ними. Единственный атрибут/ который сегодня отсутствует у непризнанных государств на пространстве СНГ, чтобы считать их во всех отношениях состоявшимися, — это признание их независимости со стороны других государств и международного сообщества в целом. Многократные обращения Абхазии, Осетии, Приднестровья о признании их независимости к России имеют обоснования и аргументацию, базируются на 15-16-летнем опыте самостоятельного существования сегодняшней реальности. Безусловно, уважаемые коллеги, признание независимости Косово со стороны ряда ведущих мировых держав, в том числе постоянных членов Совета Безопасности ООН неизбежно повлияло на ситуацию, ставя в повестку дня вопрос о признании. Сам по себе казус Косово уже привёл к резкому росту напряжённости и нарушению режима прекращения огня, как, например, в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Я хотел бы сказать, уважаемые коллеги, что у нас, безусловно, есть два пути в наших слушаниях. Считать эти слушания символическими или считать их основанием для серьёзного разговора и будущих практических действий. С этой точки зрения вы, конечно, имеете возможность познакомиться с проектом рекомендаций, имеете, наверное, возможность познакомиться и с тем проектом рекомендаций, который был внесён мной на эти слушания. Он во многом совпадает с предыдущим проектом, а в чём-то он, безусловно, с этим проектом расходится или его дополняет.
Я хотел бы также заметить, что мои речи на этой трибуне тем легче вести, что сегодня газета «Известия» поместила статью, связанную с проведением этих слушаний. И я в ней кое-какие мысли высказал. И всё же то, о чём я сейчас хочу сказать, мне кажется, имеет отношение не столько к позиции Приднестровья, позиции Абхазии или Осетии, потому что эти позиции ясны, как и позиции Грузии и Молдовы тоже. Давайте будем откровенны: всем участникам процесса до конца не ясна, быть может, именно наша позиция. Именно поэтому мы и проводим эти слушания. И давайте самокритично спросим себя: на протяжении 15 лет, те, кто был уполномочен вести нашу линию в урегулировании конфликтов, всегда ли они были во всех своих решениях правы? Или они как всякие люди, божьи создания, тоже Делали ошибки, и вслед за ними спотыкалась и Российская Федерация? Я напомню, что в 1994 году, начиная контртеррористическую операцию в Чечне, мы фактически сами ввели санкции против Абхазии со своей территории. Против Абхазии, которая ещё только год жила в условиях относительного мира и полгода как жила в условиях, когда наши миротворцы разъединили противоборствующие силы по берегам реки Ингур. Вот сегодня, как говорят, кто старое помянет — тому глаз вон. И тем не менее, было это решение мотивированным, оправданным, соответствующим интересам Российской Федерации? Мы вышли, слава Богу, из санкций, которые были в 1996 году введены Советом глав государств. А было само решение Совета глав государств по нашей инициативе мотивированным, оправданным, необходимым? То есть сначала мы своими руками создаём проблему, а потом её героически, с большим трудом, начинаем разрешать. Это, как минимум, означает, что мы должны очень внимательно анализировать, что мы собираемся делать и к какой цели мы идём. Мы можем обсуждать разные варианты обращений непризнанных государств, — я их изложил именно как варианты в своём проекте рекомендаций. Можем рассуждать о разных вариантах, но мы должны наконец прийти к какому-то выбору. Мы проводим свои действия, имея целью конечное признание независимости всех этих государств или части из них или мы исходим из других целей? Мы не собираемся никого подталкивать под руку, тем более зная полномочия, -разные полномочия депутатов и исполнительной власти. Но мы должны определиться в целях. Всё остальное является предметом профессионального анализа и профессиональных действий, но цели должны быть ясны.
