Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СНГ. Чечня. Северный Кавказ 13 глава




Как уже сообщал «Кавказский узел», сегодня в Абхазии проходят парламентские выборы. За ходом голосования наблюдают представители более 10 стран.

«Кавказский узел», 04.03.2007

 

ГРУЗИЯ ХОЧЕТ ПОПИАРИТЬСЯ ЗА СЧЕТ РОССИИ

Российско-грузинские отношения трудно чем-то осложнить, поскольку после всего пережитого нами в прошлом году осталось, пожалуй, только начать войну Грузии против России или России против Грузии — все остальное уже никого не удивляет. (Надеюсь, что этот последний довод никем не будет употреблен.)

Что касается иска Грузии, поданного против нашей страны в Европейский суд по правам человека, то мы слишком много уделяем ему внимания, слишком много чести. Он изобретен как раз для того, чтобы эту тему обсуждали в печати и на телевидении. И чем больше обсуждают, тем больше это устраивает инициаторов иска.

Трудно сказать, будет ли удовлетворен этот иск или нет. Я критиковал отдельные меры, принятые в ходе обострения отношений между Россией и Грузией за их фрагментарность, за перегибы, но у меня никогда не было сомнения в том, что государство имеет право решать, кому давать визу, а кому нет. Любое государство имеет такое право и, собственно говоря, этим правом пользуется.

Если б было по-другому, тогда в Соединенных Штатах не существовало бы серьезных наказаний за использование труда гастарбайтеров, не имеющих официального разрешения, не строилась бы стена на границе США и Мексики, чтобы остановить наплыв незаконных мигрантов. Если это делают в той самой стране, дружбой с которой теперь так гордится грузинская политическая элита, в таком случае, почему в этом отказывают России?

Известно, что иск страны к стране подавался всего несколько раз за всю историю Европейского суда. В двух случаях это были иски по поводу конфликта вокруг Кипра, в одном случае это был иск Ирландии к Великобритании и Северной Ирландии, связанный с известным всем конфликтом в Ольстере. Но это крайне редкие иски. Думаю, что грузинский иск придуман для того, чтобы лишний раз прозвучать на страницах газет и по телевидению, для того, чтобы взвинтить русофобию в самой Грузии и продолжить вести свою антироссийскую кампанию в международном плане. Вот все, чего в этом случае добивается Грузия. Не думаю, что они всерьез рассчитывают на удовлетворение этого иска. Они просто хотят попиариться за наш счет. Так не надо им предоставлять такой возможности. Я не вижу необходимости для нас как-то чрезмерно реагировать на это.

Что касается российско-грузинских отношений, то, безусловно, иск одной стороны к другой не улучшает межгосударственных отношений. Это свидетельство сохраняющейся неблагоприятной атмосферы для развития этих отношений. Атмосферы, в которой Россия очень часто играет роль уговаривающего, а Грузия — роль балованного дитя, которое может делать все, что заблагорассудится, ни за что не отвечая, при этом везде кричит, бузит и требует себе подарков.

Я против того, чтобы мы делали Грузии подарки, когда дело касается наших интересов. Я был против того, чтобы мы шли на поводу у Грузии, когда дело касалось событий в Аджарии. Я был против того, чтобы мы признавали законность Саакашвили, который пришел к власти фактически путем переворота. Я был против того, чтобы мы поспешно выводили военные базы с территории Грузии, что немного напомнило мне эпизоды с выводом наших баз с территории Прибалтики и из Восточной Европы.

Я уверен, что наши жесты, направленные на смягчение отношений, не будут адекватно восприняты в Грузии, что их воспримут как слабость, как основание для того, чтобы взвинчивать свои претензии. Обвинениями и оскорблениями России сейчас занимаются в Грузии все кому не лень -начиная от неофициальных, и кончая официальными лицами.

И все это будет присутствовать в наших отношениях, пока мы не научимся работать на опережение, пока мы не научимся вести на самом деле не поверхностную, а глубокую линию в отношениях с Грузией, и разбираться в ее проблемах, а не судить о них понаслышке и со слов представителей грузинской политической элиты, которые заинтересованы в определенных оценках.

