1.3.5. Развитие личности и образа «Я» подростков, имеющих психотравмирующий опыт
Исследование личностных особенностей испытуемых осуществлялось с помощью «Сокращенного многофакторного опросника для исследования личности» (СМОЛ), методики самоотношения В. В. Столина. Основные результаты по данной методике сводятся к следующему. Среди испытуемых экспериментальной группы было отмечено появление акцентуаций характера и психических девиаций у значительного числа подростков — 75, 5 % (34 человека из 45 обследованных). Выявлены также снижение доверительности, эмоциональная закрытость (повышение по 8 шкале) — 13, 3 %; выраженная социальная дезадаптация отмечена у 35, 5 % подростков (повышение по 4 шкале); 31, 1 % подростков озлоблены, агрессивны, склонны к аффекту (повышение по 6 шкале); высокая активность, стремление к общению, группированию со сверстниками свойственно 58 % учащихся (повышение по 9 шкале). В контрольной группе отмечено 61, 3 % акцентуированных подростков (19 человек из 31 обследованного). Многие подростки (45, 2 %) социально активны, имеют выраженную потребность в общении, взаимодействии со сверстниками (повышение по 9 шкале); 16, 1 % учащихся социально закрыты, в общении предпочитают дистанцироваться (повышение по 8 шкале); склонны к аффектам, настроены на агрессивную самозащиту 16, 1 % испытуемых (повышение по 6 шкале); выраженная социальная дезадаптация отмечена у 19, 3 % подростков (повышение по 4 шкале). Анализ взаимосвязей между шкалами показал, что шкала F, высокие показатели которой в подростковом возрасте могут отражать стрессовую реакцию на содержание многих вопросов, имеет отрицательную корреляционную связь со шкалой К (–0, 314 при p ≤ 0, 01). Это может свидетельствовать о снижении адаптивных способностей в сильных стрессовых ситуациях, что подтверждает также положительная корреляционная связь шкалы F и шкалы 4 (0, 514 при p ≤ 0, 01). Данная шкала взаимодействует также со 2 (0, 353 при p ≤ 0, 01), 6 (0, 469 при p ≤ 0, 01), 7 (0, 29 при p ≤ 0, 05), 8 (0, 369 при p ≤ 0, 01), и 9 (0, 351 при p ≤ 0, 01) шкалами. Это отражает обострение индивидуальных личностных качеств и повышение тревожности у испытуемых в стрессовых ситуациях. Наиболее сильными стрессовыми факторами, дающими резкое повышение шкалы F отмечены смерть любимого животного (0, 291 при p ≤ 0, 05), собственная травма или болезнь (0, 239 при p ≤ 0, 05), изменение в состоянии здоровья членов семьи (0, 318 при p ≤ 0, 01), усиление конфликтности отношений с близким человеком (0, 310 при p ≤ 0, 01), усиление конфликтности отношений с другом, подругой (0, 297 при p ≤ 0, 01), проблемы с родственниками (0, 24 при p ≤ 0, 05), изменение условий жизни (0, 428 при p ≤ 0, 01), перемена места жительства (0, 269 при p ≤ 0, 01), незначительное нарушение правопорядка (0, 311 при p ≤ 0, 01). Повышение тревожности, чувствительности, ранимости (высокие Т-баллы по 2 шкале) отмечено при следующих стрессовых факторах: собственная травма или болезнь (0, 276 при p ≤ 0, 05), усиление конфликтности отношений с близким человеком (0, 293 при p ≤ 0, 05), смена места обучения (0, 235 при p ≤ 0, 05), уход из школы (0, 271 при p ≤ 0, 05).
По методике исследования самоотношения Столина получены следующие различия между двумя группами. У воспитанников интерната (участвовали 37 человек) в меньшей степени выражен фактор ожидания положительного отношения к себе других (средний балл по данной шкале — 41, 94), учащиеся массовой школы (участвовали 25 человек) в большей степени ожидают от других положительного отношения к себе (53, 1).
