Способы обратной связи и области оценивания
В конце каждого логически законченного шага мы проводим общую рефлексию того, что сделано, используя преимущественно открытые способы оценки и обратной связи. Один из возможных примеров для этого следующий. Тренер предлагает подвести итог в виде ответов на вопросы: 1. Мы завершили логический фрагмент нашей работы. Каково ваше общее впечатление от сегодняшнего дня (этого фрагмента работы)? 2. На какие результаты вы рассчитывали, и что вы получили? Выскажите положительные и отрицательные суждения, сделайте вывод за этот день. Почему вы так считаете? 3. На сколько процентов вы удовлетворены? 0% соответствует полная неудовлетворенность, 100% соответствует полная удовлетворенность сегодняшним занятием. Для подведения итогов можно также использовать и другие итоговые вопросы и самооценочные шкалы. 1 В качестве шкалы можно использовать обычную шкалу от 1 до 5, можно использовать шкалу от 1 до 10, можно воспользоваться «процентами» от 0% до 100%. Любой предмет оценки <полагается> в соответствующую область оценивания, а студенты располагают его на соответствующей шкале. 126 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ Ниже представлена вся последовательность шагов с описанием результатов каждого шага, действий и способов обратной связи (оценки результатов). В последней колонке приведен критерий, по которому можно судить о достижении результата. Тренер может использовать таблицу как «рабочую карту», применяя ее для оценки работы группы.
Полезные советы тренеру (что хорошо работает и чего желательно избегать) Можно выделить несколько полезных, с нашей точки зрения, правил и рекомендаций для тренера из опыта работы: 1. Хорошо, если текстовый материал находится в «раздатке» и слушателям можно обратиться к тексту в любое удобное для них время. Как показывает практика, слушатели чаще читают тексты после того, как выделен контекст, а не по заданию тренера. Поэтому важно создать ситуацию, после которой можно сказать: «это описано там-то», чем давать прямое задание: «прочтите это». 2. Хорошо «работает» видео. Если у вас есть возможность проводить практикум с видеозаписями, делайте это на основных играх и упражнениях. Это несколько увеличивает время занятий, но одновременно повышает эффективность рефлексии. Вы имеете возможность «показать пальцем» на конкретное поведение. Как правило, взгляд на себя со стороны производит на людей сильное впечатление. 3. Лучше проводить занятия в помещениях с легко перемещаемой и перестраиваемой мебелью, чтобы иметь возможность трансформации пространства работы под разные цели и упражнения. Парты в школе плохо перемещаются, их сложно использовать для целого ряда упражнений. 4. Лучше иметь в помещении несколько досок для работы (несколько листов ватмана или просто широкоформатной бумаги). 5. Если есть такая возможность, то тренеру можно позаботиться о необходимом количестве чистой бумаги для записей. 6. Хорошо, если слушатели будут работать с текстами «под перо», т.е. иметь возможность что-то исправлять в них, писать, де- РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 127 лать свои пометки. Объясните, что это их материал и распоряжаться они им могут по собственному усмотрению.
7. Каждое новое занятие лучше начинать с бесед, «пока все еще не собрались». Слушатели обычно сильнее доверяют такому неформальному общению. В перерывах можно говорить о том же, о чем и во время упражнений, но более неформально и доверительно. 8. Желательно строго придерживаться установленного времени работы. Даже несмотря на интересный материал, слушатели ценят то обстоятельство, что вы выдерживаете договор. Если подошло время перерыва или окончания занятий, а вы «только разогрелись», лучше напомнить о времени и спросить решения всей группы на продолжение занятий. 9. Желательно, чтобы занятия были не менее трех часов подряд с перерывами. Желательно также не делать перерывы между занятиями больше двух недель. За это время практически теряется контекст работы и его приходится восстанавливать заново.
Таблица 2 Рабочая карта тренера
>
СО К
130 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 2.1. Шаг первый.. ОБСУЖДЕНИЕ ОЖИДАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Мечта рабов - рынок, где можно было бы покупать себе хозяев. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Рабочая карта тренера. Шаг 1
Важным обстоятельством в организации начала работы на практикуме является обсуждение и корректировка ожиданий студентов. Из нашего опыта проведения практикума можно сказать, что это предельно важная точка для работы над навыками и опытом слушателей. Объяснение важности проведения такого разговора состоит в том, что в последующем в течение работы приходится обращаться к целям самих слушателей по изменению собственного поведения, к их самооценке изменений. В этом смысле необходимо сделать повестку практикума < открытой), потому что у каждого слушателя есть <скрытый проект> взаимодействия с тренером и с другими слушателями. Фактически, содержательная программа практикума во многом определяется именно установками и ожиданиями слушателей.