Вот если бы мы проявляли наступательность в том, что касается Грузии, и сами уподобились бы в этом вопросе иной раз активному Саакашвили, было бы совсем неплохо. А то наши дипломаты и наши политики чаще только оправдываются, вместо того, чтобы обвинять, хотя, поверьте, Грузия дает много поводов для этого.

Не хочу всех обвинять в равной степени, но, к сожалению, те органы, которые у нас координируют всю эту работу, отношения в этих проблемных точках — например, Совет безопасности — совершенно атрофировались в вопросах инициативы. Они просто представляют собой пустое место как структура, которая должна этим заниматься. Внимание их носит прерывистый характер. Что-то произошло — вот сейчас иск подали — сразу же дадим какую-то реакцию. Ушла эта тема с первых полос и с экранов телевизоров — забудем про эту тему. Но невозможно вести такую политику, претендуя на роль великой державы, даже региональной сверхдержавы.

АПН-Нижний Новгород, 29.03.2007

 

ВОР У ВОРА ДУБИНКУ УКРАЛ

«Безусловно, мы были бы наивными людьми, если бы считали, что все, что говорит Ираклий Окруашвили — истина от первого до последнего слова. Перечисляя эти факты, он пытается выставить себя в выгодном свете. Между тем, я убежден, что обращаться к человеку с предложением убить другого человека можно только будучи уверенным в том, что этот человек в состоянии это выполнить и имеет некий опыт по этой части», — заявил 27 сентября 2007 года директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявление бывшего министра обороны Грузии, лидера «Движения за единую Грузию» Ираклия Окруашвили, в котором он обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в заказе убийства бизнесмена Бадри Патаркацишвили, а также в поощрении коррупции и репрессий против политических оппонентов.

«В этом же заявлении Окруашвили не стесняется признаться в своем авторстве плана по захвату Цхинвали в 2006 году, косвенно подтверждая, что для него нет ничего невозможного и аморального в том, чтобы заниматься всякого рода авантюрами и провокациями», — считает депутат Госдумы РФ.

«С другой стороны, у меня нет оснований не доверять заявлению Окруашвили в тех эпизодах, где он обвиняет Саакашвили в различных преступлениях, — подчеркнул директор Института стран СНГ. — Надо полагать, Окруашвили тщательно продумал свое заявление и решил предать гласности именно те эпизоды, которые выставляют в невыгодном свете президента Грузии, и в относительно более выгодном свете его самого. В целом, неприятное впечатление возникает от обоих. Понимаешь, что ты попал в компанию «плохих мальчиков», с которыми лучше не водиться. С этой точки зрения, все сказанное Окруашвили должно быть подвергнуто тщательному расследованию и анализу. Я уверен, что фамилия Патаркацищвили в этом заявлении появилась не случайно. По всей вероятности, сегодня Окруашвили и Патаркацищвили находятся в дружеских отношениях».

«Можно, конечно, долго злословить по поводу всего произошедшего между двумя в прошлом друзьями и политическими союзниками, все это выглядит, как в поговорке «вор у вора дубинку украл» и было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь люди, о которых идет речь, распоряжаются не только собственными судьбами, но и судьбами многих других людей и обладают (или обладали, как в случае с Окруашвили) возможностью вовлечь регион в очень опасное противостояние. Разве то, что буквально на днях произошло в Кодорском ущелье не является продолжением того курса, который предлагал Окруашвили, который он реализовывал, и который вполне разделяется Михаилом Саакашвили? Расхождения у них только в дележе доходов и собственности и, может быть, в вопросах тактики. Окруашвили казалось, что уже в 2006 году можно было войти в Цхинвали, а Саакашвили поостерегся это делать, а, скорее всего, его заокеанские советники дали понять ему, что его самодеятельность в этом вопросе плохо скажется на отношениях с США», — считает Затулин.

