Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией.




Ее результат — социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры?

культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социа­лизация, особый механизм, или, как говорили в старину, уч­реждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (обще­ственное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно де­лать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

социальный контроль — механизм регуляции поведения индиви­дов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается бес­порядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Итак, сделаем третий вывод: раствор, скрепляющий обще­ство, потому крепок, что он подвижен- Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения — социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обу­чаются в процессе социализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки — статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется соци­альным СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.

Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важ­нейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинако­вы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. при­сущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные по­требности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, религия, образование, государство — Фундаментальные институты человеческого общества, воз­никшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антрополо­гов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5—6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный инсти­тут — очень сложное учреждение, и самое главное — реальна существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении ве­ков связаны с одной функцией — семьей, религией, образо­ванием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один инсти­тут представлен совокупностью людей и социальных организа­ций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных кур­сов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагоги­кой, составляют социальный институт образования. Во-вто­рых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества не основных, или частных институтов. Их назы­вают социальными практиками. К примеру, в институт государ­ства входят институт президентства, институт парламентариз­ма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, се­мьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с соци­альными организациями, социальным взаимодействием, соци­альными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в про­цессе удовлетворения фундаментальных потребностей обще­ства. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и рели­гия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще соци­альными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две сторо­ны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хвата­ет, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратифи­кации и социальной мобильности.

социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального не­равенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы расположе­ны не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по призна­ку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, верти­кальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обуче­ния), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессио­нального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бед­ных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в тракторис­ты) описывается понятием социальной мобильности, которая быва­ет вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По су­ществу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы детальнее осве­тить то, что кратко изложено в этом параграфе.

Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социо­логии:

СТАТУС

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социология не может существовать, не добывая эмпиричес­кую информацию самого разного вида — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуе­мую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую инфор­мацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют рес­пондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводят­ся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явле­ния и разрабатывать практические рекомендации.

 

ОТ ТЕОРИИ К ИНСТРУМЕНТУ

Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки про­блемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструмен­тария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору пер­вичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соот­ветствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации. Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с Другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблю­даемых признаков. Подобную процедуру называют операционализацией.

К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочув­ствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция обществен­ности (публикации в прессе — центральной или только мест­ной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, приме нение санкций). Подобным образом операционализируются i другие понятия, включенные в теоретическую схему. Слисо] абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для это го между ними надо установить логические связи. Их-то глав­ным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. Дс проверки они носят предположительный, или гипотетический характер.

научная гипотеза — это предположение о характере связи науч­ных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абст­рактных понятий. Например, вы можете предположить, что заба­стовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкрет­ными понятиями и терминами.

К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет ве­роятность заключения компромисса между враждующими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или оп­росе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Ос­тается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез слу­жит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а за­тем проверить, ошибся он или нет.

Ну а как же все-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологи­ческого инструментария — анкеты, статистического документа и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: отно­сите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассив­ным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдате- j лям или к числу ее противников? Все конкретные признаки j должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берут- | ся связи?, I

Обычно связь конкретных признаков, например продолжи­тельности забастовки и убывания числа сочувствующих, уста­навливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно.

Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать басту­ющих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в орга­низации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее прове­дения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, со­циолог получает полномасштабную картину. По результатам иссле­дования социолог выстраивает определенные тенденции и устанав­ливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки).

Если первый признак уменьшается по мере того, как выявля­ется второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то теория верна в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частич­но, подтвердят в других исследованиях. “Цементом” его построе­ния выступают закономерности — периодически повторяющие­ся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у бо­гатых (обычно 2/3 дохода).

Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологичес­кого исследования — программа, рабочий план, инструмента­рий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность челове­ческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.

Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и провер-'<У. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов — управления персоналом в фирме организации партийных выборов, оказания помощи пенсионе рам или матерям-одиночкам.

 

КАКОЙ МЕТОД ПРИМЕНИТЬ?

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновиднос­ти (они указаны в скобках):

• опрос (анкетирование и интервьюирование),

• анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]),

• наблюдение (не включенное и включенное),

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 

ЧТО ТАКОЕ ОПРОС?

Искусство опроса состоит, в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий | философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, вра­чи, следователи, учителя.

Чем же тогда отличается от них социологический опрос?

Первая отличительная черта — количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь, затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статис­тически — взаимопогашаются. В результате социолог получает, усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет со­циальные типы личности.

Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математи­чески. Он усредняет разнообразные мнения и в результате полу­чает гораздо более достоверную информацию, нежели журна­лист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое — огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Прав­да, она требует за это дорогую цену — совершенное владение мето­дикой и техникой социологического исследования, все тонкости кото­рых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Третья отличительная черта — цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Ко­нечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опра­шиваемого: следователь в большей степени, журналист, которо­му заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга осво­бодят его коллег от необходимости еще раз проводить обследова­ние. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным вре­мяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.

Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало Удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения.

анкетирование. Это самый распространенный в социологии ч метод. Анкета размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респон­дентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно запол­нить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис­следования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются оп­ределенной программы и целей, но научных гипотез они не выд­вигают, хотя следователь проверяет определенную версию, жур­налист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точ­но. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье? _______

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает не­сколько альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 100 рублей

2. От 101 до 500 рублей

3.0т 501 до 1 000 рублей

4. Свыше 1 000 рублей

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые ис­пользуются там, где эти знания ограничены и исследование про­водится с разведывательной целью.

 

ВИДЫ ОПРОСА

В социологии различают два типа анкетного опроса — сплош­ной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европей­ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участни­ки афганской войны, все ветераны войны, все жители неболь­шого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практи­ке чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наимено­вание сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятель­ный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она — уменьшенная копия генераль­ной совокупности.

генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

выборочной совокупностью называют множество людей, кото­рых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все 2-воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точ­но отражала генеральную совокупность, социолог придержива­ется правила: любой воин-афганец, независимо от места житель­ства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные ма­тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек­тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене­ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхожде-ние между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.

За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структу­ра генеральной совокупности распределения людей по возрасту, ^ профессии, доходам и т.д.

 

ИНТЕРВЬЮ

Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интер­вьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Рас­пространенный пример — телефонные интервью. Когда определе­на тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически неподдаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, вы­яснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — товар штучный, количество интервьюируемых невелико.

 

НАБЛЮДЕНИЕ

К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология — наука о дописьменных культурах. Ант­ропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочис­ленных народов, племен и общин. Из антропологии в социоло­гию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности: включенное и невклю­ченное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со сто­роны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоеди­нился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть ано­нимным или неанонимным), то он проводит включенное наблю­дение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпада­ет. или уже выходит за сферы действия интервью.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовле­на программа, создают две группы — экспериментальную и конт­рольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в конт­рольной — по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение про­изводительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.

Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество уча­ствующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.

В заключение методического раздела выделим его ключевые понятия:

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

НАУЧНЫЙ ФАКТ

ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ГИПОТЕЗА

СПЛОШНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

ОПРОС

ИНТЕРВЬЮЕР

АНКЕТИРОВАНИЕ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ

РЕСПОНДЕНТ

НАБЛЮДЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...