Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт




Глава 2. Психологическая помощь детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт

В системе деятельности практикующего психолога коррекция тех или иных нарушений, являющихся следствием психотравмирующих событий прошлого, наиболее востребована. Нарушение потребности в эмоциональном контакте, замкнутость, агрессивность, повышенная тревожность, конфликтность, социальная дезадаптация, асоциальное и аддиктивное поведение — лишь немногие последствия психотравмирующего опыта. Особенно актуально оказание психологической помощи детям и подросткам с хроническими психическими травмами (воспитание в неблагополучных семьях, вне семьи, в детских учреждениях закрытого типа).

Построение взаимодействия с такими детьми имеет ряд специфических особенностей, которые и описываются в данной главе. Кроме общих рекомендаций, представлены также конкретные методы и техники работы. При работе с психотравмирующим опытом, преимущество имеют методы работы с бессознательным клиента: арт-терапия, сказкотерапия, визуализация, драматизация и др. Особенности их применения при работе с травмированным ребенком описаны в предлагаемых программах, которые основаны на диалогическом подходе к оказанию психологической помощи, так как именно этот подход позволяет наладить внутриличностный диалог, эффективно работать с психологическими защитами и диссоциативными процессами травмированной личности.

2. 1. Совладание со стрессом: основные формы, механизмы, факторы влияния

2. 1. 1. Психологические концепции совладания со стрессом.

2. 1. 2. Индивидуально-личностные формы совладания со стрессом.

2. 1. 3. Роль социального окружения в совладании со стрессом.

2. 1. 1. Психологические концепции совладания со стрессом

Сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, человек всегда пытается справиться с негативными эмоциями, возникшими как следствие реагирования на психотравму, и использует для этого как внутренние, так
и внешние, социальные, резервы. В этих случаях человек делает попытку осмыслить произошедшее путем внутренней переработки информации, что через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. Адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия называется копингом. Пути совладания со стрессами могут быть различными, они зависят от индивидуально-личностных особенностей, силы и типа психотравмирующего воздействия, социального окружения и др. факторов. Существует множество концепций, пытающихся объяснить психологические механизмы совладания со стрессом. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Впервые, при описании защитных механизмов этому процессу было уделено внимание в психоанализе. Зигмунд Фрейд и особенно Анна Фрейд, описали различные формы защиты, которые, по их мнению, служат защите от страха. По представлению З. Фрейда, «Я» под влиянием требований «сверх-Я» пытается отразить компрометирующие требования инстинктов. Чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей
и не допустить угрожающие раздражители до сознания, человек в ходе своего развития выстраивает защитные механизмы. Большинство защитных механизмов личности формируются под влиянием стрессовых факторов. Основные психоаналитические механизмы психологической защиты и их характеристика описаны в таблице 1.

Таблица 1

Основные психоаналитические защитные механизмы

 

Вид психологической защиты Характеристика видов психологических защит
Проекция Желания или чувства, вызывающие страх, экстернализируются и приписываются другим
Отрицание Потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая
Рационализация Для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснение, чтобы избавить их от угрожающего содержания
Реактивное образование Неприемлемые, угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь в свою противоположность (например, агрессия — в заботливость)
Вытеснение Мысли, образы или воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в бессознательное или ставится препятствие для их репрезентации в сознании
Регрессия Переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризующуюся более простыми структурами
Сублимация Приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинк­тов в какую-либо несексуальную, общепринятую сферу (художественную, интеллектуальную, социальную), где они могли бы раскрыться
Идентификация Решение конфликта происходит посредством перенятия ценностей, мировоззрений и т. д. какого-то другого лица

 

 

Современные концепции — это, прежде всего, когнитивно-феноменологический подход Р. С. Лазаруса. Он (Lazarus R. S., 1991), вслед за Г. Селье рассматривает стрессовую реакцию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. При этом стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования — цели, ценности, оценки, — и если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря так называемой первичной оценке (primary appraisal), организм при бодрствовании постоянно оценивает, не происходят ли изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить равновесие. Если событие незначительное, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции.

Другой тип событий, тоже не вызывающий адаптивные процессы, — это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды (например, удачный исход дела).

Третий тип характеризуется потребностью в адаптации. Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации, которая может происходить одновременно
с первичной и заключается в том, что человек оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы для решения проблемы. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные переменные — способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и т. д. К ресурсам, взятым из окружающего мира, принадлежат среди прочего признаки социальной среды. Если соотношение между требованиями и ресурсами кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Если стрессор оценивается как ущерб и/или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются негативные эмоции такие, как печаль или, возможно, гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием этой оценки является страх. Стрессовые эмоции мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию для определенных адаптивных реакций (копинг).

Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). В какой-то мере этому соответствуют копинг, ориентированный на проблему (problem focused), и копинг, ориентированный на эмоции (emotion focused), типы совладания более высокого порядка (Lazarus R. S., 1966). Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций, подвергаются новой оценке (reappraisal), а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. Выделяют также специальные типы совладания со стрессом. Они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды копинг-стратегий

Копинг, ориентированный на ситуацию

Активное влияние
Бегство/уход
Пассивность

Копинг, ориентированный на репрезентацию

Поиск информации
Вытеснение информации

Копинг, ориентированный на оценку

Переоценка/придание смысла
Изменение цели

 

Шварцер (Schwarzer R., 1993) расширил модель Лазаруса и включил
в свою модель концепцию контроля и «Я-концепцию». Многие авторы противопоставляют защиту (ориентированную на переживание) и совладание (ориентированное на поведение). Хаан (Нааn N., 1977) характеризует процессы совладания как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы она понимает как навязанные, ригидные и искажающие реальность варианты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...