Вот лично я считаю, это моя личная точка зрения, что 15 лет вполне достаточно для того, чтобы понять, что ни Абхазия, ни Южная Осетия без военных действий, то есть нового кровопролития, в котором вряд ли Российская Федерация окажется безучастной стороной, не вернутся в состав государства, которое называется Грузия. И если мы этот вывод однажды сделаем, мы должны понять, что, безусловно, наши действия должны быть направлены на то, чтобы постепенно или сразу (а в данном случае косовский прецедент даёт нам такую возможность) переходить к процессу консультаций о признании независимости, по крайней мере, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Я не говорю сейчас о Приднестровской Молдавской Республике, хотя мне очень хочется сказать о том, что нужно сделать это и в отношении Приднестровья, на том основании, что нас убеждают и может быть имеют для этого основания, что диалог между Молдовой и Приднестровьем не исчерпан. Давайте скажем откровенно и о другом обстоятельстве, которое при всей общности на определённом уровне подходов к этим конфликтам, всё-таки отличает приднестровский случай от случаев Абхазии и Осетии — у нас нет общей границы с Приднестровьем. Если что-то произойдёт в связи, в том числе, нашими действиями, признанием, допустим, то нам значительно сложнее, не имея общего мнения с Украиной, по крайней мере, по этому вопросу, каким-то образом предотвратить неблагоприятное возобновление конфликта. И это существенное обстоятельство должно быть принято во внимание. Я бы только хотел, чтобы наша точка зрения по приднестровскому конфликту, как и по другим тоже, периодически не объяснялась за нас публично нашими партнёрами по переговорам. Вот это меня удивляет. Постоянно в качестве за нас говорящего, выступают то Президент Молдовы Воронин, то Президент Грузии Саакашвили.
Они рассказывают об итогах переговоров, о том, что мы решили, чего мы хотим, на что мы согласны. Может быть как-то пересмотреть в этом отношении режим секретности и осторожности, который существует у исполнительных ведомств. Нас постоянно учит пиару Михаил Николаевич Саакашвили. Неизвестно, упала наша ракета или не упала на грузинской территории, но с утра до вечера CNN и Euronews рассказывают об этом событии. В августе месяце прирезали двух российских граждан после того, как взяли их в плен, офицеров, между прочим. У нас что, это было поводом для экстренного заседания парламента или ещё чего-то в этом роде? Или каких-то очень серьёзных жестов, шагов? Нет, это было поводом для заявлений, которых накопилось к этому времени достаточное количество. Здесь, выступая с трибуны, наши уважаемые гости говорили о том, что они благодарны за те несколько десятков заявлений Государственной Думы и постановлений, которые приняты по их поводу в разных составах Государственной Думы. Они благодарили, а для меня это повод Для беспокойства, потому что наши заявления становятся малозначимыми для участников конфликта, по крайней мере, с другой их стороны. Об этом мы должны тоже думать. Сказав, что если ряд ведущих держав — постоянных членов Совета Безопасности признает Косово, это явится очень серьёзным для нас аргументом для переоценки ценностей, мы же, наверное, думали о том, что это, возможно, произойдет? А если после этого мыговорим: это к нам не имеет прямого отношения, мы должны быть удовлетворены, что получили пятёрку по международному праву? Я, конечно, охотно разделяю то, что нам нужны морально политические победы, и, безусловно, разделяю позицию, которую заняло руководство нашей страны по Косово. Но это не отменяет наличие интересов Российской Федерации. И после всех наших удовлетворений собственной позицией, нужно, наконец, разобраться, а что же нам нужно в этом Регионе, который называется ближнее зарубежье? Что же нам нужно в данном случае в связи с фактом 15-летнего существования чёрной дыры, которая называется в одном случае Абхазия, в другом случае Южная Осетия? Чёрной дыры с точки зрения статуса, международного положения и наших с ними взаимоотношений?
Я не хочу, повторяю, слишком затягивать своё выступление. Но я хочу призвать к тому, чтобы мы в этом вопросе перестали бояться собственной тени. Чтобы мы, наконец, приняли решение, которое подтвердит справедливость и последовательность нашей политической линии. Я не говорю о времени, когда мы это должны сделать. Очень может быть, что нет необходимости это делать завтра, уж, по крайней мере, до саммита в Бухаресте точно. Но что это необходимо делать, у меня нет никаких сомнений. И надо брать на себя в этом отношении ответственность, потому что ничего другого нам, к сожалению, не остаётся. Великая держава — это не радость по поводу великой державы. Это ответственность за принимаемые ею решения, в том числе за непопулярные в какой-то части меры. Спасибо. * * * Проект рекомендаций парламентских слушаний «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики» [1] Участники парламентских слушаний единодушно отмечают, что нарастающий в мире разрыв между признанными нормами международного права и новыми реалиями приобретает системный и жёсткий характер. Участники парламентских слушаний, обсудив состояние урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращения к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики, отмечают, что проблема дипломатически непризнанных государств постсоветского пространства является следствием и частным случаем глобальных процессов, возникших в результате распада прежней биполярной мировой системы и становления нового мирового порядка. Действия некоторых государств на международной арене в последний период стали развиваться в соответствии с принципом «цель оправдывает средства» и принимают циничный, агрессивный и вызывающе неправовой характер. Дипломатическое признание государственной независимости Косово со стороны правительств США, Великобритании, Франции, Германии и иных стран вопреки позиции Республики Сербия и в обход решений Совета Безопасности ООН нарушает основополагающие международные документы, игравшие в течение XX века роль универсального стабилизирующего фактора. Речь прежде всего идёт об Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и других документах.
