10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№п/п
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Сварочная мастерская
Комплекты слесарного инструмента; посты сварочного оборудования; комплекты спецодежды в соответствии с видами работ
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям необходимо заранее ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут рассмотрены на занятии, рекомендуемой основной и дополнительной литературы, содержанием рекомендованных Интернет-ресурсов. Необходимо прочитать соответствующие разделы из основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем, выделить основные понятия и процессы, их закономерности и движущие силы и взаимные связи. На практических занятиях нужно выяснять у преподавателя ответы на интересующие или затруднительные вопросы, высказывать и аргументировать свое мнение.
РАЗДЕЛ «СЛЕСАРНАЯ ПРАКТИКА»
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы направления подготовки 26. 05. 06 «Эксплуатация судовых энергетических установок».
В результате освоения ОПОП специалитетаобучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Код компетенции
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций)
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
ПК-2
способностью и готовностью к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время
Знать: –
Уметь:
грамотно распределять время для самостоятельного изучения дисциплины и выполнения лабораторных работ;
объективно оценивать результаты самостоятельно выполненной работы
Владеть:
навыками изучения учебной литературы и электронных баз данных;
навыками самостоятельной работы
ПК-6
способностью и готовностью исполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию
Знать:
правила охраны труда при работе со слесарным инструментом
Уметь:
оказывать первую медицинскую помощь
Владеть:
методами безопасной работы со слесарным инструментом
ПК-7
способностью и готовностью осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт судов и их механического и электрического оборудования в соответствии с международными и национальными требованиями
Знать:
организацию рабочего места слесаря;
наименование и назначение простого рабочего слесарного инструмента;
устройство слесарных тисков;
правила работы ножовками, ножницами, пневматическими и электрическими машинками, клепальными и рубильными молотками, а также на простом сверлильном станке;
рациональную организацию труда на своем рабочем месте.
основные сведения о допусках и посадках собираемых узлов и механизмов;
основные механические свойства обрабатываемых металлов;
способы устранения деформирования деталей, возникшего при термической обработке и сварке;
причины появления коррозии и способы борьбы с ней;
назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента средней сложности и наиболее распространенных специальных и универсальных приспособлений;
назначение смазывающих жидкостей и способы их применения;
правила и приемы разметки простых заготовок.
виды и назначение измерительных инструментов;
цену деления шкал и точность отсчета;
пределы измерений;
устройство измерительных инструментов;
назначение слесарно-монтажных инструментов и требования, предъявляемые к ним;
разновидности инструментов;
классификацию труб;
запорную арматуру;
прокладочный материал;
способы крепления труб;
применяемый при трубопроводных работах инструмент;
инструменты, приспособления и материалы, применяемые при разметке;
правила организации рабочего места при разметочных работах;
назначения и способы выполнения плоскостной и пространственной разметки;
виды брака при разметке;
правила подготовки заготовки к разметке и выбор разметочных баз.
назначение слесарной рубки;
инструменты, применяемые при рубке;
углы заточки инструментов;
правила рубки металла;
назначения и способы выполнения операций при резке металла ножовкой и труборезом; ручными и рычажными ножницами; приводными ножовками; электрическими ножницами;
правила организации рабочего места при резке металла;
приемы правки и гибки металла;
инструменты и приспособления, применяемые при гибке и правке металла;
назначение напильников и их разновидности;
приемы опиливания различных поверхностей деталей;
приспособления, применяемые в процессе опиливания;
инструменты, применяемые при сверлении, зенкеровании и развертке;
основные узлы и механизмы сверлильного станка;
способы крепления инструмента в станках;
виды резьб;
инструменты и приспособления, применяемые для резьб внутренних и наружных;
инструмент, применяемый для определения шага резьбы;
приемы распиливания и припасовки;
инструменты и приспособления, применяемые при распиливании и припасовке;
назначение и цель шабрения;
разновидности шаберов;
различия чернового и чистового шабрения;
назначение, виды притирки, применяемое оборудование, инструмент;
назначение клепки и область применения;