«Из заявления Окруашвили буквально следует, что министр обороны Грузии для того, чтобы уберечься от «расстрельного» поручения президента вынужден, вместо того, чтобы обращаться в суд, искать некое доверенное лицо, представляющее американцев, с тем, чтобы через посредничество США решить эту проблему. Это просто лишнее подтверждение тому, что нынешний режим в Грузии, как во вчерашнем, так и в сегодняшнем, без Окруашвили, его варианте — марионеточный режим. Санкции на то, чтобы входить в Цхинвали или не входить, убивать Патаркацишвили или не убивать, даются на самом деле в США. Поэтому, я думаю, что здесь в России, мы, конечно, можем продолжать настаивать на возобновлении диалога с Грузией, но никакого диалога с ней по определению быть не может, потому что Грузия не самостоятельная страна. Диалог возможен лишь с партнером, который принимает решения самостоятельно, а за Грузию решения принимаются извне. Это страна с очень ограниченным суверенитетом, если он, вообще, еще есть. И эта закулисная история лишний раз это подтверждает», — заключил Константин Затулин.

«REGNUM», 28.09.2007

 

ПЕРЕД СОЧИ СТОЯТ ОСОБЫЕ ЗАДАЧИ

Недавно в Сочи побывал большой друг города — Константин Затулин. В настоящее время Константин Федорович — директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы РФ, председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи по правам человека, советник Юрия Лужкова и председатель Клуба друзей Сочи. Он встретился с корреспондентом ДС и ответил на ряд актуальных вопросов, связанных с предстоящей Олимпиадой.

Об участии Абхазии в подготовке к Олимпиаде

- Для меня ясно, что своими силами создать базу для постройки олимпийских объектов Сочи не сможет. Грамотный подход к делу требует коротких транспортных расстояний. Цемент, щебень, строительные материалы нужно везти не морем через несколько стран и континентов, а пользоваться теми возможностями, которые есть в России и прилегающих территориях, в том числе — в Абхазии. С точки зрения экономической целесообразности, какие-то средства должны быть инвестированы не только в прилегающие российские, но и в абхазские территории. Во-первых, для того чтобы извлечь выгоду и при строительстве объектов воспользоваться необходимой базой и теми ресурсами и возможностями, которые сегодня есть в Абхазии. Во-вторых, было бы странно построить отдельный рай на российской земле и при этом удерживать Абхазию в состоянии «черной дыры», провала на карте.

О грузино-абхазском конфликте: возможные варианты развития событий

- Как раз абхазская проблема — это один из острых вопросов в период подготовки к Олимпиаде. Это не только экономический вопрос, но в первую очередь — политический. Ситуация в Абхазии постоянно подвержена риску из-за отношений с Грузией. Все вопросы с Грузией и Абхазией должны быть по-хорошему решены до проведения Олимпиады. Возможны несколько вариантов развития событий. Первый: Россия принимает решение не рисковать безопасностью гостей и спортивных команд и ради этого изменяет свою прежнюю позицию, соглашается с условиями Грузии и отказывается от миротворческой операции в зоне конфликта. Выводит оттуда войска и практически сдает Абхазию со всеми потрохами нынешнему грузинскому руководству. Второй вариант — это продолжать проводить свою линию: формально признавая территориальные претензии Грузии, беспокоиться главным образом о невозобновлении военных действий, пресекать провокации со стороны Грузии, их попытки взять реванш. Но принципиально сохранять свою позицию и практические действия направлять на то, чтобы не допустить возврата Абхазии Грузии в результате войны. Третий вариант — надеяться на то, что до 2014 года позиция Грузии изменится или сама Грузия изменится — то есть в нынешнем своем виде она просто перестанет существовать: там возникнут другие проблемы, и это заставит снять с повестки дня вопрос с Абхазией и Осетией. И, как дополнение к этому третьему варианту, признание Грузией прав Абхазии и выстраивание с ней взаимоотношений. Причем на мировой арене это может быть оценено по-разному. Кто-то будет обвинять Россию в том, что она поощряет сепаратизм. По всей вероятности, со стороны Грузии возможны попытки каким-то образом спекулировать на уязвимом положении России в связи с предстоящей Олимпиадой. Но эти попытки должны быть каким-то образом предотвращены. Россия должна сделать все возможное, чтобы в Грузии перестали думать, что Олимпиада — это повод для осуществления планов присоединения Абхазии и Осетии.

