Анализ противоречия (проблемы).
2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны..., а с другой...) 2.2. Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой материал «напряжен», сопротивляется участникам? 2.3. На что притязают все участники, в чем предмет взаимодействия? Анализ сценария взаимодействия. 3.1. Какова последовательность действий сторон? 3.2. С какого действия конфликт начался? 3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом? 3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их. Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников. 4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия? РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 137 4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Сравните с другим взаимодействием. 4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили? 4.4. Какие из характеристик существенно повлияли на протекание конфликта и его разрешение? Самоопределение. 5.1. Какую функциональную позицию Вы занимаете в конфликте (участник, наблюдатель, посредник и т.п.)? 5.2. Какие позиции занимают другие участники? 5.3. Какой общий рисунок образуют все позиции? 5.4. Каких позиций не хватает для разрешения? Действия для разрешения конфликта (проблемы). 6.1. Какие из описанных действий объективно вели к разрешению конфликта (проблемы), а какие уводили в сторону? 6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуществить? После того как работа в подгруппах завершилась, все возвращаются в общий круг или образуют два круга (в зависимости от количественного состава) и слушают сообщения. Во время сообщений тренер может задавать уточняющие вопросы и вопросы, помогающие развернуть ответы полнее. Тренер также активно вовлекает остальных студентов в обсуждение, сравнивая ответы разных подгрупп. Важно, чтобы развернулась дискуссия, во время которой желательно также продемонстрировать способы ее организации.
После того как все сообщения обсуждены, тренер просит каждого студента записать «резюме» анализа конфликтной ситуации на листке бумаги. Тренер поясняет, что резюме анализа пригодится чуть позже. Опорой для резюме служат те же вопросы. После того как процедура завершилась, тренер предлагает для обсуждения второй случай и повторяет работу сначала. После обсуждения второй ситуации можно предложить выяснить, чем они отличаются. Задание может быть примерно таким: «Мы проанализировали две конфликтные ситуации. Как вы думаете, чем они отличаются? Чем они похожи между собой?» Для того чтобы зафиксировать ответы на вопросы, тренер на доске или на ватмане рисует две колонки с названиями «сходства» и «отличия», предлагает группе в целом их сформулиро- 138 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ вать, и записывает в ту или иную колонку. Студенты работают на собственных бланках. Таблица сравнения ситуаций
После того как таблица заполнена, тренер просит студентов посмотреть на таблицу в целом и ответить на вопрос: «О чем нам говорят эти результаты? Какие выводы мы сейчас можем сделать? Какова мораль?» Далее можно попросить студентов подумать несколько минут и записать выводы, мораль к себе на листок, а затем по очереди рассказать о них. Тренеру важно зафиксировать все значимые выводы. После этого вводится представление о конструктивном подходе к конфликту, о базовых моделях разрешения конфликта: переговоры, арбитраж, давление (конфронтация).
Для получения общей групповой действительности и многообразия представленности базовых моделей в конкретном конфликтном поведении можно воспользоваться игровыми процедурами, предложенными в ч. 3 настоящего курса. Введение представлений о базовых моделях можно строить как небольшое сообщение и освещать основные структурные, динамические и целевые особенности моделей. К каждой модели лучше приводить пример и культурные прототипы событийности (например, для модели «арбитраж» - это спортивный судья). После этого студентов просят привести свои примеры из школьной жизни и записать их на листке бумаги. На этом же листке ответить на вопросы: «Почему я считаю, что это переговоры (арбитраж, конфронтация)? По каким признакам можно определить переговоры (арбитраж, конфронтацию)?» РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 139 2.3. Шаг третий.. ВВЕДЕНИЕ В ПЕРЕГОВОРЫ. ИГРА «ПЕРЕГОВОРЫ В ШКОЛЕ»: ОБНАРУЖЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ КОНФРОНТАЦИИ Несгибаемая позиция иногда -результат паралича. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Рабочая карта тренера. Шаг 3
Игра представляет собой ролевое взаимодействие команд. Необходимо разбить группу на две равные подгруппы и предложить студентам выбрать роли: «родитель» и «учитель». Группам предлагается определиться с участниками переговоров, кто будет вести переговоры от «родителя», кто от «учителя». После того, как определились «переговорщики», им необходимо по отдельности сообщить фабулы. Важно, чтобы никто, кроме «родителя», не слышал его фабулу, то же касается и фабулы «учителя». Примечание. Имена в предлагаемом сюжете должны быть согласованы участниками. Здесь предлагаются условные имена. Участники могут предложить другие, мужские и женские, в зависимости от конкретной ситуации в группе.
Пример фабулы для «родителя» У вас один сын в достаточно благополучной семье. Зовут его Николай, ему 13 лет, и учится он в 7-м классе. В семье у Вас все в порядке. Вы ходите в обычную достаточно большую городскую школу. Но в последние два года директор и учительский коллектив объявили, что родители - особые участники учебно-воспи- 140 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ тательного процесса, к их мнению, говорят они, нужно прислушиваться и учитывать его. Более того, за обучение в школе вы платите небольшие деньги в качестве регулярного благотворительного взноса, стараетесь помогать классу и школе по мере сил. Однако в последнее время у Вашего сына «пошли тройки» по русскому языку и литературе. По остальным предметам ситуация заметно не изменилась. Раньше все было нормально, сын учился на «4» и «5», и Вы особо не беспокоились. Домашние задания у Вас проходят нормально, сын говорит, что все учит. Вы проверяете иногда - действительно, учит. Вас просит зайти в школу классный руководитель Вашего сына - Алла Григорьевна, чтобы поговорить о сложившейся ситуации. Вы знаете, что Алла Григорьевна преподает русский язык и литературу в вашем классе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|