инструмент и оборудование для клепки;
типы заклепок;
виды заклепочных швов;
назначение пайки и область применения;
разновидности припоев и флюсов, и область их применения;
инструмент для пайки;
виды паяных швов;
технологические процессы склеивания;
марки клеев;
виды термообработки;
назначение закалки, отпуска, нормализации, охлаждения
Уметь:
производить обрубку и рубку зубилом вручную;
опиливать и зачищать заусенцы, облой и сварные швы;
резать заготовку из прутка листового материала ручными ножницами и ножовками;
опиливать фаски;
прогонять и зачищать резьбу;
размечать простые заготовки по шаблонам;
очищать и промывать детали и узлы перед сборкой;
сверлить отверстия по разметке или в кондукторе на простом сверлильном станке, а также ручной дрелью, пневматическими и электрическими машинами;
выполнять подготовительные работы при сборке и разборке машин, механизмов и узлов;
участвовать в работах по испытанию машин и механизмов на стендах;
собирать и регулировать простые узлы и механизмы;
проводить слесарную обработку и пригонку деталей 11…14-го квалитетов точности;
собирать узлы и механизмы средней сложности с применением специальных приспособлений;
собирать детали под прихватку, клепку и сварку, нарезать резьбу метчиками и плашками;
производить разметку заготовок несложного профиля;
соединять детали и узлы пайкой, болтами и холодной клепкой;
производить испытание собранных узлов и механизмов на стендах и прессах;
пользоваться измерительными инструментами;
выбирать инструмент в соответствии с типом детали;
применять слесарно-монтажный инструмент по назначению;
выполнять слесарные работы:
а) при монтаже и ремонте оборудования,
б) при сборке труб и запорной арматуры;
производить резку и гибку труб;
нарезать резьбу;
соединять трубы на муфтах, фитингах, фланцах;
подготавливать детали под разметку;
производить разметку контуров по размерам и шаблону;
производить заточку и заправку кернеров, чертилок и ножек циркуля;
соблюдать правила безопасности труда;
проверять годность заготовок;
размечать заготовки, не требующие перекантовки и с перекантовкой;
выполнять рубку металла в тисках по разметочным рискам;
отрезать полосовой материал, а также квадратного, круглого и прямоугольного сечения без разметки и по рискам;
правильно выполнять приемы работы и организовывать рабочее место;
выполнять правку и гибку металла вручную и приспособлениями;
проводить контроль выполненных операций: правки и гибки;
применять инструмент при опиливании поверхностей по назначению;
подбирать инструмент в соответствии с поверхностью обрабатываемой поверхности;
сверлить сквозные, глухие отверстия;
подбирать инструмент в соответствии с размером отверстий в деталях;
нарезать резьбу на стержне, в отверстии с помощью инструментов;
определять шаг резьбы с помощью резьбомера;
производить контроль резьбы;
выполнять разметку деталей при распиливании и припасовке;
производить контроль точности обработки деталей вкладышами;
выполнять шабрение различными приемами прямолинейных и криволинейных поверхностей;
выполнять притирку различных поверхностей деталей;
подбирать инструмент для притирки деталей по классу шероховатости;
осуществлять выбор заклепок по длине, диаметру, марке материала;
выполнять процесс клепки;
выполнять технологический процесс пайки;
выполнять технологический процесс склеивания;
выполнять закалку деталей в соответствии с техническими условиями;
назначать температурный режим по диаграмме Fе3С.
пользоваться нормативной документацией, соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;
Владеть:
методами контроля качества и предупреждения брака
К-8
Правильное использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне
К-8. 1 Правильное использование ручных инструментов;
К-8. 2 Правильное использование станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне
ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: Характеристики и ограничения материалов, используемых при постройке и ремонте судов и оборудования
Характеристики и ограничения процессов, используемых для изготовления и ремонта
Свойства и параметры, учитываемые при изготовлении и ремонте систем и их компонентов
Техника безопасности в условиях мастерских
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ: Определение важных параметров изготовления типовых компонентов судна является надлежащим.
Выбор материала является надлежащим.
При изготовлении соблюдаются установленные допуски.
Оборудование и ручные инструменты, станки и измерительные инструменты используются надлежащим и безопасным образом.
МЕТОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ: Экзамен и оценка результатов подготовки, полученной в одной или нескольких из следующих форм:
. 1 Одобренная подготовка в мастерских
. 2 Одобренный практический опыт и проверки;
. 3 Одобренный стаж работы;
. 4 Одобренный стаж подготовки на учебном судне.