Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фабула для «учителя»




Вы классный руководитель 7 класса (Алла Григорьевна). В этом же классе Вы преподаете русский язык и литературу. У Вас в классе учится Николай, ему 13 лет. В целом нормальный маль­чик, но в последнее время у него пошли тройки по Вашим пред­метам, домашние задания не готовит, стал немного грубоват, иногда отказывается от выполнения поручений. Школа после­дние два года получает почти от всех родителей небольшие день­ги в качестве благотворительного взноса.

Евгения Петровна - мать Николая - не очень богатая, но до­статочно состоятельная женщина. Николай - один ребенок в семье, родители присматривают за ним, но иногда у Вас созда­ется впечатление, что обучение сына - не их дело. Мама Нико­лая производит порой впечатление достаточно высокомерной особы. После того как родители стали платить в школу деньги, их требования повысились, и у Евгении Петровны тоже.

Вы хотите прояснить с мамой Николая ситуацию, кото­рая сложилась с ее сыном. Для этого Вы просите ее прийти в школу.

После того как тренер сообщил фабулы, он говорит «перего­ворщикам», что теперь они могут обсудить фабулу в своей «ро­дительской» или «учительской» группе для того, чтобы на ее ос­нове провести встречу. Особенность обсуждения фабулы состоит в том, чтобы представить себя в данных обстоятельствах. Жела­тельно, чтобы другая группа этого обсуждения не слышала. Труп-

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________141

пы также могут разработать стратегию и цели ведения перего­воров. Можно задавать вопросы тренеру. Перед переговорами группам сообщается, что любому члену группы, в том числе «пе­реговорщику», можно брать короткий перерыв для обсуждения хода переговоров. Для этого достаточно сказать «тайм-аут». Тре­нер при этом обязан объявить тайм-аут. Причем совещание за­канчивается по инициативе того, кто его попросил. Во время совещания одной группы вторая имеет такую же возможность. Тренер также говорит, что группа по внутренней договореннос­ти может сменить «переговорщика», хотя (и тренер это подчер­кивает особо) это не желательно. Однако если группа решит, то может это сделать.

Далее тренер говорит, что если у групп или «переговорщи­ков» возникнут отклонения от фабул или дополнения к фабуле, существенно влияющие на аргументацию сторон, то их необ­ходимо согласовать с ним.

После этого объявляется, что группы могут приступить к вза­имодействию. Тренер говорит примерно следующее:

«Вы ознакомились с фабулой. Если есть вопросы перед началом обсуждения, вы их можете задать. Если нет, то Ваша задача - прий­ти к соглашению. После того как вы будете готовы, сообщите мне, о чем вы договорились».



Желательной для последующего обсуждения является видео­запись. Если такой возможности нет, то нужно предложить чле­нам команды вести протокол переговоров (см. Приложение), для того чтобы после игрового занятия можно было возвращать­ся к записям.

Во время игры тренер ведет собственные записи по анало­гичному протоколу. Тренер должен фиксировать все нюансы пе­реговоров. Особенно сложным является распознание скрытых действий участников (когда говорится одно, а происходит дру­гое). В анализе это нужно подчеркнуть.

После того как стороны пришли к соглашению (или зашли в тупик), объявляется небольшой перерыв. После перерыва тре­нер организует обсуждение по следующей схеме.

Каждый член учебной группы рассказывает о своем впечат­лении от увиденного и услышанного. (Если группа не справля­ется с этим, можно дать начало фразы: «Впечатление такое, что они...».) Важно, чтобы студенты не давали на этом шаге анали­тических замечаний. Только общие впечатления. Последними

142___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

высказываются «переговорщики». Это важно для снижения ост­роты обсуждения и предоставления возможности «переговор­щикам» отдохнуть, отойти от действия.

Затем обсуждение строится по ниже перечисленным воп­росам.

Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов к случаю):

1. Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача? Поче­му вы так считаете?

