Глава 1. Социологическое знание
Стр 1 из 43Следующая ⇒ Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов
. ББК60.5 К 78
Рецензент: д-р социологических наук проф. В.Г.Харчева Кравченко А.И.
К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.— М.: “Академический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с.
ISBN 5-8291-0013-4 (“Академический Проект” ISBN 5-88439-026-2 (Изд. корп. “Логос”)
В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии — науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме. Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей. Книга выпущена при участии ЗАО “Академия—Центр” © Кравченко А.И., 1999 © “Академический проект”, оригинал-мкета SBN 5-8291-0013-4 (“Академический Проект”) оформление 1999 ISBN 5-88439-026-2 (“Логос”) © “Логос”. 1999 '
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга посвящена основам социологии. Речь пойдет о молодой науке, изучающей самый сложный объект — человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, о том, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.
Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV веках до нашей эры Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель. Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии. Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых (прежде всего это Макс Вебер, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас социологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, необходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому как физика — единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.
Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей. Социология — логически стройная система достоверного знания — позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессом, прогнозировать будущие события. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне. Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Целостное системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.
Изложение учебного материала характеризуется систематичностью и строгой логикой. Таковы непременные требования к процессу обучения. Обычно изложение предмета начинается с его истории. История вопроса раскрывает то, каким образом шло накопление научных знаний из поколения в поколение. Зачатки идей об обществе прослеживаются вплоть до античности. Но подлинный расцвет они получают в XIX веке, когда усилиями О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера был заложен фундамент научной социологии. Фундаментальное знание социологии раскрывается в ее предмете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом. Первая тема книги, таким образом, дает общий взгляд на социологию, показывая процесс ее становления и современное состояние научного знания. Как только читатель получит систематическое и самое общее представление о социологии, он легко перейдет к процессу социологического исследования. Иными словами, к тому, как создается научная теория, операционализируются понятия, проверяются гипотезы и выводятся закономерности. Еще один шаг — и мы оказываемся в области эмпирических методов сбора данных. Мы вкратце рассмотрим анкетирование, интервью, наблюдение и эксперимент, остановимся на святая святых эмпирической социологии — принципах выборочного обследования. Книга откроет вам загадочный мир человеческой личности. Социологи смотрят на нее как на проекцию определенного общества: каково оно, такова и личность. С проблемами становления "социального Я" вы познакомитесь в нескольких главах первого раздела. Ключевые среди них: социальное действие и поведение, социальное взаимодействие и социальные отношения, которые раскрываются через систему социальных статусов и ролей, социализации, которая в свою очередь тесно связана с темой культуры и социального контроля.
Четвертая глава вернет нас к первокирпичикам предмета социологии — статусам и ролям. Из них создается ткань социальных отношений, социальной структуры и социального взаимодействия. Здесь общество предстанет в его статике и динамике, но на более конкретном уровне. А затем мы коснемся культуры. Это такое же общее понятие, как само общество, но выражающее иной его аспект, связанный нормами, обычаями, традициями и языком. А завершит тему "многообразие жизненного мира общества", глава о социальных группах. Вы познакомитесь со всем их богатством, начиная с племени и классов, и кончая малыми общностями. Три принципиально важные главы — о социальной стратификации, социальной мобильности, бедности и неравенстве — объединены в единое тематическое поле. Они не только раскроют нам макрокартину человеческого общества, но и познакомят с очень конкретными, можно даже сказать, злободневными проблемами российского (да и не только российского) общества. Здесь вы узнаете о том, что такое социальное неравенство и основные признаки стратификации, познакомитесь с его историческими типами (рабством, кастами, сословиями и классами), приоткроете для себя занавес над проблемами социальной мобильности и миграции, подробнее узнаете о видах, измерении и субкультуре бедности. В заключительных главах вы узнаете о том, что такое социальные институты и человеческое общество, его признаки и исторические типы, что есть государство и гражданское общество, цивилизация, мировое сообщество. Глава о социальных организациях и управлении познакомит вас с базовыми понятиями менеджмента и социологии бюрократии. Вы узнаете, чем различаются западная и восточная ее модели, встретитесь с социальной структурой мафии и выясните, при каких обстоятельствах мафия и бюрократия идентифицируются. Настоящий учебник соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Он раскрывает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине "Социология", установленный для массовых направлений и специальностей естественно-научного, инженерно-технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля, а также специальностей культуры и искусства. В случае использования учебника для занятий по специальностям, требующим углубленной социологической подготовки, автор рекомендует обращаться к дополнительной литературе, освещающей историю и методологию социологии, а также новейшие направления ее развития. В любой аудитории целесообразно привлечение материала, освещающего социальное развитие России.
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В истории социологии можно выделить три периода: 1) античность, 2) средневековье и новое время, 3) современность, а именно XIX-ХХвека. Только в современный период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донауч-ный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии. АНТИЧНОСТЬ Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. (Платон за свою рекомендацию чуть не поплатился жизнью.) Поскольку в античности "общество" и "государство" не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Его главный тезис — правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса', высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор — своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно командовать. Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет — основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Это социальная аксиома. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социологическая теория" правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения. аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других. Таковы вкратце основные идеи устройства общества, развиваемые двумя великими античными философами. С тех пор прошло 2500 лет, но многие из них не потеряли для нас своего интереса до сих пор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|