Получение суверенного статуса и признание независимости Косово неизбежно повлияет на ситуацию не только с непризнанными государствами в других частях мира, но и в целом на перспективы международного вмешательства в подобные случаи. Со стороны западных государств действует не только политика «двойных стандартов». Полностью неприемлема одномерная реакция стран -членов НАТО, когда одним народам позволяется иметь своё государство, как в Косово, в то время как в отношении других народов в том числе проживающих на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, принципы равноправия и самоопределения не признаются. «Казус Косово», признанного рядом стран в качестве суверенного государства, объективно не может остаться без последствий для «замороженных» конфликтов на пространстве СНГ. Республики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье образованы на основе свободного волеизъявления проживающих там народов и существуют уже более 16 лет как самодостаточные и функционально эффективные государства со всеми процедурами и атрибутами власти. Все они имеют демократическое законодательство, выборные парламенты, независимые судебные системы, рыночные экономические институты, независимые СМИ, институты современного гражданского общества. Будучи дипломатически «непризнанными», по факту Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье являются также участниками международных отношений. Юрисдикция Грузии и Молдовы на протяжении более 16 лет не распространяется на территории этих непризнанных Республик. Президент Российской Федерации В. В. Путин, Правительство Российской Федерации, МИД России в течение этого времени пытаются решить проблемы непризнанных государств путём мирных и равноправных переговоров с привлечением международных посредников, не допуская со стороны руководства Грузии и Молдовы экономического, военно-политического давления. Участники парламентских слушаний поддерживают позицию руководства страны и считают, что решение всех спорных вопросов должно и впредь проходить путём переговоров при соблюдении принципа равенства сторон конфликта, в отсутствии любых форм международного давления в отношении Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики. При этом необходимо неукоснительно соблюдать ранее достигнутые договорённости в отношении молдавско-приднестровского, грузино-абхазского, грузино-осетинского конфликтов. Вместе с тем нельзя не отметить, что в последнем докладе Генерального Секретаря ООН о положении дел в грузино-абхазском урегулировании от 23 января 2008 года констатируется, что политический процесс зашел в тупик. Обе кампании 2007 года — по выборам президента Грузии и Парламента Абхазии, вновь продемонстрировали наличие глубокой пропасти между политическими устремлениями сторон. Российская Федерация будет и впредь исходить из соблюдения основополагающих прав российских граждан, проживающих на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Участники парламентских слушаний отмечают, что в последнее время обстановка в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов накаляется всё сильнее. Как говорится в вышеупомянутом докладе Генсека ООН, взаимоотношения грузинской и абхазской сторон в 2007 году достигли самого низкого уровня с 1998 года. Можно добавить, что аналогичная ситуация складывается и в грузино-югоосетинском конфликте. Все это является следствием того, что линия поведения Тбилиси непредсказуема, зигзагообразна, зачастую деструктивна. Отмечены факты нарушения действующих соглашений в зоне конфликтов. Усиленно наращиваются наступательные вооружения. Раздаётся воинственная риторика. Предпринимаются попытки разрушить действующие механизмы урегулирования конфликтов и скомпрометировать миссию российских миротворцев. Всё это даёт основания абхазам и осетинам полагать, что руководство Грузии делает выбор в пользу силового сценария. Постановление Парламента Грузии «О миротворческих силах в конфликтных зонах» обязывает Правительство Грузии начать процедуры по скорейшему выводу из Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев, аннулированию соответствующих международных договоров и структур с последующей заменой их на новый формат с размещением «международных полицейских сил». К этому подталкивает и сближение Грузии с НАТО, поощряемое антироссийскими силами в руководстве страны. Миротворческие операции в Абхазии и Южной Осетии осуществляются, как известно, по соответствующим конкретным мандатам и в рамках международных механизмов, которые не предусматривают навязывание тех или иных решений какой-либо из сторон, Россия выступает здесь как содействующая сторона в урегулировании конфликтов, мандат самих миротворцев сводится главным образом к разъединению противоборствующих сил, поддержанию режима безопасности и невозобновлению огня. Как известно, изменение мандата миротворцев предполагает в качестве обязательного условия согласие всех сторон конфликта. Ни Абхазия, ни Южная Осетия такого согласия не дают, не без основания опасаясь, что уход российских миротворцев может возыметь катастрофические последствия для гражданского населения, приведёт к дестабилизации обстановки