Об официальном статусе Сочи: станет ли он городом Федерального значения

- Разговоры об этом идут столько лет, сколько существует Сочи. По сути, такова была логика предшествующего периода, начиная со времен Совета народных комиссаров, когда Сочи создавался как агломерация из четырех районов. На сегодняшний день Черноморское побережье — это единственное, что осталось у России после утраты части территорий: Крыма, Грузии. В связи с предстоящей Олимпиадой город Сочи попадает в зону внимания федерального центра. Созданы структуры — крупные российские корпорации по строительству олимпийских объектов, которые по своему уровню, объему и полномочиям перешагивают границы Краснодарского края. И было бы логично в данной ситуации ставить вопрос о необходимости сбалансированного подхода в подготовке к Олимпиаде. Напрашивается решение о выделении этой территории на особое рассмотрение. На мой взгляд, передоверять эту территорию какому бы то ни было субъекту Федерации неправильно. Сама подготовка к Олимпиаде требует другого уровня подхода к решению вопросов в городе Сочи: нельзя одновременно готовиться к Олимпиаде и заниматься решением элементарных вопросов, например, газоводоснабжения. Но подобные изменения тянут за собой изменения в российских законах и конституции. Трудно представить такую ситуацию, при которой такие изменения могли бы стать реальностью. На федеральном уровне возникла некоторая пауза по вопросам, связанным с Сочи: власть в городе пока полностью в распоряжении Краснодарского края.

О механизмах управления городом

- Администрацию города Сочи как самодостаточную я сегодня не чувствую. На мой взгляд, это скорее передаточное звено. Действия мэра свелись к функциям порученца главы администрации края, который стал одновременно и губернатором, и мэром города Сочи в одном лице. Ради этого были проведены кадровые изменения. Сначала меняли руководство города и крупных предприятий, сейчас меняют владельцев ларьков. Город поставлен под жесткий контроль администрации края. Но в этом случае нужно нести ответственность за все, что в городе происходит не так. С момента провозглашения Сочи олимпийской столицей эта игра «мы здесь руководим, но ни за что не отвечаем» должна быть прекращена. Я с уважением отношусь к руководству Краснодарского края, но, на мой взгляд, они не знают чувства меры ни в кадровой чехарде, которая происходит в Сочи, ни с точки зрения умеренности в употреблении властных рычагов и понимания сочинского своеобразия. По крайней мере, уроки кубановедения, которые введены в общеобразовательную программу сочинских школ, убеждают в обратном. Вряд ли таким образом можно приобрести друзей в Сочи. С одной стороны, край гордится тем, что в его ведении находится будущая олимпийская столица. Но с другой стороны — способен ли он этим подарком грамотно распорядиться в одиночку? Пока, вместо того чтобы подтягивать уровень Краснодарского края в целом, Сочи пытаются усреднить, создать впечатление, что «всё под контролем», как в любом другом городе или станице Краснодарского края. Не учитывая, что перед другими, зерновыми, районами Краснодарского края стоят совершенно иные задачи, нежели перед витриной России — олимпийским городом Сочи.

«Деловой Сочи», 12.10.2007 Беседовала Инесса Косинова.

 

В СТРАНЕ ПЕРВЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ

В очередную годовщину Октябрьской революции Михаил Саакашвили — президент-освободитель народов Восточной Европы, главный демократ и почетный великомученик грузинского пока еще не королевства — успел сделать много запоминающихся вещей. Всего за день он дважды разогнал оппозицию на улицах, познакомил жителей Тбилиси с качественным импортным слезоточивым газом — не чета до слез знакомой «черемухе», — уложил сотрудников телекомпании «Имеди» лицом на пол прямо в эфире и изгнал из Грузии, как из храма, трех русских дипломатов, ввел чрезвычайное положение. Не переводя дух, президент объяснил народу всю подоплеку заговора и глубину падения русского же агента Бадри Патаркацишвили (который для вида был объявлен Москвой в розыск), а также его марионетки Ираклия Окруашвили (долго считавшегося честным грузином, сбывающим в Россию фекальные массы). Я не знаю, что еще успеет сделать мой герой в промежутке от сдачи этих строк в набор до выхода этого номера «МН» из печати, за что и приношу свои извинения читателям. Но в том, что современное воплощение «чудесного грузина» (так, напомню, называл Ленин Сталина) не будет сидеть сложа руки, я уверен. Ибо Саакашвили, как и бессмертные орлы нашей родной революции, живет только насыщенной жизнью.

