1.3.2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов
Для выявления наличия в жизни подростков психотравмирующих событий прошлого и потенциальных возможностей совладания со стрессовыми ситуациями была разработана анкета, результаты апробации которой сводятся к следующему. Первые несколько вопросов анкеты касались выявления социального положения испытуемых. Это стало начальным этапом исследования психотравмирующих переживаний, т. к. для многих подростков неблагополучные социальные условия являются сильным психотравмирующим фактором. Итак, анкетные данные показали, что среди учащихся экспериментальной группы 29 человек проживают в школе-интернате. Причины данного явления различны — отсутствие родителей, лишение их родительских прав, социальное сиротство. Остальные испытуемые (29 человек) проживают в семьях, из них 11 человек воспитываются в неполных семьях, 18 живут в полных, но неблагополучных семьях (малообеспеченные семьи, болезнь или алкоголизм одного или обоих родителей). Как видно, все испытуемые экспериментальной группы потенциально могли иметь психотравмирующий опыт. Среди испытуемых контрольной группы При исследовании факторов, вызывающих отрицательные переживания наибольшей силы (необходимо было назвать только один фактор) воспитанники школы-интерната (23 человека) отметили следующие факторы. Наиболее травмирующими для большинства оказались смерть одного из родителей (22 % от 23 человек), резкий переход из семьи в приют (22 %), смерть близкого родственника — 13 %, собственная травма или болезнь — 13 %. Подростки отмечали также такие случаи как развод родителей, уход одного из родителей из семьи, угроза смерти, болезнь близкого родственника, лишение свободы одного из родителей.
Не стали указывать то обстоятельство, которое является наиболее стрессовым 24 подростка (51, 1 %). В силу закрытости личности, наличия психологических защит они отстранялись от обсуждения данных вопросов, указывая в анкете: «не хочу писать», «не скажу» и др. Моменты, когда подростки отвечали на эти вопросы, отмечены наибольшим всплеском нарушений дисциплины. Воспитанники школы-интерната громко разговаривали, переспрашивали, смеялись, заглядывали в анкеты других подростков, что можно расценивать как защитное поведение. Можно предположить, что воспоминания о травматических событиях являются неприятными для этих подростков, и именно они провоцируют включение психологических защит, направленных на отстранение от любых мыслей на эту тему. При наблюдении за подростками отмечены следующие формы защитного поведения: агрессивный отказ, отстранение — уход, демонстративное поведение, юмор, погружение в воспоминания и др. В контрольной группе из числа 31 обследованного подростка, наиболее сильное психотравмирующее обстоятельство отметили 18 школьников. Среди выделенных факторов наиболее значимые следующие: собственная травма 27, 8 %, смерть одного из родителей 22, 2 %, смерть близкого родственника 16, 7 %, развод родителей 11, 1 %, смерть или травма любимого животного 11, 1 %. Кроме того, отмечались факторы ссоры или расставания с родителями на короткий срок. Не стали отвечать на вопрос Таким образом, анализируя выделенные факторы можно отметить, что для воспитанников школы-интерната характерны переживания таких специфических психотравмирующих обстоятельств как перемещение из семьи в другую воспитывающую среду («забрали в приют», «забрали от мамы», «бросил отец, и я попал в приют»). Травмирующим в данном случае является не только причина, по которой произошло изъятие из семьи, но и сам факт пребывания в приюте. Данное психотравмирующее обстоятельство обязательно сочетается с рядом других, по причине которых произошло изъятие ребенка из семьи. Подобная ситуация может провоцировать формирование у ребенка комплекса специфических чувств,
Следующий вопрос анкеты предусматривал необходимость отметить возраст, в котором произошло самое сильное психотравмирующее обстоятельство (рис. 1). На этот вопрос ответили уже большее число учащихся школы-интерната — 36 подростков из 47 присутствовавших. Большее число психотравм приходится на дошкольный возраст — 44, 4 % (от 36 человек), 30, 5 % пережили психотравмирующие ситуации в младшем школьном возрасте, 25 % — в подростковом. В контрольной группе возрастное распределение наиболее сильных психотравмирующих обстоятельств иное. На этот вопрос ответили 19 подростков из контрольной группы. Большее число психотравм приходится на подростковый возраст — 47, 4 %, 42, 1 % пережили психотравмирующие ситуации в младшем школьном возрасте, 10, 5 % — в дошкольном. В целом, для воспитанников школы-интерната характерно более раннее переживание психотравмирующих обстоятельств, что указывает на силу психотравмирующих событий. Испытуемые контрольной группы эмоционально переживают, в основном, недавние стрессовые события. Это может говорить об успешном совладании с детскими травмами. Возможно, также это свидетельствует об отсутствии сильных стрессовых переживаний в жизни подростков контрольной группы. Испытуемые экспериментальной группы в отличие от испытуемых контрольной, в подробностях помнят психотравмирующие события раннего детства. Можно предположить, что эти события являются для них психотравмирующими и тяжело переживаются даже спустя много лет. Эта ситуация, видимо, накладывает определенный отпечаток на характер совладания ребенка
Рис. 1. Сравнительный анализ психотравмирующих переживаний,
Данные исследования позволяют говорить о существовании специфических характеристик социальной среды школы-интерната, определяющих появление у подростков деструктивных новообразований в виде нарушений общения и личности. Для исследования возможного наслоения психотравмирующих событий прошлого был разработан список негативных жизненных обстоятельств. Подросткам предлагалось отметить те события, которые были Как видно из диаграммы, в жизни испытуемых экспериментальной группы все психотравмирующие факторы встречаются несколько чаще. Причем многие из подростков пережили несколько сильных стрессовых факторов. Таким образом, можно заметить некоторое наслоение психотравмирующих обстоятельств в жизни многих испытуемых. Это, безусловно, вызывает необходимость формирования психологических защит, что может отразиться на развитии личностных новообразований и появлении специфических особенностей совладания с психотравмой.
