Типовые модельные сценарии.
В пособии подробно разбираются два типовых переговор, ных сценария: «позиционный торг» и «переговоры по интере, сам». «Позиционный торг», это такой сценарий, при котором сто, роны начинают обсуждение с конкретных решений, как прави, ло, не разобравшись определенно в том, что хочет противопо, ложная сторона, да и сам переговорщик. «Позиционный торг», как правило, сводится к выдвижению сторонами конкретных решений, затем их все более усиленной защите, и он не являет, ся эффективным, поскольку переговоры движутся в таких слу, чаях по кругу. Этот переговорный сценарий практически не ос, тавляет свободы действий для участников. Более выгодно и эф, фективно выяснить, что стоит за позицией. «Переговоры по интересам» - это переговорный сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участ, ников, определения правил принятия решений, справедливос, ти в принятии решений сторонами, в проверке соответствия ин, тереса и позиции. Уместность переговоров Образовательное значение переговоров трудно переоценить. Переговоры важны для школы и как средство в разрешении кон, фликтов мирным и качественным путем, и как специальное со, держание обучения детей. Вслед за многими авторами можно говорить, что переговоры могут существовать в школе как ин, ститут или как организационное условие для разрешения кон, 168 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ фликтов, а также как предмет изучения для подростков и стар, шеклассников. Многие современные дети понимают, насколь, ко важны навыки ведения переговоров и эффективной комму, никации с другими для успешной жизни. Дополнительные модели разрешения конфликта Переговоры при помощи посредника
Переговоры при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой выде, ляется специальный человек, отвечающий за эффективность пе, реговорного процесса, организующий эффективную коммуни, кацию и создающий позитивные отношения между участника, ми переговоров. Основные принципы 1. Стороны должны иметь добрую волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участника, ми их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не пони, мает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма организации конфликта на, правлены на согласование интересов. 2. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разреше, ния конфликтной ситуации. Для переговоров интерес являет, ся центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее, его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров. Посредник в этом смысле ста, вит своей задачей организацию процедур согласования инте, ресов. 3- Стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 169 Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглаше, ния, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возмож, ности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон. 4- Стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Выбор посредника для ведения переговоров должны осуще, ствить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем,то со стороны, за исключением случаев, требую, щих серьезного и оперативного внешнего вмешательства.
5- Посредник должен быть компетентным в процедурах ведения переговоров и в процедурах и принципах гармонизации отношений. Предмет работы посредника, переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При правильно организованных технологии и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Одновременно с этим, если участники конфликтуют друг с другом, то без налаживания отношений переговоры фак, тически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо уметь гармонизировать межличностные отношения. Типовые модельные сценарии Как правило, ведение переговоров при участии посредника предполагает несколько последовательных шагов. Первый шаг связан с осознанием сторонами необходимости пригласить по, средника и его выбором. Второй шаг связан с согласованием процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сторон, поис, ком общих интересов, согласованием вариантов решений и т.д. Уместность переговоров при помощи посредника в школе Последние 10,15 лет программы peer mediation получили ши, рокое практическое распространение в разных школах США и доказали свою практическую и образовательную эффектив, ность. При ведении переговоров между детьми с посредником, сверстником, последний получает незаменимый опыт построе, ния равноправных отношений между участниками конфликта и учится очень ценным социальным навыкам, организации позитивного взаимодействия и построению эффективной ком, 170 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ муникации. Также как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в контексте условий для построения сообще, ства взрослых и детей, опирающегося на ценности мирного раз, решения конфликтов и позитивной коммуникации участников образовательного процесса. Консультирование Данная модель в самом общем смысле предполагает обра, щение одной из сторон к консультанту за помощью в макси, мально хорошем разрешении конфликта. В точном смысле слова ее нельзя назвать моделью разрешения, потому что она направ, лена на разрешение конфликта лишь косвенно. Консультант не входит в «тело конфликта», он не принимает участия в обсужде, ниях сторон.
Тем не менее имеет смысл рассматривать эту модель, потому что часто конфликтующие стороны при затруднительных ситу, ациях обращаются к консультанту, для того чтобы более эффек, тивно разрешить конфликт. Консультантская работа может вес, ти к усилению конфликта, что не всегда положительно сказыва, ется на его исходе. Часто случается, что в ответ на усиление (под, держку консультанта) одной из сторон другая конфликтующая сторона начинает усиливать оборону. Основные принципы 1. Обслуживание консультантом интересов клиента. В са, мом общем виде это означает, что клиент ожидает помощи со стороны консультанта, а консультант должен обслуживать инте, ресы клиента, если они не противоречат этике консультантской работы. 2. Этическая обоснованность или следование этическим стандартам консультирования. Этическая обоснованность связана с необходимостью такой консультантской работы, ко, торая не противоречит праву, принятому в данной стране и яв, ным, артикулированным, или неявным нормам, принятым со, обществом специалистов, осуществляющих аналогичную прак, тику. В профессиональных сообществах консультантов суще, ствуют этические кодексы, которые регулируют как отношения между консультантами и их сообществом, так и отношения меж, ду консультантом и клиентом. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 171 3. Компетентность консультанта в предмете конфликта. Этот принцип работы консультанта необходим для успешного консультирования и означает, что консультант разбирается в су, ществе предмета спора. Очень важно, что консультант не пре, тендует на решение конфликта или спорного вопроса,, это яв, ляется не его ответственностью, это является ответственностью участника конфликта. Однако если консультант не разбирается в существе вопроса, он, как правило, не может оценить и саму конфликтную ситуацию 4- Знание консультантом процессов возникновения, протекания и разрешения конфликта. Такое знание, непременный атрибут консультанта по разрешению конфликта. Конфликты разворачиваются в объективных процессах и бывают часто предсказуемы, что, как правило, недооценивают сами участни, ки. Очень часто участник думает, что его поведение целенап, равленно, но в реальности оказывается, что его поведение выз, вано причиной, он как бы «толкаем» чем,то, но этого не заме, чает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|