Основные приемы работы со сказкой
Основные приемы работы со сказкой 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены и проанализированы. 2. Анализ сказок направлен на осознание и интерпретацию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка? »; «Кто из героев больше всего понравился и почему? »; «Почему герой совершил те или иные поступки? »; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке? », «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои? » и др. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых. 3. Использование сказки как притчи-нравоучения. Практикуется как подсказка варианта разрешения трудной ситуации с помощью метафоры. 4. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. 5. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения —
6. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 7. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 8. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации, вызванные сказкой, могут быть выражены в рисунке, который позволяет получить богатый диагностический анализ. 9. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме Особенности реализации программы Структура данной программы предполагает последовательную реализацию нескольких этапов на каждом тренинговом занятии. Занятие начинается с психологического настроя группы на восприятие материалов тренинга. Для этого используются несложные разогревающие упражнения. На этом этапе имеет значение также осознание собственных чувств, что способствует эффективной реализации программы. Для этого в начале каждого тренингового занятия используется упражнение «Разговор с игрушкой» (описание см. ниже).
Следующим этапом можно назвать проведение 1—2-х базовых упражнений с использованием метода сказкотерапии. Данный метод может сочетаться с применением проективного рисунка, метода визуализации, драматизации, игровой терапии и др. Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ результатов работы группы. Обсуждаются как личные чувства и мысли, возникшие при проведении упражнений, так и методические особенности применения упражнений среди детей и подростков. Программа рассчитана на специалистов, имеющих общее представление о сказкотерапии как одном из психотерапевтических направлений, так как предполагает минимальное обсуждение теоретических основ метода. Суть программы — практическое обучение применению отдельных техник сказкотерапии. Однако для облегчения работы группы желательно обеспечить его участников методическим комплексом материалов, куда будут включены как теоретические основы метода, так и описание используемых техник сказкотерапии. Цель данной программы — изучение способовпроработки в символической форме пережитых стрессовых ситуаций, анализ техник профилактики развития деструктивных личностных новообразований, обусловленных психотравмой. Задачи: 1. Изучение диагностических возможностей сказки. 2. Отработка техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой и гармонизации эмоциональной сферы детей и подростков. 3. Анализ возможностей использования сказкотерапии в целях психотерапии и психологического консультирования. Расчетное время: 18 часов. Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, бумага, мягкие игрушки, лист ватмана и др. Особенности организации работы группы: — Многие упражнения, предусмотренные программой, требуют глубокой личностной проработки. Однако в целях экономии времени, некоторые техники можно проводить, используя метод аквариума, т. е. в виде демонстрационных сессий.
— Метод сказкотерапии обладает высоким диагностическим потенциалом, поэтому некоторые упражнения следует сопровождать анализом проекционного материала (рисунка, авторской сказки и др. ). — Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей. — Тренинг эффективен в малых группах, численностью до 12 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы, позволяет ответить на все вопросы, интересующие участников программы. — Каждое занятие длится 2, 5—3 часа. Программа насыщена эмоционально глубокими упражнениями, поэтому желательно в целях профилактики психического пресыщения, по мере необходимости, использовать подвижные или расслабляющие упражнения. В случаях высокой утомляемости членов группы можно сделать небольшой перерыв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|