Но нам надо оторваться от увлекательных рассуждений о генетическом родстве революционеров всех времен и народов. Пока еще комиссары в пыльных шлемах не склонились тихо над Мишей Саакашвили, впору задаться другим, более актуальным вопросом: а как это все стало возможным? Как Грузия — «страна солнечно-радостного социализма» при Ное Жордании (в 1920-е годы), для которой «солнце вставало на севере» при Эдуарде Шеварднадзе (времен его первого, советского, пришествия в 1970-1980-е годы), — превратилась в такую «страну первых европейцев» при Михаиле Саакашвили? Кто виноват?

Допускаю, что люди, стоявшие до разгона на тбилисских площадях, искренне убеждены, что всему виной лицемерие, цинизм и фюрерские наклонности их недавнего кумира — нынешнего президента Грузии. Он обманул их надежды на светлую жизнь, процветание и демократию. Но в 1989 году они сами, их отцы и старшие братья, почти на 20 лет моложе, стояли на тех же площадях, чтобы добыть Грузии светлую жизнь, процветание и демократию в борьбе с «оккупационным» советским ре-Жимом. Затем они боролись с Гамсахурдиа, который пришел на гребне борьбы с этим режимом. Затем свергали Шеварднадзе, которого призвали, чтобы покончить с режимом Гамсахурдиа. Теперь требуют отставки Саакашвили, за четыре года отстроившего свой режим на зависть всем предыдущим. Не меняются, как мы выяснили, только декорации — площади и улицы Тбилиси, периодически приходящие в упадок.

Трагедия Грузии и грузинского народа не в недостатках формы правления — президентской или парламентской республики, а то и конституционной монархии. Трагедия в том, что с советских и досоветских времен до наших дней духовные и политические вожди нации, интеллигенция, элита поражены метастазой богоизбранности и национального превосходства, чудесно соседствующей с иждивенчеством и безответственностью как особенным стилем существования. Разве кто-нибудь из нынешней оппозиции в Грузии способен признать, что сегодняшний кризис -это закономерный тупик независимости, построенной на мифах никогда самостоятельно не существовавшей «единой и неделимой» Грузии? Что грузинский народ достоин лучшей участи, чем быть распятым на кресте реваншистских устремлений принуждения Абхазии и Южной Осетии к сожительству. Что противоестественно быть пионером выхода из СССР, строить в Тбилиси музей «советской оккупации» и настаивать при этом на неприкасаемости границ, существовавших только в советское время, по поручению из Москвы?

Нет ни малейших сомнений, что результатом событий в Тбилиси, как бы они ни завершились, не может быть выздоровление грузинской нации. К сожалению. Слишком давно усвоена привычка видеть виноватым кого угодно, только не себя. Слишком легко и без видимых усилий бывшие коммунисты и комсомольцы превратились в оголтелых борцов с «русским влиянием», а солнце для них вместо севера стало всходить на западе. Оно еще не раз взойдет там, где ему положено, прежде чем можно будет надеяться на покаяние и искупление.

Не хотелось бы огорчать Михаила Саакашвили, выстроившего такую убедительную картину «российского заговора» против Грузии и его лично. Для нас ведь что Саакашвили, что Окруашвили — оба хуже. Грузинская оппозиция давно включилась в соревнование с властями за право быть самым большим американским другом. Интриги в борьбе за симпатии вашингтонского обкома до боли напоминают не такие давние схватки у подножия политбюро. Все это вместе называется несамодостаточностью, несостоятельностью грузинской управленческой элиты, в очередной раз перепоручившей решение судеб Грузии иностранцам. Теперь эту игру ведут американцы, которым можно даже посочувствовать. Вполне возможно, для них неожиданным стало открытие, что коррупция в Грузии — это не исключение из правила, а способ жизни в течение последних сотен лет. Во всяком случае, администрация США оказалась явно не готова к тому, что издержки от поддержки проамериканского режима в Грузии так быстро начали перевешивать удовольствие от наскоков «наших сукиных сынов» на Москву. Та тонкая паутина, которую на прошлой неделе пытались связать разные помощники, заместители и помощники заместителей госсекретаря ради того, чтобы как-то примирить две части одного целого в Тбилиси, оказалась окончательно прорвана. Либо Саакашвили продолжит насиловать оппозицию, не приводя ее в загс, либо оппозиция приведет Саакашвили к прокурору. Своему, конечно. Американскому послу впору снова, как в преддверии «революции роз», приниматься за работу.

