При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.2007.6.
Стр 1 из 46Следующая ⇒ Балашовский институт (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»
Е. В. Пятницкая
Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим
Учебно-методическое пособие
Балашов УДК 159. 9(075. 8) ББК 88я73 П99
Рецензенты: Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей В. В. Гриценко; Кандидат психологических наук, доцент Балашовского института (филиала) Э. Ю. Чикирева. При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557. 2007. 6.
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Пятницкая, Е. В. П99 Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события: учеб. -методич. пособие для студентов психол. специальностей и практикующих психологов / Е. В. Пятницкая. — Балашов: Николаев, 2008. — 180 с. ISBN 978-5-94035-353-9
Учебно-методическое пособие посвящено описанию методических основ оказания психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт. В издании рассматриваются особенности и механизмы переживания психотравмы в детском и подростковом возрасте. Изучено влияние анализу хронических психических травм (воспитание в неблагополучных семьях, вне семьи,
Особое внимание уделено описанию особенностей и преимуществ применения диалогического подхода к психологическому консультированию. Представлены три авторских программы, направленные на оказание психологической помощи детям и подросткам, подвергшимся влиянию сильного стресса. Две из них обучающие и предназначены для специалистов, занимающихся данной проблематикой, но содержание каждой из программ может быть использовано непосредственно при работе с подрастающим поколением. Представленные материалы будут интересны не только студентам психологических специальностей и практикующим психологам, но и всем представителям помогающих профессий. УДК 159. 9(075. 8) ББК 88я73 ISBN 978-5-94035-353-9 © Пятницкая Е. В., 2008 О г л а в л е н и е Предисловие................................................................................................................... 5 Глава 1. Особенности и механизмы переживания психотравмы 1. 1. Психическая травма: механизмы развития и последствия............................. 7 1. 1. 1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство» 7 1. 1. 2. Механизмы и последствия развития ПТСР.......................................... 10 1. 2. Психотравма и психическое развитие детей и подростков........................... 12 1. 2. 1. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.. 12 1. 2. 2. Психологический анализ внесемейного воспитания как психотравмирующего фактора 15
1. 3. Эмпирическое исследование влияния психотравмы на развитие личности подростка — воспитанника школы-интерната 21 1. 3. 1. Обоснование выборки и методов исследования................................... 21 1. 3. 2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов.......................................................................................................... 28 1. 3. 3. Влияние психотравмы на стрессоустойчивость подростка.................. 36 1. 3. 4. Семья как психотравмирующий фактор и представления 1. 3. 5. Развитие личности и образа «Я» подростков, имеющих психотравмирующий опыт 41 Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт..................................... 48 2. 1. Совладание со стрессом: основные формы, механизмы, факторы влияния 48 2. 1. 1. Психологические концепции совладания со стрессом.......................... 48 2. 1. 2. Индивидуально-личностные формы реагирования на травму как способ совладания со стрессом 51 2. 1. 3. Роль социального окружения в совладании со стрессом..................... 52 2. 2. Специфика психологического консультирования подростков, имеющих психотравмирующий опыт 54 2. 2. 1. Индивидуальное консультирование подростков.................................. 55 2. 2. 2. Кризисное консультирование................................................................. 56 2. 2. 3. Диалогический подход к психологическому консультированию подростков, имеющих психотравмирующий опыт 59 2. 3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт 62 2. 3. 1. Психологическая программа «Арт-терапия как метод развития способности к самопознанию и самовыражению подростков»............................................................................................................................ 62 2. 3. 2. Психологическая программа «Сказкотерапия как метод работы с психотравмой» 81 2. 3. 3. Психологическая программа «Психология зависимостей и созависимых отношений с основами первичной профилактики аддиктивного поведения школьников»........................................................... 95 Заключение................................................................................................................. 111 Словарь терминов...................................................................................................... 112
Список используемой литературы............................................................................ 117 Приложения Приложение 1. Психодиагностика личностных особенностей детей и подростков, сформированных в условиях психотравмы................................................................................................................. 123 Методика сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ) 123 Тест-опросник самоотношения В. В. Столина.................................... 138 Методика «Человек под дождем»....................................................... 144 Методика «Рисунок семьи в образах животных».............................. 148 Методика «Метафорические автопортреты»...................................... 153 Приложение 2. Ночной гость (психотерапевтическая сказка Владимира Астапчика) 155 Приложение 3. Проективная методика «Карта сказочной страны» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов 160 Приложение 4. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки» 167 Приложение 5. Проективная методика «Дождь в сказочной стране»... 170 Приложение 6. Дерево зависимостей....................................................... 172 Приложение 7. Методические материалы для тренера........................... 173
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|