Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»




— на сумму первоначальной стоимости объекта основных средств, полученного по договору мены, — 23 000 руб.

 

Величина выручки от реализации собственной продукции определяется в порядке, установленном п. 6.3 ПБУ 9/99: «Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости това­ров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (това­ров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанав­ливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров)».

 

Допустим, что ранее объекты основных средств, подобные по­лученному по договору мены, организацией не приобретались.

То­гда передача продукции собственного производства отразится в уче­те организации проводками:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»

— на сумму выручки от реализации — 27 140 руб. (2 714 руб. х 10 ед.);

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стои­мость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— на сумму НДС — 4 140 руб. (414 руб. х 10 ед.);

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 43 «Готовая продукция»

— на сумму себестоимости отпущенной по договору мены про­дукции — 19 000 руб. (1 900 руб. х 10 ед.).

 

Согласно п. 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая нало­гоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при ис­пользовании в расчетах ценных бумаг.

 

Соответственно погашение взаимной задолженности отразится проводками:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— на сумму взаимной задолженности (без НДС) — 23 000 руб.;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

— на сумму перечисленного поставщику объекта основных средств НДС — 4 140 руб.;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— на сумму полученного от поставщика объекта основных средств НДС — 4 140 руб.;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на до­бавленную стоимость по приобретенным ценностям»

— на сумму НДС, подлежащего вычету, — 4140 руб.

 

НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации (п. 65 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.5

Начислена амортизация основных средств, используемых:

в основном производстве — 220 руб.;

транспортном цехе — 350 руб.;

ремонтном цехе — 260 руб.;

капитальном строительстве — 1 76 руб.;

для нужд управления (в офисе) — 188 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 220 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Транспорт­ный цех» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 350 руб.;

Дебет 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтный цех» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 260 руб.;

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 02 «Амор­тизация основных средств» — 176 руб.;

 

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 188 руб.

 

Начисление амортизации объектов основных средств произво­дится одним из следующих способов:

¾ линейный способ;

¾ способ уменьшаемого остатка;

¾ способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

¾ способ списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01).

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчисле­ний определяется исходя из первоначальной стоимости или теку­щей (восстановительной) стоимости (в случае проведения пере­оценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчис­ленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начис­ляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.6

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Срок полезного ис­пользования — 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по го­дам и месяцам эксплуатации.

 

Определим годовую норму амортизационных отчислений:

100%:5 лет = 20%.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений:

28 800 руб. х 20 % = 5 760 руб.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений:

5 760 руб.: 12 мес. = 480 руб.

Таким образом, ежемесячно в течение пяти лет на затраты ос­новного производства будет списываться 480 руб. начисленной амортизации:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 480 руб.

 

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизаци­онных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амор­тизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного органи­зацией.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начис­ляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

 

Пример 1.7

Объект основных средств (см. пример 1.6) амортизируется спо­собом уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения — 2.

Определим годовую норму амортизационных отчислений:

100%:5лет х 2 = 40%.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений по го­дам эксплуатации объекта.

 

1-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из первоначальной стоимости объекта 28 800 руб. и нормы амортизации 40 %:

28 800 руб. х 40 % = 11 520 руб.

В течение первого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 960 руб. (11 520 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 960 руб.

 

2-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало второго года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

28 800 руб. - 11 520 руб. = 17 280 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений:

17 280 руб. х 40% = 6 912 руб.

В течение второго года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 576 руб. (6 912 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 576 руб.

 

3-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на на­чало третьего года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

17 280 руб. – 6 912 руб. = 10 368 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 10 368 руб. х 40% = 4 147 руб.

В течение третьего года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 346 руб. (4 147 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 346 руб.

 

4-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определя­ется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало четвертого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

10 368 руб. - 4 147 руб. = 6 221 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений:

6 221 руб. х 40 % = 2 488 руб.

В течение четвертого года эксплуатации на затраты производст­ва ежемесячно будет списываться 207 руб.

(2 488 руб.: 2 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 207 руб.

Если и далее следовать этому механизму расчета амортизационных отчислений, то по истечении срока полезного использования стоимость объекта будет погашена не полностью. Произведем расчет для последнего (5-го) года срока полезного использования объекта.

 

5-й год. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта по состоянию на начало пятого года и нормы амортизации 40 %.

Определим остаточную стоимость:

6 221 руб. – 2 488 руб. = 3 733 руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений:

3 733 руб. х 40 % = 1 493 руб.

В течение пятого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 124 руб. (1 493 руб.: 12 мес.):

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств» — 124 руб.