Нам же не надо поддаваться соблазну видеть в событиях в Грузии осмысленный демократический народный протест против тирании или заурядную «борьбу нанайских мальчиков» как альтернативу. Все присутствует, как в Троице, единосущно, нераздельно и неслиянно. Надо бы поручить нашим консулам позаботиться, чтобы ни власть, ни оппозиция в Грузии не вздумали найти выход из своих внутренних тупиков в какой-нибудь «священной отечественной войне» против Абхазии и (или) Южной Осетии. Впрочем, говорить об этом все равно придется с американцами.

«Московские Новости» № 44, 09.11-15.11.2007

 

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ КОСОВО

13 марта, в Государственной думе пройдут слушания «О состоянии урегулирования конфликтов на пространстве СНГ и обращениях к России о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики». Перед организатором слушаний — думским комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками — стоят нелегкие задачи: как разместить в Малом зале здания на Охотном Ряду всех желающих, кому отказать, а кому дать слово в отведенные регламентом часы и как обеспечить доверительность разговора в присутствии представителей дружественных натовских держав, сильно озаботившихся внутрироссийскими исповедями на заданную тему. Если в Баку слегка успокоились и перестали поминать матерей наших депутатов (узнав, что из-за ситуации в Армении мы отказались от мысли заслушать стороны нагорно-карабахского конфликта), то в Тбилиси, как всегда, чередуют отказ от всяких разговоров с выдвижением 20-миллиардного иска к России за все, что ей не принадлежит в Абхазии.

Оживились наши либералы. Некоторое время в связи с уходом от дел яркого Андрея Козырева, трудившегося над удушением населения Абхазии с помощью блокадных мер, такие русофилы, как Георгий Кунадзе (бывший замминистра иностранных дел) или Леонид Радзиховский (бывший депутат от «Выбора России»), были в замешательстве. Теперь, года через два-три после Владимира Путина, они признались в своей особой любви к попранному международному праву, неприязни к «косовскому прецеденту» и обвинили в русофобии и лжепатриотизме всех сторонников признания непризнанных государств на пространстве СНГ. Если то, что наговорил прежде вменяемый Леонид Радзиховский Агентству политических новостей из Нижнего Новгорода, не истерика, то, как говорят в Одессе, извините меня! Можно констатировать, что освоен новый вид литературы — публичный донос «вновь избранному, но не вступившему в должность» президенту России на злоумышленников, пытающихся омрачить его светлое восшествие на престол.

Никто и не обещал, что сдирание с себя кожи раба — пленника чужих решений и интересов в международных отношениях — дастся России легко, когда дело дойдет до настоящего выбора. Это ведь только по форме речь идет о возможности признать очевидное — самостоятельность непризнанных государств СНГ, ставших гарантией свободы и безопасности для спасающегося в них населения. На самом деле речь идет о подтверждении нашей, российской независимости, нашей способности понимать происходящее на бывшем общесоюзном пространстве. Не только о нашей силе или слабости, но и о справедливости и последовательности нашей политики, без которых возрождение России окажется мифом.

Разве мы не предупредили заранее, что будем рассматривать демонстративное признание Косово как повод для переоценки ценностей в ближнем для себя зарубежье? Разве не видна разница между, скажем, абхазами и осетинами, выстоявшими в неравной борьбе с попытками их унизить или уничтожить на исторической родине, и косоварами, приехавшими в обозе оккупационных сил НАТО, чтобы с помощью освященного резолюцией ООН обмана свить себе благополучие на чужой земле? Разве право и законы, пусть советские, не на стороне автономий, чье волеизъявление не было учтено в процессе распада Советского Союза? Смешно, когда несостоятельные политики пытаются убедить самих себя и весь мир в адских кознях России как главной подоплеке конфликтов, разразившихся из-за их собственного национального высокомерия, ошибок или преступлений.

