Глава 157 О СЛЕПОРОЖДЕННОМ
Отвечал слепец: «Не знаю я, грешен ли он, но знаю, что был я слеп, и исцелил он меня». Не поверили ему фарисеи и говорили первосвященнику: «Пошли за отцом его и матерью его, ибо поведают они нам истину». И послали за отцом и матерью слепца, и, когда явились те, вопрошал их первосвященник: «Сын ли вам человек сей?» Отвечали они: «Воистину, сын он нам». И говорил первосвященник: «Сказал он, что был рожден слеп и ныне прозрел; как же случилось сие?» Отвечали ему отец и мать слепорожденного: «Воистину, был рожден он слеп, но как ныне прозрел он, неведомо то нам; достиг он совершеннолетия, а потому спросите его, и скажет он правду». Отпустили их домой, и обратился первосвященник к слепцу: «Воздай хвалу Господу и говори правду». Убоялись говорить о том отец и мать слепца, ибо римский Сенат издал приказ, что под страхом смерти запрещается говорить о пророке Божьем Иисусе, что он Бог; прокуратор получил приказ тот, и потому сказали они: «Достиг он совершеннолетия, а потому спросите его». И говорил первосвященник слепорожденному: «Воз-дай хвалу Господу и говори правду, ибо знаем мы, что че-ловек, про коего говоришь ты, что исцелил он тебя, грешник». Отвечал слепорожденный: «Не знаю я, грешник ли он, но знаю, что не видел я, а он даровал мне зрение. Воистину, от сотворения мира и до нынешнего часа не прозревал ни единый слепорожденный; Господь же не станет внимать грешнику». Спросили фарисеи: «Что же содеял он, исцеляя тебя?» Изумился слепорожденный неверию их и рек: «Сказал я вам то, зачем же вопрошаете вы снова? Разве сделаетесь вы учениками его?» И порицал его первосвященник, говоря: «Рождены вы оба во грехе, и теперь поучаешь ты нас? Иди и становись учеником этого человека! Ибо мы ученики Моисея, и знаем мы, что Бог говорил с Моисеем, но не знаем, откуда взялся человек сей». И прогнали они его из синагоги и из Храма, запретив ему творить молитву вместе с правоверными иудеями.
Глава 158 О ТРЕХ МИРАХ И направился слепорожденный к Иисусу, и когда отыскал его, был утешаем Иисусом, говорившим: «Никогда не было на тебе столь великого благословения Божьего, ибо благословил тебя Всевышний, прорекший устами пророка Своего Давида, отца нашего, против возлюбивших мир: „Проклинают они, Я же благословляю", и через Михея, пророка Своего, говорил Он: „Проклинаю Я благословляющих". Ибо не противостоит так земля воздуху, вода — огню, свет — тьме, холод — жаре, любовь — ненависти, как воля Божья противостоит воле мира сего». Соглашались с ним ученики его, говоря: «Господин, велики слова твои; разъясни же нам смысл их, ибо не понимаем мы их». Отвечал Иисус: «Когда познаете вы мир, поймете вы, что истинны слова мои, и так признаете истину во всяком пророке. Знайте же, что существуют три мира, для коих есть единое имя; первый суть небеса и земля с водою, воздухом, огнем и всем, что подвластно человеку. Мир сей со всем, что есть в нем, следует воле Господней, ибо сказано у Давида, пророка Божьего: „Дал им Господь заповедь, кою не преступают они". Второй мир есть дом всего рода людского, подобно дому, что стоит не для стен, но для семьи. Мир сей возлюбил Господа, ибо по сути своей тоскует он по Богу, как всякий по сути своей тоскует по Нему и, пребывая в заблуждении, ищет Его. Знаете ли вы, почему тоскует все сущее по Всевышнему? Потому что тоскуют они по бесконечному добру, не запятнанному никаким злом, и сие есть Господь Бог единый. И потому посылает Создатель пророков Своих в мир сeи для спасения его. Третий мир есть мир людей, павших вследствие греха, ставшего законом, противным Господу, Творцу мира сего. И делает он людей подобными демонам, врагам Всевышнего. И столь сильно ненавидит Господь Бог мир этот, что, если бы возлюбили его пророки Его, воистину, отнял бы Бог у них дар пророческий. Истинно, истинно говорю вам, что, если явится в мир сей даже Посланник Божий и возымеет любовь к миру злому, воистину, лишится он всех даров Всевышнего и будет превращен в нечестивца: столь велика ненависть Божья к миру сему!»