в регионе. Это реально создаст угрозу региональной стабильности, затронет напрямую военно-политические и экономические интересы не только Российской Федерации, но и других государств-участников СНГ. Итоги состоявшихся в последние годы референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье свидетельствуют о том, что подавляющая часть населения этих республик высказывается за изменение международно-правового статуса своих государств и признание их независимости. Парламенты трёх непризнанных республик обратились к Российской федерации с просьбой принять меры по защите российских граждан, проживающих на территории этих республик и, исходя из волеизъявления проживающих там жителей, рассмотреть вопрос о признании их независимости. Исходя из выступления участников парламентских слушаний и предложений, поступивших в ходе их подготовки и проведения, предлагается принять следующие рекомендации. 1. Поддерживая линию Президента Российской Федерации, направленную на урегулирование конфликтов на территории СНГ, поручить Правительству Российской Федерации: - проработать вопрос об изменении формата отношений с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республикой с учетом состоявшегося одностороннего провозглашения независимости Косово и его признания рядом государств, а также обращений парламентов этих стран о признании их независимости. - наращивать поддержку российских граждан, проживающих на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в торгово-экономической и социально-гуманитарной сферах; - последовательно добиваться соблюдения законных прав российских граждан и российских соотечественников в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье; - активно реализовывать статус посредника мирных переговоров и гаранта достигнутых договорённостей в молдавско-приднестровском, грузино-абхазском, грузино-осетинском конфликтах; - решительно противодействовать любым попыткам внешнего политического, экономического и военного давления в отношении Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики; - добиваться сохранения существующих форматов миротворческих операций до достижения урегулирования конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья на основе взаимоприемлемых договорённостей; - добиваться участия представителей Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики во всех международных организациях и форумах, на которых обсуждаются и затрагиваются их интересы; - Пограничной службе ФСБ России изучить возможность введения на границе между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия максимально упрощенного порядка пересечения границы; - совместно с Центральным банком Российской Федерации изучить возможность организации деятельности филиалов и отделений Сберегательного банка Российской Федерации на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; - МЭРТ России совместно с ФТС России подготовить предложения по организации беспошлинного ввоза в Российскую Федерацию товарной продукции, произведенной на предприятиях с российским участием на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; - МИД России рассмотреть вопрос об открытии миссий на территории Абхазии. Южной Осетии и Приднестровья. 2. Субъектам Российской Федерации: - развивать с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республикой межгосударственные отношения в различных областях, включая социально-экономические и гуманитарные аспекты; - содействовать развитию контактов региональных СМИ с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Приднестровской Молдавской республикой. 3. Федеральному Собранию Российской Федерации: - рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять заявление в связи с обращениями Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; - поддерживать и развивать регулярные контакты на уровне руководства Федерального Собрания Российской Федерации, фракций и профильных комитетов с парламентами Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики; - всесторонне содействовать взаимодействию с Парламентской Ассамблеей государств-участников Сообщества «За демократию и права народов» по гармонизации законодательства Республики Абхазия, Республики Южная Осетия:, Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации; - содействовать развитию контактов парламентов Республики Абхазия. Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики с Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС. Парламентской: Ассамблеей ОДКБ и другими межпарламентскими организация ми; - содействовать в обеспечении избирательных прав российских граждан, проживающих на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики; - участвовать в мониторинге электоральных процессов на территории Республики Абхазия, Республики: Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики; содействовать созданию и развитию единого с Россией информационного и образовательного пространства на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики; - содействовать распространению Национальных проектов России На граждан, проживающих, на территории Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики.