Исследование корреляционных связей показало наличие отрицательных корреляционных связей шкалы F (методика СМОЛ) со следующими шкалами: интегральная шкала S (–0, 411 при p ≤ 0, 01), шкалы самоуважения (–0, 299 при p ≤ 0, 05), аутосимпатии (–0, 405 при p ≤ 0, 01), ожидания положительного отношения других (–0, 342 при p ≤ 0, 01), самоуверенности (–0, 263 при p ≤ 0, 05), самопоследовательности (–0, 283 при p ≤ 0, 01), самоинтереса (–0, 317 при p ≤ 0, 05). Отмечено также повышение самообвинения (0, 272 при p ≤ 0, 05) в ситуациях стресса. Исследование влияния психотравмирующих жизненных обстоятельств на развитие образа «Я» подростков осуществлялось с помощью методики «Метафорический автопортрет» (Бернса в модификации Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Б. Кудзилова). Метафорический автопортрет — это автопортрет в любом образе: сказочного персонажа, мифологического героя, предмета, представителя фантастического или реального миров. Испытуемым дается два задания: «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать», «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник». Психологический анализ рисунков, выполненных по методике «Метафорический автопортрет» показал следующие результаты. У большинства воспитанников интерната рисунки вполне эстетичные (73, 5 %), среди школьников из массовой школы 75 % выполнили рисунки старательно и аккуратно. Это отражает относительное благополучие образа «Я» испытуемых, их откровенность, достоверность результатов, т. к. подростки подошли к выполнению задания серьезно, не стали отшучиваться или маскировать свои качества под схематичностью, небрежностью изображений. Только 26, 5 % воспитанников школы-интерната и 25 % школьников из контрольной группы изображали образы небрежно, стараясь замаскировать, спрятать свои чувства от других людей и экспериментатора в частности. В целом изображенные фигуры соразмерны листу бумаги (67, 6 % — школа-интернат, 70, 8 % — массовая школа). Это отражает адекватность оценки себя испытуемыми. 32, 4 % испытуемых экспериментальной группы и 25 % — контрольной изображают значительно уменьшенные фигуры, подчеркивая свою незначительность, «малоценность», низкую самооценку. Увеличенные фигуры отмечены только в контрольной группе. Таких учеников, подчеркивающих свою значимость, желающих быть
Рис. 5. Личностные качества «заколдованного» образа, 47 % испытуемых экспериментальной группы и 33, 3 % контрольной изображают фигуры строго по центру листа, стараясь жить настоящим, «здесь и теперь». 53 % воспитанников школы-интерната и 66, 7 % учеников массовой школы рисовали фигуры с небольшим смещением влево. Такие подростки живут прошлым, постоянно размышляя о произошедших событиях, часто обвиняют в чем-либо себя или других людей. Меньший процент таких подростков в экспериментальной группе объясняется сформированными у них психологическими защитами (вытеснение, сублимация, забывание и пр. ), позволяющими «закапсулировать» травматические переживания прошлого. Наличие позитивного коррекционного сдвига (от отрицательного образа в первом задании к положительному во втором) отмечено у 79, 4 % воспитанников школы-интерната и 62, 5 % испытуемых массовой школы (см. рис. X—XIII на вклейке). Эта группа подростков податлива психокоррекции и готова к внутренней работе над собой и своим психотравмирующим опытом. 20, 6 % испытуемых из школы-интерната и 37, 5 % учеников массовой школы также нуждаются в психологической помощи, однако эти подростки не готовы к работе над собой в силу закрытости, скованности и наличия выраженных психологических защит (юмор/шутка, агрессия, отказ и др. ). Описывая качества «заколдованного» образа (рис. 5), школьники из интерната отмечают озлобленность на мир, конкретных людей и на себя
Рис. 6. Приобретаемые личностные качества нарисованного образа,
Приобретаемые качества (рис. 6), как правило, отражают желаемые качества подростков, те, которых им не хватает в жизни, т. е. идеальный образ «Я». Воспитанники интерната отмечают следующие качества: радость (41, 2 %), доброта (76, 5 %), активность (26, 5 %), сила (20, 6 %), красота (26, 5 %). Те же качества в контрольной группе представлены иначе: радость (8, 3 %), доброта (54, 2 %), активность (8, 3 %), сила (8, 3 %), красота (16, 7 %). Т. е. школьники из массовой школы в большей степени испытывают радость, считают себя добрыми и красивыми, ощущают собственную силу, возможность проявлять активность, самостоятельность. Однако нехватку свободы (2, 9 % интернат и 12, 5 % школа), беззаботности (8, 8 % и 16, 7 %), нежности (14, 7 % и 25 %) и любви (2, 9 % и 16, 7 %) в большей степени ощущают испытуемые контрольной группы. В экспериментальной группе отмечены следующие качества: уверенность в себе (17, 6 %), уважение (2, 9 %), понимание (8, 8 %), работоспособность (5, 8 %), общительность (5, 9 %), здоровье (2, 9 %). Таким образом, исследование проблемы влияния психотравмирующих переживаний прошлого на развитие личности подростка-воспитанника школы-интерната в обобщенном виде сводится к следующему. Факторы риска психической травматизации, непосредственно связанные с семьей, в особенности отрыв от семьи, вызывают эмоциональный отклик в любом возрасте. Явление психической депривации, являясь специфическим для детских учреждений закрытого типа, оказывает психотравмирующее влияние на психику ребенка и подростка, вызывая нарушения личности и общения. В качестве специфических для учащихся интернатных учреждений можно также выделить такие жизненные обстоятельства как серьезные изменения в жизни, ее условий, перемена места жительства, смена места обучения.
В условиях социального сиротства, как правило, происходит наслоение психотравмирующих переживаний, что стимулирует формирование деструктивных личностных новообразований и психологических защит. К особенностям развития эмоций и личности, сформированным под влиянием психотравмы, по данным исследования, можно отнести неадекватную самооценку, проблемы самопринятия, неуверенность в себе, снижение самоинтереса, чувство вины, аутоагрессивные тенденции, склонность Психотравмирующие воспоминания прошлого в сочетании с сформированными в этих условиях негативным отношением подростков к себе, нарушением самопринятия, снижением собственной ценности приводит Итак, данные исследования позволяют говорить о существовании специфических характеристик социальной среды школы-интерната, определяющих появление у подростков деструктивных новообразований в виде нарушений общения и личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|