Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией.
Ее результат — социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний). социальный контроль — механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным. Итак, сделаем третий вывод: раствор, скрепляющий общество, потому крепок, что он подвижен- Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения — социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обучаются в процессе социализации. Когда мы заполняем пустые ячейки — статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется социальным СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.
Им занимаются не только социологи, но и статистики. У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство — Фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5—6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт — очень сложное учреждение, и самое главное — реальна существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией, образованием, государством и производством, — и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества не основных, или частных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует. Итак, сделаем четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации и социальной мобильности. социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.
Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей. Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По существу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы детальнее осветить то, что кратко изложено в этом параграфе. Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социологии: СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного вида — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
ОТ ТЕОРИИ К ИНСТРУМЕНТУ Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации. Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с Другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. Подобную процедуру называют операционализацией.
К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция общественности (публикации в прессе — центральной или только местной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, приме нение санкций). Подобным образом операционализируются i другие понятия, включенные в теоретическую схему. Слисо] абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для это го между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. Дс проверки они носят предположительный, или гипотетический характер. научная гипотеза — это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкретными понятиями и терминами. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.
Ну а как же все-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария — анкеты, статистического документа и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдате- j лям или к числу ее противников? Все конкретные признаки j должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берут- | ся связи?, I Обычно связь конкретных признаков, например продолжительности забастовки и убывания числа сочувствующих, устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно. Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие. Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки). Если первый признак уменьшается по мере того, как выявляется второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то теория верна в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частично, подтвердят в других исследованиях. “Цементом” его построения выступают закономерности — периодически повторяющиеся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3 дохода). Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений. Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и провер-'<У. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов — управления персоналом в фирме организации партийных выборов, оказания помощи пенсионе рам или матерям-одиночкам.
КАКОЙ МЕТОД ПРИМЕНИТЬ? При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках): • опрос (анкетирование и интервьюирование), • анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]), • наблюдение (не включенное и включенное), • эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
ЧТО ТАКОЕ ОПРОС? Искусство опроса состоит, в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий | философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же тогда отличается от них социологический опрос? Первая отличительная черта — количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь, затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически — взаимопогашаются. В результате социолог получает, усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности. Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое — огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену — совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы. Третья отличительная черта — цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины. Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ. Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало Удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. анкетирование. Это самый распространенный в социологии ч метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Журналист, врач или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? _______ В закрытых после текста вопроса социолог предлагает несколько альтернатив. Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 100 рублей 2. От 101 до 500 рублей 3.0т 501 до 1 000 рублей 4. Свыше 1 000 рублей Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.
ВИДЫ ОПРОСА В социологии различают два типа анкетного опроса — сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид. Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она — уменьшенная копия генеральной совокупности. генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все 2-воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхожде-ние между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ. За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структура генеральной совокупности распределения людей по возрасту, ^ профессии, доходам и т.д.
ИНТЕРВЬЮ Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример — телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически неподдаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — товар штучный, количество интервьюируемых невелико.
НАБЛЮДЕНИЕ К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология — наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает. или уже выходит за сферы действия интервью.
ЭКСПЕРИМЕНТ Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек. В заключение методического раздела выделим его ключевые понятия: НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ НАУЧНЫЙ ФАКТ ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ГИПОТЕЗА СПЛОШНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ОПРОС ИНТЕРВЬЮЕР АНКЕТИРОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ИНТЕРВЬЮ РЕСПОНДЕНТ НАБЛЮДЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|