Остаточная стоимость на конец пятого года составляет 2 240 руб. (3 733 руб. - 1 493 руб.).

 

Обратите внимание: на настоящий момент ни один норматив­ный документ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета до конца не разъясняет порядок расчета амортизационных от­числений способом уменьшаемого остатка, вследствие чего практи­ческое применение этого способа затруднено.

Минфин России предлагает решать этот вопрос следующим об­разом.

В письме от 29 января 2008 г. № 07-05-06/18 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организа­ций за 2007 год» главное финансовое ведомство страны отметило следующее.

Согласно ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основ­ных средств производится, в частности, способом уменьшаемого ос­татка. Начисление амортизационных отчислений по объекту основ­ных средств производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. При этом нормативными документами не установлен порядок погаше­ния остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта.

В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», если по конкретному вопросу в нормативных документах не уста­новлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формирова­нии учетной политики осуществляется разработка организацией со­ответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету.

Учитывая изложенное, порядок погашения остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта, при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка определяется организацией самостоятельно при формировании учетной политики.

 

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сума амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

Пример 1.8

Объект основных средств (см. пример 1.6) амортизируется спо­собом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Сумма чисел лет срока полезного использования составляет 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Тогда годовая сумма амортизационных отчислений по годам эксплуатации составит:

1-й год: 28 800 руб. х 5: 15 = 9 600 руб.;

2-й год: 28 800 руб. х 4: 15 = 7 680 руб.;

3-й год: 28 800 руб. х 3: 15 = 5 760 руб.;

4-й год: 28 800 руб. х 2: 15 = 3 840 руб.;

5-й год: 28 800 руб. х 1: 15 = 1 920 руб.

Ежемесячно в течение срока полезного использования объекта на затраты производства

(проводка Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация ос­новных средств»)

будут относиться следующие суммы амортизационных отчислений:

в течение 1-го года – 800 руб. (9 600 руб.: 12 мес.);

в течение 2-го года – 640 руб. (7 680 руб.: 12 мес.);

в течение 3-го года – 480 руб. (5 760 руб.: 12 мес.);

в течение 4-го года – 320 руб. (3 840 руб.: 2 мес.);

в течение 5-го года – 160 руб. (1 920 руб.: 2 мес.);

 

При способе списания стоимости пропорционально объему продук­ции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в от­четном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств (п. 19 ПБУ 6/01).

Пример 1.9

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Объект амортизи­руется способом списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ). Предполагаемый объем производства продукции за весь период использования объекта — 100 000 единиц. За отчетный период было произведено 1200 единиц продукции. Рассчитаем сум­му амортизационных отчислений:

1 200 ед. х 28 800 руб.: 100 000 ед. = 345,6 руб.

 

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указа­ний по учету основных средств).

 

Пример 1.10

Организация осуществляет косметический ремонт производст­венного цеха собственными силами. В ходе ремонта были осуществ­лены следующие затраты:

израсходовано материалов (краска, лак, гвозди и т. д.) — 450 руб.;

начислена заработная плата рабочим — 5 700 руб.;

отчисления с заработной платы — 1 482 руб.

 

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы»

— на сумму стоимости израсходованных материалов — 450 руб.;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда»

— на сумму начисленной заработной платы — 5 700 руб.;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 69 «Расчеты по соци­альному страхованию и обеспечению»

— на сумму отчислений с заработной платы — 1 482 руб.

 

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующий субсчет) (п. 69 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.11

Годовая смета затрат на ремонт основных средств производственного назначения составляет 300 000 руб. Ежемесячная сумма резервирования составит 25 000 руб. (300 000 руб.: 2 мес.). Создание резерва отразится проводкой:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 96 «Резервы предстоя­щих расходов»

—на сумму отчислений в резерв — 25 000 руб.

 

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом либо счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетами уче­та расчетов (п. 69 Методических указаний по учету основных средств).

 

Пример 1.12

В отчетном месяце организация ремонтирует производственное помещение. В организации предусмотрено создание резерва расхо­дов на ремонт. Фактические расходы на ремонт составили:

затраты ремонтного цеха — 9 560 руб. (в том числе стоимость материалов — 800 руб.);

амортизация основных средств — 1 200 руб.;

заработная плата рабочих, занятых ремонтом, — 6 000 руб.;

отчисле­ния с заработной платы — 1 560 руб.;

стоимость услуг сторонней ремонтной организации — 17 700 руб. (в том числе НДС — 2 700 руб.).

 

Составим бухгалтерские проводки:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...