Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.3. Влияние психотравмы на стрессоустойчивость подростка




Исследование особенностей переживания стрессовых ситуаций подростками, имеющими психотравмирующий опыт, проводилось с помощью проективной методики «Человек под дождем».

Интерпретация выполненных работ показала, что 57, 2 % рисунков воспитанников интерната и 74, 2 % рисунков детей массовой школы вполне эстетичны, выполнены старательно и аккуратно. Это может отражать относительное эмоциональное благополучие этих детей. Небрежное выполнение рисунков отмечается у 42, 8 % испытуемых экспериментальной группы и 25, 8 % испытуемых контрольной. Это может свидетельствовать о попытке подростков замаскировать свои истинные чувства под маской небрежности, схематичности, желании отшутиться (см. рис. I—III на вклейке). Подобные рисунки могут также выражать сформированные психологические защиты, или личностные новообразования, выражающиеся в эмоциональной закрытости, скованности.

В целом позитивный эмоциональный фон рисунка (нарисованы отдельные детали, например, цветы, радуга, солнце, животные и пр. ) отмечен у 68, 6 % воспитанников интерната и 80, 6 % учащихся массовой школы. Это указывает на достаточные потенциальные возможности совладания со стрессом.

У 74, 3 % воспитанников школы-интерната и 83, 9 % подростков массовой школы «человек под дождем» соразмерен рисунку в целом. Это подтверждает то, что подростки, попадая в стрессовые ситуации, чувствуют достаточную уверенность, чтобы справиться с возникшими трудностями. У 14, 3 % испытуемых экспериментальной группы и у 9, 7 % контрольной, размер нарисованной фигуры значительно уменьшен, что свидетельствует о неуверенном поведении подростков в стрессовых ситуациях (см. рис. IV на вклейке). Они не верят, что смогут самостоятельно справляться с трудностями, паникуют, демонстрируют реакцию ухода, желание «спрятаться». Отмечен также противоположный тип поведения. Подростки переоценивают свои возможности, в результате чего могут разочаровываться в себе, испытывая чувство вины за совершенные проступки. Таких подростков, по данным методики наблюдается 11, 4 %
в экспериментальной группе и 6, 4 % в контрольной.

У воспитанников школы-интерната изображенная фигура активна (пытается спрятаться от дождя, уйти и др. ) только у 54, 3 % учащихся,
в массовой школе этот процент несколько выше — 77, 4 % испытуемых. Это говорит о том, что воспитанники массовой школы в большей степени готовы самостоятельно противостоять стрессовым ситуациям, не рассчитывая на помощь других лиц либо на благоприятный исход сложившейся трудной ситуации с течением времени. Этот же факт подтверждает такой показатель оценки рисунков, как готовность к дождю (оценивался по письменным ответам испытуемых). Готовы к дождю фигуры 65, 7 % испытуемых экспериментальной группы и 87, 1 % испытуемых контрольной. Похожую картину нам дает параметр «самоощущение человека под дождем». Дискомфорт «ощущают» нарисованные фигуры 48, 6 % учащихся интерната и 25, 8 % учащихся массовой школы. На таких рисунках фигуры изображенного человека искажены, диспропорциональны, имеют грустное выражение лица либо не прорисованные лица (см. рис. I—IV на вклейке). Беззащитны перед дождем нарисованные фигуры 45, 7 % участников экспериментальной группы и 25, 8 % участников контрольной. На этих рисунках не отображены атрибуты активной защиты от дождя: зонт, плащ, сапоги и пр.

Возраст изображенной фигуры соответствует биологическому возрасту автора рисунка у 42, 8 % воспитанников школы-интерната и 45, 2 % учащихся массовой школы (рис. 4). Такие подростки, выбирая стратегии поведения в стрессовых ситуациях, действуют, как правило, согласно возрастным показателям развития. Различия по данному параметру незначительные. У 17, 2 % испытуемых экспериментальной группы и 32, 2 % участников контрольной группы «человек под дождем» младше автора рисунка. Эти подростки, попадая в стрессовые ситуации, ищут защиты
и поддержки от взрослых людей, как правило, родителей и близких родственников. Они чувствуют себя неспособными самостоятельно стравляться со стрессовыми ситуациями, «теряются», действуют неуверенно, ждут покровительства более сильного. У 40 % интернатных детей и 22, 6 % учащихся общеобразовательной школы возраст изображенной фигуры больше реального. Такие подростки демонстрируют взрослые модели поведения в стрессовых ситуациях.

Рис. 4. Сравнительный анализ моделей поведения подростков
в стрессовых ситуациях (в %)

Эти различия отражают то, что, попадая в стрессовую ситуацию, воспитанники школы-интерната рассчитывают в основном на себя, демонстрируя модели поведения, соотносимые с собственным возрастом или характерные для более старшего возраста. Подростки из массовой школы,
в случаях, если не справляются со стрессовой ситуацией самостоятельно, могут рассчитывать на помощь другого, чаще всего родителя. В этом случае их поведение соответствует детским способам реагирования на стресс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...