Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности реализации программы




Особенности реализации программы

Первым этапом реализации программы является изучение теоретических вопросов психологии зависимостей. В виде дискуссии рассматриваются вопросы природы зависимостей и созависимых отношений, общие признаки химических зависимостей и пр. Теоретические вопросы сочетаются с элементами тренинга.

Следующим, основным этапом реализации программы является изучение теории и практики профилактики зависимостей. На занятиях
раскрываются факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков, а также совместно со специалистами, участвующими в тренинге, разрабатываются факторы защиты от употребления ПАВ. Акцент делается на стимулировании выработки собственной профессиональной позиции
в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников и развитии приоритета командной работы над данной проблематикой.

Завершающим этапом реализации программы является практическая отработка занятий по первичной профилактике аддиктивного поведения
с учащимися разных возрастных категорий. Занятия построены не на акцентировании вреда от употребления ПАВ, а направлены на развитие
и укрепление ценностей здорового образа жизни.

Цель — подготовка специалистов к проведению занятий по профилактике аддиктивного поведения среди детей разных возрастных категорий.

Задачи:

1. Дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений.

2. Дать представление о социальных механизмах давления на подростка, увеличивающих риск употребления ПАВ.

3. Изучить особенности проведения занятий по профилактике аддиктивного поведения с детьми разных возрастных категорий.

4. Стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников.

5. Стимулировать развитие приоритета командной работы над данной проблематикой.

Расчетное время: 16 часов.

Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, маркеры, фломастеры, бумага, листы ватмана и др.

 

Программа занятий

Занятие 1. Психология зависимостей и созависимых отношений

Расчетное время: 4 часа.

Цель — дать комплексное понимание природы зависимостей и созависимых отношений, изучить признаки и виды зависимостей.

Упражнение 1. Ассоциации

Группе предлагается дать любые ассоциации на слово «зависимость». Все, предлагаемые группой ассоциации, записываются на доске или ватмане. Затем все ассоциации анализируются и группируются согласно
следующей классификации зависимостей:

1) витальные зависимости,

2) онтологические,

3) социальные,

4) патологические, разрушающие.

Упражнение 2. Лекция-беседа о заболевании

Тренер в общем виде раскрывает природу и виды зависимостей, описывает мотивы употребления ПАВ и характеристику химических зависимостей (приложения 6, 7).

Упражнения 3. Что чувствует зависимый?

Упражнение имеет целью продемонстрировать сложности выхода из заболевания. Возможны несколько вариантов проведения упражнения:

— группа делится на тройки, человек в центре демонстрирует «зависимого», двое других крепко держат его за руки. Ему даются три задания: почесать нос, поправить волосы, посмотреть, который час. Затем участники меняются ролями. На месте «зависимого» должен побывать каждый;

— участвуют восемь человек, которые образовывают круг. В центре «зависимый», его задача выбраться;

— группа делится на пары. Один плотно сжимает кулак, другой должен разжать.

Обсуждаются чувства, возникшие при выполнении упражнения, важно провести аналогии с чувствами, которые испытывают зависимые, желающие вылечиться.

Упражнения 4. Построение модели созависимых отношений в семье

Упражнение проводится по типу драматизации. Для этого в группе распределяются роли:

— зависимый (муж-алкоголик),

— созависимый (жена алкоголика),

— дети (4 человека).

Роли детей распределяются согласно основным типам реакций детей на алкогольную ситуацию в семье (Москаленко В. Д., 1991):

1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения».

2. «Клоун», «шут» или любимец семьи.

3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок.

4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».

В свободной форме разыгрываются патологические взаимоотношения, которые выстраиваются в подобной деструктивной семье. Важно акцентироваться на чувствах и желаниях каждого члена семьи и обратить внимание группы на трудности выхода из созависимых отношений. Упражнение можно проводить с подростками.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

 

Занятия 2—3. Теория и практика профилактики зависимостей

Расчетное время: 6 часов.

Цель —стимулировать выработку собственной профессиональной позиции в отношении профилактики аддиктивного поведения школьников, проанализировать социальные механизмы давления на подростка, увеличивающие риск употребления ПАВ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...