Предисловие. Глава 1. Особенности и механизмы переживания психотравмы в детском и подростковом возрасте. 1.1. Психическая травма: механизмы развития и последствия
Предисловие За последнее десятилетие наблюдаются тенденции резкого увеличения числа ситуаций, вызывающих у человека острые стрессовые расстройства. Техногенные катастрофы, военные действия, аварии и прочие психотравмирующие ситуации стали постоянными спутниками современного общества. Однако существуют ситуации, которые во все времена вызывали у человека негативные личностные и психические последствия. Это так называемые хронические психические травмы, т. е. такие жизненные обстоятельства, которые длительное время, практически ежедневно, оказывают неблагоприятное воздействие на развитие психики человека. Это такие ситуации постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора как насилие в семье, воспитательные условия неблагополучной семьи и детских учреждений закрытого типа, сиротство, армейские условия и пр. Особенно тяжело подобные ситуации переживают дети, которые, как правило, имеют специфические личностные особенности, обусловленные влиянием психотравмы. Пережитые детьми и подростками сильные стрессовые ситуации, а также воспитание в психотравмирующих условиях обусловливают наличие внутриличностных конфликтов, нарушений самопринятия, проблем развития эмоционально-личностной сферы и пр. Они же играют немалую роль в возникновении и проявлении социально неодобряемых форм поведения, таких как злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), побеги из дома, драки, воровство и пр. Подобные ситуации существенно усугубляются в подростковом возрасте в силу сложности и кризисности данного возрастного периода. Это делает необходимым и особо актуальным поиск эффективных методов оказания психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания ими сильных стрессовых событий и хронических психических травм.
Данное учебно-методическое пособие сосредоточено на описании Представленные в пособии материалы дают возможность психологу теоретически и практически подготовиться к психологическим занятиям Учебно-методическое пособие предназначено для студентов психологических специальностей, а также практикующих психологов, социальных педагогов, учителей. В его основе лежат материалы лекций, читаемых в Балашовском филиале Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, а также собственный эмпирический материал автора. Глава 1. Особенности и механизмы переживания психотравмы в детском и подростковом возрасте Данная глава посвящена изучению теоретических вопросов, касающихся особенностей переживания психотравмирующих событий в детском и подростковом возрасте. В качестве психотравмирующего фактора рассматриваются как конкретные жизненные события, так и хронические психические травмы, к которым по классификации В. А. Гурьевой (Гурьева В. А., 1996) относятся армейские условия, условия детских учреждений закрытого типа и воспитание в неблагополучных семьях. Пособие сосредоточено на описании влияния последних двух факторов данной классификации на личность детей и подростков. В данной главе представлены также результаты эмпирического исследования автора, посвященные изучению психотравмирующего влияния на личность подростка, воспитательной среды детских учреждений закрытого типа.
1. 1. Психическая травма: механизмы развития и последствия 1. 1. 1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство». 1. 1. 2. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка. 1. 1. 3. Механизмы и последствия развития ПТСР. 1. 1. 1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство» Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о стрессе пишут в популярной, научной и художественной литературе, ищут способы, как избежать этого состояния. Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и стресс травматический, результатом которого является нарушение в психической сфере. Понятие травмы определяется как событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997). Травматический стресс имеет некоторые отличительные особенности и обнаруживается, когда (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):
1) происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; 2) имеются внешние причины, вызывающие это состояние; 3) пережитое разрушает привычный образ жизни; 4) происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я. «Посттравматическое стрессовое расстройство» (PTSD — Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс. Согласно dsm-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией) этот комплекс симптомов сводится к следующему. А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта: 1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событиями, которые включают смерть, угрозу смерти, угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной). 2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.
B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов: 1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания. 2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии. 3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь. 4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их. 5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события. C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и «оцепенение» (numbing) — блокировка эмоциональных реакций (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей: 1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных 2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме. 3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия). 4. Заметно сниженный интерес к участию в ранее значимых видах деятельности. 5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей. 6. Сниженная выраженность аффекта. 7. Чувство отсутствия перспективы в будущем. D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижеперечисленных симптомов: 1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения). 2. Раздражительность или вспышки гнева. 3. Затруднения с сосредоточением внимания. 4. Повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, состояние постоянного ожидания угрозы. 5. Гипертрофированная реакция испуга. E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D) более чем 1 месяц. F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности. Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет. В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией — посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD —posttraumatic personality disorder), поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.
Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|