Погруженная в борьбу властей и безропотно смирившаяся с утратой огромных территорий, с фактическим распадом Большой России, Российская Федерация в 90-е годы никому не мешала себя проявить. Кто и как этим воспользовался — повод для сегодняшнего разговора. Как и то, чем чужой выбор обернулся не только для Абхазии, Осетии или Приднестровья, но и для наших российских граждан, соотечественников и интересов.

Последнее особенно любопытно в контексте упреков, обрушивающихся на сторонников признания Россией независимости непризнанных государств в СНГ. Устав от своей же высокой принципиальности и неразделенной любви к международному праву, противники вспоминают о выгоде, проторях и убытках. «Все или ничего», — говорят наши идальго, отказываясь усмотреть российский интерес в независимой Абхазии, Осетии или Приднестровье. Разве милосердие, уважение к малым кавказским народам, тянущимся к России, — не лучший пример для многонационального российского Северного Кавказа, чья экосистема серьезно повреждена после 1991 года? Лучше ли тянуть неопределенность до самой сочинской Олимпиады 2014 года, продолжая рассматривать соседнюю территорию как «черную дыру», обочину, «откуда исходит угроза миру»? Да и возможно ли подготовить и провести этот праздник спорта без хозяйственного взаимодействия с Абхазией в условиях, когда гравий на Красную Поляну приходится завозить вертолетами?

Говорят, мы рискнем лояльностью собственных автономий, если признаем независимость чужих. Нас хотят заставить поверить в то, что признание непризнанных государств, многократно на референдумах подтверждавших желание войти в состав России или иметь с ней особые отношения, — худший аргумент для укрепления нашей территориальной целостности, чем выдача этих территорий на суд и расправу политической элите стран — членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), стоящих в натовской очереди. Что, мы заслужим тем самым их вечную любовь? Что ж, тогда это будет уникальный в истории случай предательства впрок, своего и чужого.

Если бы творцы независимости Косово хотя бы на минуту, особенно после Чечни, сомневались в способности России отстоять свою целостность, они вряд ли удержались бы от попыток, смущенные своей принципиальностью. Тем более сомнительно, что в мире, в котором сегодня ощущается недостаток нефти и газа, а завтра обострится дефицит воды, кто-либо ради самообрезания провозгласит Россию страной-изгоем. Способность пророчить такие катаклизмы — безошибочный признак профессиональной неадекватности.

Идет борьба. И фронт той невидимой глазу борьбы за собственное право России решать проходит не только через границы — он проходит через московские редакции газет и телевидения, через кабинеты в Кремле, в Белом доме, на Смоленской площади. И в Государственной думе, где мы попробуем услышать друг друга.

«Известия», 13.03.2008

 

«О СОСТОЯНИИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ И ОБРАЩЕНИЯХ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ, РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Отрывки из стенограммы заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 марта 2008 г.

Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемая Татьяна Николаевна, уважаемые участники слушаний!

Хочу сказать, что, конечно же, межнациональные конфликты, которые были частью процесса распада Советского Союза, нанесли огромный вред народам, так или иначе вовлечённым в эти конфликты, породили глубокое недоверие между сторонами, которое не преодолено до сих пор.

Одним из следствий такого недоверия стало создание в конфликтных зонах новых независимых государств: Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики, Нагорно-Карабахской Республики, рассматриваемых населением как гарантия свободы и личной безопасности. Попытки военным, экономическим или каким-либо другим путём не допустить зарождение и постепенное восстановление этой государственности, предпринятые как странами-участницами конфликтов, так и на многосторонней основе (здесь уже вспоминали санкции Содружества Независимых Государств 1996 года против Абхазии, можно вспомнить и блокадные экономические меры Турции и Азербайджана против Нагорного Карабаха). Эти меры нанесли новым образованиям, проживающему в них населению, огромный ущерб, но не достигли цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...