Рис. 2. Сравнительный анализ частоты встречаемости
Выявлены также специфические для подростков из школы-интерната психотравмирующие факторы. Так, воспитанники школы-интерната значительно чаще встречались с серьезными изменениями в жизни (80 %), чем их сверстники из массовой школы (34, 4 %). Существенные различия получены также по следующим факторам: изменение условий жизни (71, 4 % — экспериментальная группа и 28, 1 % — контрольная), перемена места жительства (74, 3 % — экспериментальная группа и 28, 1 % — контрольная) и смена места обучения (68, 6 % — экспериментальная группа Таким образом, подростки экспериментальной группы значительно чаще сталкивались с психотравмирующими ситуациями, чем испытуемые контрольной группы. Причем имеют место специфические стрессовые факторы, характерные для учащихся детских учреждений закрытого типа. Оценка значимости для участников исследования психотравмирующих факторов показала различия по некоторым показателям (рис. 3).
Из графика видно, что в качестве наиболее психотравмирующего фактора воспитанники интерната отметили смерть близкого члена семьи (средний балл 5). Для учащихся массовой школы этот фактор также наиболее значимый (5, 2). Воспитанники массовой школы тяжело переживают смерть любимого животного (4, 8), для учащихся школы-интерната этот фактор не является эмоционально тяжелым (3, 9). Это указывает на то, что учащиеся массовой школы более чувствительны, ранимы и в большей степени способны на открытое проявление чувств. Возможно, этот фактор не воспринимается воспитанниками школы-интерната как эмоционально тяжелый в силу наличия в жизни испытуемых более сильных стрессовых обстоятельств жизни. Немного выше у испытуемых контрольной группы также показатель шкалы «изменения в состоянии здоровья близких членов семьи» (4, 8). Однако для учащихся школы-интерната этот фактор также является значимым (4, 5). Собственная травма или болезнь одинаково тяжело переживаются всеми испытуемыми (4, 1). Усиление конфликтности отношений с близкими тяжелее переживают воспитанники школы-интерната (4, 5), чем учащиеся массовой школы (3, 3). Усиление конфликтности отношений с друзьями в силу особенностей подросткового возраста — фактор значимый для обеих групп (4, 2 — воспитанники школы интерната; 4 — учащиеся массовой школы).
Рис. 3. Распределение значимости
Такие факторы как проблемы с родственниками (4, 1), серьезные изменения в жизни (4, 5), изменение условий жизни (4), перемена места жительства (4, 5), смена места обучения (4, 2) отмечают как эмоционально тяжелые в основном воспитанники школы-интерната. Учащиеся массовой школы в большинстве случаев не переживали подобные события, и эти факторы не являются для них психотравмирующими. Уход из школы — эмоционально значимый фактор для учащихся школы-интерната (3, 4). Для испытуемых контрольной группы эта ситуация является наименее стрессовой или реже переживается ими (1). Анализ корреляционных связей психотравмирующих факторов показал высокую степень взаимодействия между ними, т. е. в жизни подростков имеет место наслоение психотравмирующих переживаний. Так, положительные корреляционные связи обнаружены между фактором «развод родителей» и факторами «серьезные изменения в жизни» (0, 24 при Таким образом, исследование подтверждает предположение о том, что в жизни воспитанников школы-интерната имеют место специфические стрессовые обстоятельства, являющиеся для них психотравмирующими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|