Особенности реализации программы
Особенности реализации программы Первым этапом реализации программы является изучение теоретических вопросов психологии зависимостей. В виде дискуссии рассматриваются вопросы природы зависимостей и созависимых отношений, общие признаки химических зависимостей и пр. Теоретические вопросы сочетаются с элементами тренинга. Следующим, основным этапом реализации программы является изучение теории и практики профилактики зависимостей. На занятиях Завершающим этапом реализации программы является практическая отработка занятий по первичной профилактике аддиктивного поведения Цель — подготовка специалистов к проведению занятий по профилактике аддиктивного поведения среди детей разных возрастных категорий. Задачи: 1. Дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений. 2. Дать представление о социальных механизмах давления на подростка, увеличивающих риск употребления ПАВ. 3. Изучить особенности проведения занятий по профилактике аддиктивного поведения с детьми разных возрастных категорий.
4. Стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников. 5. Стимулировать развитие приоритета командной работы над данной проблематикой. Расчетное время: 16 часов. Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, маркеры, фломастеры, бумага, листы ватмана и др.
Программа занятий Занятие 1. Психология зависимостей и созависимых отношений Расчетное время: 4 часа. Цель — дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений, изучить признаки и виды зависимостей. Упражнение 1. Ассоциации Группе предлагается дать любые ассоциации на слово «зависимость». Все, предлагаемые группой ассоциации, записываются на доске или ватмане. Затем все ассоциации анализируются и группируются согласно 1) витальные зависимости, 2) онтологические, 3) социальные, 4) патологические, разрушающие. Упражнение 2. Лекция-беседа о заболевании Тренер в общем виде раскрывает природу и виды зависимостей, описывает мотивы употребления ПАВ и характеристику химических зависимостей (приложения 6, 7). Упражнения 3. Что чувствует зависимый? Упражнение имеет целью продемонстрировать сложности выхода из заболевания. Возможны несколько вариантов проведения упражнения: — группа делится на тройки, человек в центре демонстрирует «зависимого», двое других крепко держат его за руки. Ему даются три задания: почесать нос, поправить волосы, посмотреть, который час. Затем участники меняются ролями. На месте «зависимого» должен побывать каждый; — участвуют восемь человек, которые образовывают круг. В центре «зависимый», его задача выбраться; — группа делится на пары. Один плотно сжимает кулак, другой должен разжать. Обсуждаются чувства, возникшие при выполнении упражнения, важно провести аналогии с чувствами, которые испытывают зависимые, желающие вылечиться.
Упражнения 4. Построение модели созависимых отношений в семье Упражнение проводится по типу драматизации. Для этого в группе распределяются роли: — зависимый (муж-алкоголик), — созависимый (жена алкоголика), — дети (4 человека). Роли детей распределяются согласно основным типам реакций детей на алкогольную ситуацию в семье (Москаленко В. Д., 1991): 1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения». 2. «Клоун», «шут» или любимец семьи. 3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок. 4. Ответственный ребенок, или «герой семьи». В свободной форме разыгрываются патологические взаимоотношения, которые выстраиваются в подобной деструктивной семье. Важно акцентироваться на чувствах и желаниях каждого члена семьи и обратить внимание группы на трудности выхода из созависимых отношений. Упражнение можно проводить с подростками. Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятия 2—3. Теория и практика профилактики зависимостей Расчетное время: 6 часов. Цель —стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников, проанализировать социальные механизмы давления на подростка, увеличивающие риск употребления ПАВ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|