Поэтому на первоначальный этап не нужно жалеть времени. Кроме того, каждый новый практикум, который мы начинали с обсуждения ожиданий, выявлял серьезные различия слушателей в их установках на собственные изменения. Так, студенческим аудиториям (студентам-педагогам и студентам-психологам) в РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 131 основном хочется приобрести систематические представления о конфликтах и переговорах в школе, в организациях вообще. На втором месте для них стоят ожидания, связанные с изменением собственного поведения. Для взрослых людей, работающих в муниципальной системе управления чиновниками (управляющими и специалистами), характерны два типа ожиданий: 1) как выходить из конфликтных ситуаций с собственным начальством с «наименьшими потерями»; 2) как с помощью знаний о конфликтах и переговорах можно решать собственные семейные и личные проблемы. Мы проводили данные занятия и с работниками коммерческих структур. Для них характерен другой ряд ожиданий: 1) как вести переговоры «с прибылью»; 2) как применять «секретные» формулы и техники поведения для того, чтобы победить на переговорах. Из опыта работы можно сказать, что типичными являются следующие ожидания: - Ожидание систематизации такой области знания, как конфликты и переговоры. «Я хочу больше узнать об этом», «Мы мало про это вообще знаем», «Хотелось бы послушать хорошие лекции по конфликтам, получить систематическую базу знаний о конфликтах и переговорах». - Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков эффективного (как правило, «победного») поведения в конфликтах. «Я ожидаю приобрести на практикуме навыки практического поведения в переговорах, в разрешении конфликтов», «Хотелось бы потренироваться и узнать, как правильно вести себя в конфликтах, как с достоинством выходить из конфликтных ситуаций». - Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков поведения в переговорах. «Нам ежедневно приходится вести разные переговоры, но ни разу не приходилось тренироваться в правильном поведении на переговорах. Я раньше не задумывалась об этом: с чего начать, как говорить первые слова и т.п. А ведь это важно. Это важно практически».
- Ожидание того, что тренер покажет «секретные» приемы и технологии поведения в конфликтных ситуациях. «Вы же психолог, вы, наверняка, знаете много приемов психологического влияния на людей и в конфликтах, и в переговорах». «Я слышала про то, что 80% информации люди черпают из невербального общения, я читала книги про это. Но вот как это можно эффективно использовать? Вы ведь, наверняка, знаете. Поэтому я ожидаю, что мы будем разбирать язык невербального общения». - Ожидание того, что практикум поможет разрешить кон- 132 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ фликтные ситуации личного характера (в семье, с друзьями, на работе). «У меня дома конфликт с родителями, если это возможно, я хотел бы его разобрать и понять, как себя вести в этой ситуации». «Я поссорилась с детьми в школе. Я проводила уроки на практике в школе, и дети не приняли меня. Сейчас конфликт между нами затянулся, и я хотела бы как-то его разрешить». Таким образом, через ожидания тренер может понять скрытый проект (основания и целевые установки) взаимодействия участников, то есть буквально то, чему они попробуют учиться «на самом деле». Программа в этой стартовой точке нуждается в опубликовании и закреплении. Важно, чтобы группа в целом приняла решение о направлении работ и изменений, о том, какое время и чему посвятить. Важно, чтобы тренер открыто сказал, какие ожидания, с его точки зрения, реальны, а какие нет. Что программа может позволить, а что нет. В практике нашей работы был такой случай: Один из студентов сказал, что он ожидает, что на этих занятиях можно будет разобрать его конфликт с преподавателем университета. Тренер не придал этому большого значения и сказал, что, по всей видимости, на занятиях этого сделать не удастся, потому что мы будем разбирать конфликтные ситуации в школе; конфликтные ситуации, которые происходят между детьми и учителями, между самими учителями и т.п. Студент промолчал, но при подведении итогов и в первое, и во второе, и в последующие занятия говорил, что занятия ему практически ничего не дали. Вот одно из его замечаний: «Сегодня мы много разговаривали про конфликты, связанные с оценкой по предмету (имелся в виду учебный предмет), но я так и не понял, какая из этого может быть польза? Сегодняшнее занятие для меня было почти что бесполезным». Остальные студенты находились в недоумении. Они по итогам этих же занятий сделали прямо противоположные выводы. Феномены такого сопротивления тренеру и занятиям в целом связаны с тем, что тренер не позволил развернуть проект взаимодействия одного из слушателей. При этом вся интерпретация событий слушателем фокусируется вокруг его ожиданий. Один из вариантов обсуждения ожиданий в учебной группе может состоять в следующем. Краткое объяснение тренером специфичности темы «Переговоры и конфликты» и жанра занятий. Важно подчеркнуть, что практикум предполагает экспериментирование с собственным поведением, тренировку и закрепление эффективного для разрешения конфликтов поведения. Сама тема конфликта предполагает, что тот, кто говорит про конфликт, ведет себя в конфликте эффективно. