Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт
Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт В системе деятельности практикующего психолога коррекция тех или иных нарушений, являющихся следствием психотравмирующих событий прошлого, наиболее востребована. Нарушение потребности в эмоциональном контакте, замкнутость, агрессивность, повышенная тревожность, конфликтность, социальная дезадаптация, асоциальное и аддиктивное поведение — лишь немногие последствия психотравмирующего опыта. Особенно актуально оказание психологической помощи детям и подросткам с хроническими психическими травмами (воспитание в неблагополучных семьях, вне семьи, в детских учреждениях закрытого типа). Построение взаимодействия с такими детьми имеет ряд специфических особенностей, которые и описываются в данной главе. Кроме общих рекомендаций, представлены также конкретные методы и техники работы. При работе с психотравмирующим опытом, преимущество имеют методы работы с бессознательным клиента: арт-терапия, сказкотерапия, визуализация, драматизация и др. Особенности их применения при работе с травмированным ребенком описаны в предлагаемых программах, которые основаны на диалогическом подходе к оказанию психологической помощи, так как именно этот подход позволяет наладить внутриличностный диалог, эффективно работать с психологическими защитами и диссоциативными процессами травмированной личности. 2. 1. Совладание со стрессом: основные формы, механизмы, факторы влияния 2. 1. 1. Психологические концепции совладания со стрессом. 2. 1. 2. Индивидуально-личностные формы совладания со стрессом. 2. 1. 3. Роль социального окружения в совладании со стрессом.
2. 1. 1. Психологические концепции совладания со стрессом Сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, человек всегда пытается справиться с негативными эмоциями, возникшими как следствие реагирования на психотравму, и использует для этого как внутренние, так Впервые, при описании защитных механизмов этому процессу было уделено внимание в психоанализе. Зигмунд Фрейд и особенно Анна Фрейд, описали различные формы защиты, которые, по их мнению, служат защите от страха. По представлению З. Фрейда, «Я» под влиянием требований «сверх-Я» пытается отразить компрометирующие требования инстинктов. Чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей Таблица 1 Основные психоаналитические защитные механизмы
Современные концепции — это, прежде всего, когнитивно-феноменологический подход Р. С. Лазаруса. Он (Lazarus R. S., 1991), вслед за Г. Селье рассматривает стрессовую реакцию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. При этом стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования — цели, ценности, оценки, — и если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря так называемой первичной оценке (primary appraisal), организм при бодрствовании постоянно оценивает, не происходят ли изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить равновесие. Если событие незначительное, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции. Другой тип событий, тоже не вызывающий адаптивные процессы, — это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды (например, удачный исход дела). Третий тип характеризуется потребностью в адаптации. Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации, которая может происходить одновременно
Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). В какой-то мере этому соответствуют копинг, ориентированный на проблему (problem focused), и копинг, ориентированный на эмоции (emotion focused), — типы совладания более высокого порядка (Lazarus R. S., 1966). Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций, подвергаются новой оценке (reappraisal), а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. Выделяют также специальные типы совладания со стрессом. Они представлены в таблице 2. Таблица 2 Виды копинг-стратегий
Шварцер (Schwarzer R., 1993) расширил модель Лазаруса и включил
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|