2. Если была совместная задача, то какая, как ее можно сформу­лировать? Почему вы так считаете?

3. Как стороны представляли совместную задачу? Как сторона «А» представляла задачу? Сформулируйте.

4. Как сторона «В» представляла совместную задачу? Сформули­руйте.

Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов):

1. На что это похоже, - назовите одним-двумя предложениями. Почему вы так считаете?

2. История вопроса. (Как и из чего развивались события?) По­чему вы так считаете?

3. Последовательность действий сторон в конфликте. (Какова пос­ледовательность действий сторон?) Почему вы так считаете?

4. Как развивались отношения сторон, какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации ? Почему вы так считаете ?

Вопросы для анализа конфликта с точки зрения его струк­турных характеристик (третийряд вопросов):

1. В чем предмет конфликта? (на что притязают обе стороны?) Почему вы так считаете?

2. В чем состоят истинные интересы сторон? Почему вы так счи­таете?

3. Как разворачивалось взаимодействие сторон? Кто первым вступил в конфликт? Кто вторым? Почему вы так считаете?

4. Кто является участниками (сторонами) в конфликте? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту? Почему вы так считаете?

Обычно стороны в этих переговорах реализуют стратегию недоверия к тому, что говорит другая сторона (таким образом,

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________143

задана типичная ситуация). Предпринимаются попытки скры­того выяснения ситуации, задаются вопросы со скрытыми це­лями. Предметом борьбы, как правило, выступает ответствен­ность. То есть стороны стараются найти виновного в том, что произошло. Такой сценарий разрешения конфликта образует конфронтационные установки и закрепляет их. В фабуле содер­жатся два провоцирующих это обстоятельства - деньги и невы­сокое мнение сторон друг о друге. Если переговорщики прини­мают это, то реализуется конфронтационный сценарий. В ана­лизе важно обратиться к исходному заданию (прийти к согла­шению) с тем, чтобы проблематизировать конфронтацию как способ решения проблемы.

В конце этого шага занятий тренер просит студентов вспом­нить или найти аналогичные примеры из школьной жизни и «порассуждать», к чему обычно приводит такая «работа». Что выносят стороны после такого разговора? Что происходит?

После этого тренер просит каждого сделать выводы (жела­тельно письменно) и поделиться впечатлениями.

Затем можно ввести ряд представлений о переговорах.

Переговоры - это организованный процесс, ведущий к со­глашению. Можно сказать, что этот процесс приводит к такому установлению картин, образов, схем ситуации совместного дей­ствия, которое дает распределенный между участниками план осуществления этого действия. В таком плане каждый играет от­веденную (согласованную) ему роль и не может обойтись без другого участника. Если после переговоров ничего не измени­лось, значит действительных переговоров не было или они «про­шли неудачно». Переговоры завершаются совместным решени­ем сторон, т.е. после переговоров стороны должны что-то де­лать. Поэтому решение должно быть выполнимым, а его испол­нение - контролируемым сторонами.

Какое совместное действие необходимо сделать участникам? В чем перспектива их совместности и общности? Какова эта об­щность, которая осуществляет действие?

Согласитесь, что без условий взаимной зависимости (поло­жительной или отрицательной) не о чем договариваться. Зачем вести переговоры, если мне для работы не нужен никто? Если я сам могу справиться с работой, зачем мне с кем-то о чем-то до­говариваться?

144__________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Переговоры как специфическая деятельность являются неотъемлемым признаком человеческой практики. Однако не всякая человеческая практика требует переговоров. Перегово­ры осмысленны только в контексте общего действия.

Структура и элементы переговорного процесса

Структура переговорного процесса представляет собой пос­ледовательность ряда основных элементов переговоров и не­скольких дополнительных. Элементы переговоров даны как сами по себе, так и в виде вопросов, на которые должен отве­чать участник и перед подготовкой, и во время подготовки, если он хочет, чтобы переговоры прошли успешно.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.