Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рейтинговое голосование




Иногда бывает легче отказаться от менее привлекательных идей, чем выбрать наилучшую. А порой просто необходимо расставить приоритеты в наборе предполагаемых целей и задач.

В этом случае применяют метод рейтингового голосования, когда результат голосования показывает рейтинг выдвинутых идей или решений относительно друг друга.

Процедуру рейтингового голосования можно провести различными способами.

Можно предложить каждому участнику оценить все идеи по определенной шкале. Например, попросить оценить по 10-балльной шкале, где 10 – высший балл, а 1 – низший. Сложив оценки всех участников вместе и расставив идеи по мере убывания суммы баллов, мы получим рейтинг идей. Данный метод позволяет найти довольно тонкие различия в позиции той или иной идеи, но довольно трудоемок в реализации. Особенно если участников собрания много.

В этом случае можно использовать другую процедуру, когда каждому участнику дается для голосования несколько голосов. Например, предлагается выбрать три наилучшие, с его точки зрения, идеи. Выбор можно делать, например, поставив напротив выбранной идеи отметку маркером. Посчитав в конце процедуры количество отметок напротив каждой из идей, можно будет расставить их в порядке приоритетности.

Подведение итогов

Задача фасилитатора на данной стадии собрания -- помочь группе прийти к согласию, принять решение, подвести итоги проделанной работы.

Человек, который высказался, чье предложение было услышано, обсуждено, и его элементы вошли в окончательное решение, чувствует себя причастным к нему и ответственным за него. Как ни удивительно, такой эффект нередко наступает, даже если в окончательном решении будут присутствовать положения, противоречащие выдвинутому, обсужденному и отклоненному предложению. Это один из феноменов групповой динамики.

Инструменты принятия решений

o Консенсус

o Голосование

o Единоличное решение руководителя

o Фиксация сомнений

o Заключительный контракт

o Согласие в несогласии

Существует три основных принципа выбора и принятия решений в финале процесса их выработки на собрании: единоличное решение иерархического лидера, с помощью «парламентской процедуры», т.е. голосования, и путем консенсуса. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки.

Невозможно из абстрактных соображений отдать предпочтение тому или иному способу принятия решения. Следует помнить, что собрание будет эффективным только в том случае, если будут выполнены принятые на нем решения. Поэтому на завершающей стадии собрания должны быть согласованы механизмы и сроки выполнения решений, выбраны ответственные за это участники.

Если иметь в виду задачу распределения ответственности между участниками собрания, то обычно после принятия решения рекомендуется провести две процедуры: а) «фиксацию сомнений» и б) «заключительный контракт».

Фиксация сомнений

«Фиксация сомнений» представляет собой настоятельное предложение участникам поделиться своими сомнениями, которые остались (или появились, или усилились) по поводу принятого решения. Слово «сомнения» позволяет участникам высказать свои недовольства, опасения, неуверенность в правильности решения и т. п. Особенно важно это при использовании голосования в качестве инструмента утверждения решения.

Те, кто был «за», высказывая оставшиеся сомнения, снимают с себя бремя чрезмерной ответственности, деля ее с другими. Те же, кто был «против», продолжая возражать, но не отменяя решения как такового, берут на себя часть ответственности. Кроме того, они видят, что в своих сомнениях они не одиноки – сомневаются даже сторонники решения. Все высказывания фиксируются, за каждое из них следует поблагодарить говорящего.

С содержательной точки зрения это означает, что все сомнительные моменты принятого решения оказываются зафиксированными на бумаге. А это -- не что иное, как описание зон и параметров риска. С этим уже можно работать: например, договориться о новом собрании, повесткой дня которого будет разработка резервного плана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...