ГРУЗИЯ ПРОВОДИТ ПОЛИТИКУ ПООЩРЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА За последние дни участились теракты в Абхазии, в Южной Осетии также произошло несколько терактов, кроме того, там возобновились военные действия. В результате взрывов в Абхазии есть погибшие, в Южной Осетии также в терактах и во время перестрелки погибли люди, есть раненые. Ситуацию корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал директор Института стран СНГ, первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, Константин Затулин («Единая Россия»). - Ситуация достаточно тревожная и напряженная. Все это время проводимая политика Грузией — это политика поощрения терроризма, нападений из-за угла диверсионных актов, несанкционированных и неоправданных нарушений режима прекращения огня. В случае с Осетией это привело на грань возобновления военного конфликта. В случае с Абхазией сегодня политика реально нацелена на срыв курортного сезона в Абхазии, одного из двух сезонов в году, в течение которых Абхазия зарабатывает средства на целый год, и не только Абхазия как таковая, но и люди живущие там. Это абсолютно фальшивая по своим основаниям политика Грузии, которая где-нибудь в ОБСЕ требует уважения территориальной целостности и рассказывает о себе как о розовой и пушистой, и одновременно с этим палец о палец не ударяет, как минимум, для того, чтобы немедленно прекратить теракты, для того, чтобы никому не было повадно заниматься провокациями, обстрелами и подрывами. Невозможно вести серьезные отношения со стороной, которая говорит одно, а делает другое, которая не заинтересована, судя по всему, в мирном в урегулировании конфликтов. Те или иные призывы уважать территориальную целостность Грузии, те или другие заявления, которые периодически звучат на международной арене — они, может быть, вдохновлены благими намерениями, но на самом деле мостят дорогу к возобновлению конфликтов, потому что воспринимаются грузинскими властями как поощрение их политики. А политика эта продолжает оставаться агрессивной — в духе: чем хуже для Осетии и Абхазии, тем лучше для Грузии. При таком подходе урегулирование никогда не может быть достигнуто на условиях Грузии, потому что всегда против этого будет выступать другая сторона. ИА REGNUM: Что, по-вашему, нужно делать для того, чтобы прекратить взрывы и стрельбу? В Южной Осетии, например, некоторые предлагали сменить руководство миротворцев. - Я не исключаю, что персонально у кого-то и из руководителей миротворческого контингента нет должной решимости для того, чтобы пресекать подобного рода действия, чтобы принуждать к сохранению мира. Надо заметить, что миротворцы очень осторожны, и эта осторожность временами совершенно ложно трактуется как трусость или нежелание ввязываться в конфликты. Такого отношения к миротворческой миссии не должно быть. Миротворцы на то и миротворцы, что они должны этот мир творить. Они должны иметь возможности, силы и средства для того, чтобы карать за нарушение режима прекращения огня и принуждать к миру. Вот, что, мне кажется, важно подчеркнуть, поскольку были за последнее время и случаи захвата миротворцев, и случаи атак на миротворцев. Они не всегда получали должный отпор, не всегда демонстрировали готовность миротворцев к действиям в заведомо провокационной ситуации. В этом вопросе это иногда не вина солдат и офицеров, может быть, это недостаток разъяснительной работы со стороны командования. Не всегда правильно даем поручения, очень боимся быть обвиненными в том, что мы превысили свои полномочия. Как раз отсутствие необходимого отпора поощряет к подобным действиям и это должно быть пресечено. Вот это я хотел бы подчеркнуть, потому что были эпизоды и в прошлом, и в настоящем, свидетельствующие о том, что хотели сохранить все время худой мир, дабы не потерять лицо. Другая сторона откровенно на этом паразитирует. Она сама нарушает и считает, что с гуся вода, считает что все сойдет с рук. Такой уверенности у настроенных на нарушение режима прекращения огня не должно быть. ИА REGNUM: Раньше факты подрывов в зонах конфликтов были единичными. Сейчас же они происходят чуть ли не каждый день. Поменялись методы ведения войны? Почему происходят именно теракты? - Теракты — это политика или действия слабой