Доклады, сообщения и выступления
Доклад должен быть кратким, конкретным, ограничивающимся одним или двумя основными моментами. Его структура состоит из провоцирующего вступления, убедительного изложения и сильного заключения. Чтобы сделать выступления участников собрания более убедительными и короткими, фасилитатор может предложить им использовать так называемый «ТАПОК», то есть следующую схему: 1. Т очка зрения – в начале своего выступления участник заявляет о своей точке зрения по обсуждаемому вопросу. 2. А ргумент – затем приводит аргументы в пользу данной точки зрения. 3. П ример – после этого дается пример, подкрепляющий аргументацию. 4. О бобщение –всему сказанному подводится итог, который повторяет и закрепляет точку зрения выступающего. 5. К онец выступления. Дискуссия Дискуссия может быть определенным образом структурирована (развиваться по заранее подготовленному сценарию, например, в соответствии с вопросами фасилитатора) либо развиваться свободно. При кажущейся простоте этот метод требует от фасилитатора определенных навыков. В ходе дискуссии фасилитатор: · задает участникам вопросы; · предоставляет слово; · подталкивает участников к тому, чтобы они высказывались; · призывает высказывать свое мнение как можно четче, расставляя акценты; · обобщает высказывания; · дополняет дискуссию новыми аспектами в плане содержания; · завершает дискуссию, обобщая важнейшие результаты. Время дискуссии должно быть четко обозначено (например, 30 минут). Методика ответов по кругу Данная методика – идеальный способ предоставить возможность высказаться каждому участнику. Объявив вопрос, фасилитатор предлагает ответить на него одному из участников группы. Затем просит сделать то же самое его соседа справа (или слева) и далее по кругу, пока не выскажется каждый. Основной принцип – никто не получает слова во второй раз, пока все не выступят хотя бы единожды. Как и метод номинальной группы, эта методика позволяет избежать давления со стороны участников с сильным характером.
Работа малых групп Малой группой называется такая группа, в которой каждый участник может оказывать влияние на результат групповой работы. Оптимальное количество людей в малой группе -- от 5 до 9. Именно такое количество несвязанных друг с другом единиц информации может удерживать в поле своего внимания нормальный человек. Метод малых групп позволяет максимально включить в работу каждого из участников, полностью используя его потенциал. Мозговой штурм Данная методика впервые была предложена Алексом Осборном в его ставшей классической книге «Прикладное воображение: принципы творческого решения проблем». Этот метод стал наиболее популярным в мире как способ стимулирования творческого мышления. Мозговой штурм – больше чем просто группа людей, сидящих за столом и ведущих ни к чему не обязывающий разговор. Для пущей эффективности мозговой штурм должен быть определенным образом организован. Важно соблюсти строгую последовательность, состоящую из следующих шагов: 1 шаг. Постановка проблемы. Фасилитатор записывает на листе бумаги проблему. Вопрос должен быть кратким, конкретным и стимулирующим. Значимость результатов мозгового штурма напрямую зависит от точности, конкретности формулировки темы. Фасилитатор объясняет, почему проблема актуальна для группы. 2 шаг. Объяснение правил. Фасилитатор объясняет основные правила мозгового штурма: · Принимается любая идея. · Критика и обсуждение предложенных идей запрещены. Это касается любых, устных или других форм выражения согласия или не согласия.
· Каждая идея записывается в таком виде, в каком была предложена. Не допускаются перефразирование, обобщение или интерпретация. · Приветствуется свободное творчество – выражение самых невероятных идей. Целью является количество идей. О качестве и отказе от неудачных идей разговор пойдет дальше. · Развитие уже предложенных идей приемлемо и поощряется. · Идеи, противоположные уже предложенным, также принимаются и поощряются. · Устанавливаются и строго соблюдаются границы времени. Когда время истекло, генерация идей останавливается. 3 шаг. Выработка идей. Группа пытается генерировать как можно больше идей. Фасилитатор быстро записывает идеи на листах бумаги в таком виде, в каком они предлагаются. Для ускорения процесса, особенно если группа большая, идеи могут записываться двумя участниками. 4 шаг. Прояснение смысла. По истечении установленного для генерации идей времени участникам позволяется задавать только вопросы, касающиеся разъяснения какой-либо идеи, и только автору идеи позволяется давать такое разъяснение. 5 шаг. Оценка. Участникам предлагается оценить идеи. Можно осуществлять процесс оценки в целой группе или в маленьких подгруппах. Определяются наиболее перспективные идеи и делаются попытки достижения согласия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|