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 133 На следующем этапе можно спросить об ожиданиях каждого слушателя от этих занятий. Можно предложить это сделать в малых группах - по 2-3 человека, а затем попросить одного человека от группы представить каждого и сказать о его ожиданиях на практикум. Возможен другой вариант: предоставить слово каждому студенту по кругу примерно с таким комментарием: «Для нас важно, чтобы каждый представился так, как ему удобно, и сказал, чего он ожидает от практикума. Можно минуты три подумать и собраться с мыслями. Можно спрашивать и уточнять у каждого, что он хотел сказать». После этого возможно представление слушателей (обычно просто по имени) и сообщение об ожиданиях. Тренер в такой ситуации обычно придерживается простого правила: не перебивать друг друга, выслушать до конца. Если ожидания сформулированы не очень конкретно (т.е. не относятся к области знаний, навыков или опыта), то можно попросить студента уточнить, что он имеет в виду. Все ожидания и имена желательно записывать. Это важно потому, что к концу программы можно будет соотнести стартовые ожидания и результаты, полученные в ходе практикума. Если тренер слышит какие-либо неоправданно завышенные или неадекватные, с его точки зрения, ожидания, можно это обсудить прямо здесь, чтобы определить «скрытый проект взаимодействия». После того, как прошли обсуждения, тренеру можно резюмировать ожидания студентов и высказать свои ожидания на программу и участие студентов. Желательно соотнести ожидания студентов и ожидания тренера, провести обсуждение противоречащих ожиданий. После того как ожидания соотнесены, тренеру можно рассказать о программе практикума в жанре «нам предстоит», раздать краткий план занятий1, сформулировать узловые моменты программы и требований. Затем задается вопрос студентам, приемлема ли для них такая программа. После этого может состояться обсуждение программы, расписания работы и прочих, важных для слушателей и тренера вещей. Таким образом, общий результат первого шага состоит в том, чтобы познакомиться друг с другом и соотнести ожидания на работу. 1 В качестве плана для обсуждения можно использовать Таблицу № 1 (см. выше, в Методических рекомендациях к построению курса в настоящем пособии) 134 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ Как тренеру оценить результаты первого шага? Мы используем для этого простые проверочные техники. Попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Помнит ли тренер всех участников по именам? 2. Помнит ли тренер, кто и какие ожидания высказал? 3. Определил ли тренер противоречивые (конфликтные) ожидания студентов? В чем состоит противоречие? 4. Представляет ли тренер особенности программы, которую нужно провести именно с этими слушателями? Каковы особенности этой программы? 5. Определил ли тренер «проблемных» участников? К возможным (типическим) ошибкам этого шага можно отнести следующие: - кто-то из слушателей не сказал о своих ожиданиях. - не обсуждены противоречивые ожидания слушателей. - не обсуждены ожидания слушателей, разворачивание которых тренер не предполагает в работе. - тренер не обозначил, что предстоит как программа конкретной работы (что мы будем делать и каких результатов будем добиваться). РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 135 2.2. Шаг второй.. ВВЕДЕНИЕ В МОДЕЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Не скрещивай шпагу с тем, у кого ее нет. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Рабочая карта тренера. Шаг 2
Введение в модели разрешения конфликта наиболее интересно делать на случае, истории из реальной школьной жизни, так чтобы разобрать для этого случая основные понятия, используемые в практикуме. Случай изложен на карточке и предъявляется как раздаточный материал для студентов вместе с вопросами. Хорошо, если у тренера имеется собственный банк случаев из школьной жизни. Для изучения теоретических вопросов конфликта можно взять две первые темы из первой части пособия. В нем приводятся описание конструктивного подхода к конфликту, литература и вопросы для изучения. Вместо работы с заготовленными историями можно использовать следующий прием работы. Попросите участников вспомнить какую-либо проблемную или конфликтную ситуацию в школе. Обязательно, чтобы слушатели вспоминали только те ситуации, участниками которых они были сами либо лично наблюдали, как разворачивалась ситуация. Далее дайте задание описать эту ситуацию на листке бумаги. Попросите, чтобы описание было как можно более подробным и включало в себя: 136 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ 1. описание участников (кто был участником ситуации); 2. описание предмета взаимных притязаний участников; 3. описание развития ситуации (с чего все начиналось, как события разворачивались далее, на чем все закончилось или остановилось). Можно попросить слушателей использовать выразительные литературные средства при описании случая, стараясь употреблять такие приемы не в ущерб фактам. При таком варианте можно достигнуть большей вовлеченности студентов, но потерять время на прояснении ситуации, на приведении ее «в читабельный вид». При проведении этого занятия учебную группу можно разбить на подгруппы по 3-5 человек с заданием приготовить сообщение от подгруппы по всему списку вопросов. Во время проведения работы тренер уточняет вопросы подгруппам, обращает внимание на то, чтобы ответы были ясными. Для анализа ситуации мы используем такую последовательность с соответствующими вопросами. Опознание. 1.1. На что это похоже? 1.2. Как это можно назвать в целом? 1.3. Какую метафору вы бы использовали для этого случая?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|