стороны, и терроризм — это оружие по каким-то причинам слабых или неспособных политических сил государств, потому что они не верят в свои силы, возможности. Они вынуждены прибегать к таким варварским методам для того, чтобы хоть как-то заставить с собой считаться. Это первое, что я хочу заметить: терроризм — это оружие заведомо слабых. Конечно, есть организации, которые обожествляют террор и считает, что не может быть других методов. И у нас в России в XIX веке, были Дельте движения, которые вдохновлялись безнаказанностью террора, его результативностью, его всепроникающим характером, невозможностью уберечься от террора. Но опыт показывает, что те, кто вступает на пУть террора, сами развращают цели, они могут быть избыточно благо-Родные, — борьба за свободу. Цели эти неминуемо страдают и, в конце концов, всякая борьба за свободу превращается в элементарный перечень преступлений. Вот в чем опасность попыток на государственном уровне поощрять терроризм. Такого рода попытки в отношении самого государства имеют очень серьезные последствия и приводят фактически к перерождению государства в террористическое, происходит превращение руководителей государства в покровителей уголовщины, преступлений. Цепь эта немедленно возникает. Конца и края в этом случае не бывает видно. Вот в чем проблемы, которые сегодня уже, я уверен, возникают в Грузии. Грузия ступила на скользкий путь. Конечно, я не стараюсь прямо обвинять руководство Грузии в том, что оно стоит за взрывами в Гали, в Сухуми и еще где-то. Но руководство Грузии — это факт — с 94 года, с того момента, когда миротворцы оказались в зоне грузино-абхазского конфликта, палец о палец не ударили, чтобы демонстративно осудить, пресечь какие-либо диверсионные попытки. Они делают вид, что не пойман — не вор, это озлобляет население Абхазии, это настраивает определенным образом население России, вынуждает югоосетинскую сторону видеть в Грузии потенциальную опасность. Я не вижу, что Грузия выиграет от этого. На наших глазах происходила вся эта чеченская эпопея. И вот с того момента как война в Чечне выразилась в череду террористических актов, «Норд-Ост», Беслан и так далее всякое сочувствие, которое испытывали к Чечне на Кавказе или вообще за пределами РФ, — оно сменилось осторожностью, если не брезгливостью. Абхазия и Южная Осетия прошли достаточно долгий путь в борьбе за свою независимость и признание, но они ни разу не прибегали к террористическим вылазкам, к взрывам бомб где-нибудь в Тбилиси, на исконно грузинских землях. Если они для себя исключают это, то в таком случае на каком основании власть в Грузии до сих пор не отмежевалась от всего этого и не предприняла каких-то действий для того, чтобы кто-то ей поверил, что она действительно не заинтересована в терроризме на этих территориях. Напротив, она использует эти диверсионные акты для того, чтобы говорить, что ситуация в регионе остается неспокойной, что международное сообщество должно вмешаться и т. д. И очевидно, что по римскому правилу «кому выгодно» Грузия тест не проходит в Абхазии и Осетии. Очень похоже на то, что она рассматривает эту версию как выгодное для себя развитие событий, чтобы дестабилизировать обстановку и в Южной Осетии, и в Абхазии, усложнить сегодняшнюю миссию России по поддержанию мира в регионе. «REGNUM», 08.07.2008
ПОЛНЫЙ ОДОБРАЙС В Тбилиси приехала Кондолиза Райс. Президент Саакашвили не скрывал своей радости от того, что госсекретарь США в своем последнем турне нашла время для посещения Грузии. А госпожа Райс не скрывала, что едет поддержать грузинского президента, сражающегося с «сепаратистами» из Абхазии и Южной Осетии. Наверняка идея о том, как бы убрать из зоны конфликта российских миротворцев и заменить их международными полицейскими, будет обсуждаться в ходе визита. Между тем МИД РФ решил сделать упредительный шаг: российское внешнеполитическое ведомство готовит проект резолюции для рассмотрения на Совбезе ООН «о неприменении силы в зоне конфликтов». О том, что происходит в регионе и почему США так открыто поддерживают политику Саакашвили, «МК» побеседовал с первым заместителем председателя Комитета по делам СНГ Госдумы РФ, директором Института стран СНГ Константином Затулиным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|