Упражнение 3. Анализ сказки «Ночной гость»
Упражнение 3. Анализ сказки «Ночной гость» В группе зачитывается психотерапевтическая сказка Владимира Астапчика «Ночной гость» (приложение 2), направленная на актуализацию своего «внутреннего ребенка». Проводится обсуждение содержания сказки и того, какие чувства она вызывает. Организация обсуждения — Какой отклик вызвала сказка в вашей душе? — Зачем к герою приходил маленький ночной гость? — О чем вы мечтали, когда были детьми и подростками? — Как воплотились в реальности ваши мечты? Возможные линии обсуждения — Разговор со своим «внутренним ребенком». Какие вопросы он задал, если бы, как в сказке «Ночной гость», произошла встреча? В чем нуждается «внутренний ребенок»: поддержке, информации, любви?.. Что может дать «внутренний ребенок»: мысли, чувства, идеи, поддержку?.. — Соответствие «детских устремлений» и «взрослых воплощений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, Дальнейшую работу можно продолжить рисунком своего «внутреннего ребенка». Упражнение актуально для подростков и взрослых. Групповая рефлексия по итогам занятия. Занятие 3 Цель — изучение способов диагностики и коррекции индивидуального образа цели детей и подростков и техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой. Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1) Упражнение 2. Начало-конец Данная сказка-метафора сочиняется в паре. При этом один участник придумывает начало сказки, второй пишет ее завершение.
Желательно организовать спонтанный процесс, без предварительного продумывания и записей содержания истории. Упражнение 3. Карта сказочной страны (приложение 3) Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают использовать проективный рисунок «карта сказочной страны» для исследования индивидуального образа цели. Методика может использоваться как диагностическая и психотерапевтическая и позволяет клиенту осознать собственные желания и цели, проанализировать собственную систему ценностей, найти внутриличностные ресурсы и «проблемные зоны». Методика актуальна и для проработки травматического опыта, так как в этом случае человек зачастую не может определиться с собственными желаниями, целями и жизненными ориентирами. Желательно применять данную методику, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет). Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 4 Цель — отработка навыков парного консультирования и оценки проекций посредством использования сказки, изучение техник, позволяющих исследовать способности клиента, противостоять стрессам. Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1) Упражнение 2. Сказка устами… Группе предлагается вспомнить содержание любой известной сказки. Например, «Курочка Ряба». Далее происходит распределение ролей из сказки (Курочка Ряба, Бабка, Дед, Мышка, Яйцо и пр. ). Можно включить в обсуждение персонажей, не задействованных в сказке (например, Василису Премудрую или Бабу-ягу). Далее каждому по очереди предлагается изложить свою версию сказки. Анализируются проекции участников группы. Упражнение актуально для детей, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет). Упражнение 3. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки» (приложение 4)
Методика позволяет оценить возможности сказки как инструмента психодиагностики межличностных (диадных) отношений, стратегий поведения диады в трудных ситуациях. В качестве клиентов могут выступать супруги, сиблинги, два любых члена семьи, друзья и др. Упражнение является учебным и позволяет отработать навыки парного консультирования посредством использования сказки. Упражнение 3. Методика «Дождь в сказочной стране» (приложение 5) Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают ее использовать для оценки способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды. Методика может быть использована, начиная с младшего школьного возраста. Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 5 Цель — изучение методов актуализации «внутреннего ребенка», анализ возможностей применения сказкотерапии с целью выявления и последующей терапии нарушений внутрисемейного взаимодействия и «проблемных зон» семьи. Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1) Упражнение 2. Сказки о нас В группе раздаются карточки, на которых каждый член группы пишет свое имя. Затем карточки собираются вместе, перемешиваются и раздаются вновь. Каждому досталось имя какого-либо члена группы. О нем необходимо будет придумать сказку. Если кому-то досталось собственное имя, карточки необходимо раздать заново. Когда все истории готовы (не более 10 минут), каждый участник по очереди рассказывает только что сочиненную сказку, остальные пытаются отгадать о ком эта история. Упражнение актуально для подростков и направлено на выявление особенностей восприятия людьми друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|