Глава 159 О ПРИРОДЕ ГРЕХА Говорили ученики: «Учитель, сложны слова твои, а потому смилуйся над нами, ибо неясно нам значение их». Отвечал Иисус: «Думаете ли вы, что сотворил Бог Посланника Своего, чтобы стал тот соперником Его и стремился стать равным Господу? Воистину нет, но, как хорошим рабам Его, не должно нам желать того, чего не желает Всевышний. Не можете вы понять сего, ибо не ведаете, что есть грех. И потому внимайте словам моим. Истинно, истинно говорю вам, что не родится в человеке грех, если не противостоит он Господу, ибо грех лишь то, чего не желает Всевышний, и все, чего желает Он, чуждо греху. Посему же, если бы гнал меня первосвященник наш с левитами и фарисеями за то, что народ Израилев зовет меня Богом, творили бы они угодное Господу, и вознаградил бы Он их; но преследуют они меня за другое — чтобы не говорил я истину о том, как оскверняют они книги Моисея и Давида и пророков и друзей Божьих обычаями своими, и потому ненавистен я им, и жаждут они смерти моей, и Господь возымел к ним отвращение. Моисей умерщвлял людей, и Ахав умерщвлял людей, но что из того было убийством? Моисей умерщвлял во имя истребления идолопоклонства и сохранения веры в Бога истинного, Ахав же умерщвлял во имя истребления веры в Бога истинного и сохранения идолопоклонства. И потому смертоубийства, совершенные Моисеем, были богоугодными, совершенные же Ахавом — святотатством: ибо схожие деяния принесли разные плоды. Истинно, истинно говорю вам, что если бы заговорил сатана с ангелами, дабы узреть, сколь велика их любовь ко Всевышнему, то не перестал бы он быть отторгнутым от Господа, но стремился бы он отвратить их от Бога, и потому нечестив он». И вопрошал пишущий сие: «Как же понимать слова пророка Михея о лжи, что Господь вложил в уста ложных пророков, как написано то в книге царей Израиля?» Говорил Иисус: «Варнава, расскажи кратко все случившееся, дабы распознали мы истину».
Глава 160 АХАВ И МИХЕЙ И сказал пишущий сие, что пророк Даниил, рассказывая историю царей и тиранов Израильских, говорил: «И соединился царь Израильский с царем Иудейским против сынов Велиаловых (то есть нечестивых), коими были аммониты. Иосафат, царь Иудейский, и Ахав, царь Израильский, восседали на престоле в Самарии, и стояли пред ними четыреста ложных пророков, говоривших царю Израильскому: „Иди против аммонитов, ибо пожелал Господь предать их в руки твои, и рассеешь ты Аммон". И вопрошал Иосафат: „Есть ли здесь пророк Бога отцов наших?" Отвечал Ахав: „Лишь один, но дурной он, ибо всегда пророчествует лишь плохое, и потому бросил я его в темницу". И говорил он лишь один, ибо всех пророков умерщвляли по приказу Ахава; остальные же, как сказал ты, учитель, скрылись среди горных вершин, где не жили люди. И говорил Иосафат: „Пошли за ним, и послушаем мы, что скажет он". И повелел он привести Михея, и были закованы в цепи ноги его, и лицо его было лицом человека, который находится между жизнью и смертью. И обращался к нему Ахав со словами: „Говори, Михей, во имя Господа нашего. Нужно ли нам идти против аммонитов? Предаст ли Всевышний города их в руки наши?" Отвечал Михей: „Иди, иди, счастливо уйдешь и более счастливо возвратишься!" Ложные пророки воздали хвалу Михею как пророку истинному и сняли оковы с ног его. Иосафат, боявшийся Господа нашего и никогда не преклонявший колен перед идолами, вопрошал Михея: „Во имя любви к Богу отцов наших, говори правду о грядущей войне". Отвечал Михей: „Иосафат, страшусь я гнева твоего. Ибо говорю я тебе: народ Израилев подобен стаду без пастыря". И смеялся Ахав и сказал Иосафату: „Говорил я тебе, что человек сей предсказывает лишь дурное, но не верил ты мне". И вопрошали они его вместе: „Как узнал ты сие, Михей?" Отвечал Михей: „Узрел я собрание ангельское пред Господом и услышал, как говорил Бог наш: "Кто обманет Ахава, чтобы вышел он в поход против Аммона и был убит?" И сказал один ангел одно, другой — другое. И приблизился к Нему один из ангелов и говорил: "Господи, сражу я Ахава, придя к ложным пророкам и вложив ложь в уста их, и выйдет царь в поход и будет умерщвлен". Услышав сие, сказал Всевышний: "Иди и делай по сему, ибо восторжествуешь ты"". Пришли в ярость ложные пророки, и предводитель их бил Михея по лицу со словами: „О нечестивец, когда же ангел истины покинул нас и пришел к тебе? Когда пришел к нам ангел, принесший ложь?" Отвечал Михей: „Узнаете вы, когда станете бегать от дома к дому, убоявшись смерти за то, что обманывали вы царя своего". Разгневан был Ахав и говорил: „Схватите Михея и цепи, что опутывали ноги его, наденьте на шею его, и держите его на хлебе и воде до возвращения моего, ибо ныне не знаю я, какой смерти предать его". И выступили они в поход, и свершилось все по слову Михея. Ибо сказал царь аммонитов слуге своему: „Сражаешься ты не с царем Иудейским, не с правителями Израилевыми, но с Ахавом, царем Израиля и врагом моим. Убей же его"».
И молвил Иисус: «Остановись здесь, Варнава, ибо достаточно сего».
Глава 161 О ПРИРОДЕ ГРЕХА «Слышали вы сие?» — вопрошал Иисус. Отвечали ученики его: «Да, господин». И говорил Иисус: «Ложь есть грех, но убийство — больший грех, ибо ложь есть грех лишь говорящего, убийство же, будучи грехом свершающего его, есть уничтожение самого дорогого, что есть у Господа на земле сей, сиречь человека. Ложь можно исправить, сказав противное уже сказанному; убийство же исправить нельзя, ибо невозможно вернуть жизнь мертвому. Так согрешил ли Моисей, умерщвляя жертв своих?» Отвечали ученики: «Простит Господь, простит Господь Моисея, что согрешил он, не желая ослушаться воли Божьей!» И говорил Иисус: «И я говорю: простит Господь ангела, что согрешил он, обманув ложных пророков Ахава; ибо как принимает Всевышний человекоубийство как жертву, так принимает Он и обман врага во хвалу Себе. Истинно, истинно говорю вам: как ошибается дитя, надевая сандалии великана, так ошибается и считающий Бога подчиненным Закону, как сам он, будучи человеком, подчинен Закону. И потому, поверив словам моим о том, что единственный грех есть то, чего не желает Всевышний, обретете вы истину. Неизменен Господь Бог наш, и потому не может так быть, чтобы Он желал и не желал одно и то же; ибо тогда родились бы в Нем противоречие и боль, следствие его, и не был бы Он благословен во веки веков». Вопрошал Филипп: «Но как понимать слова пророка Амоса: „Нет в городе зла, коего, не сотворил Господь"»? Отвечал Иисус: «Узри, Филипп, сколь опасно смотреть лишь на слова, как то делают фарисеи, что придумали для себя предопределение Божье в избранных, чтобы обвинять Господа в неправедности, обмане и лжи и в ненависти Его к Суду праведному, коего не избежать им.
И потому утверждаю я, что Амос, пророк Господень, говорит о зле, которое мир зовет злом, ибо если бы говорил он на языке праведных, не понял бы его мир. Потому как все несчастья хороши, ибо очищают они ото зла, сотворенного нами, или же не позволяют нам творить зло, или же позволяют человеку познать жизнь свою, дабы возлюбили мы жизнь вечную и стремились к ней. И потому сказано у пророка Амоса: „Нет в городе добра кроме того, что сотворил господь"; и тем позволил он отчаявшимся вовсе потерять надежду, ибо видели они, что сами живут в нужде и горе, а грешники пребывают в горе. И уверовали многие, что сатана властвует над родом людским, и, убоявшись его, стали служить ему, дабы не страдать более. И поступил Амос подобно римскому толкователю, что не задумывается над словами своими, говоря перед первосвященником, но помышляет о желаниях и нуждах иудеев, не знающих языка еврейского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|