Стратегия эффективной практики. 7 глава
В твердом камушке в сердце было такое сосредоточение экстаза, что казалось, от него можно умереть. Атман? Тут же скептики - у меня не может быть этого. Восприятие стало затухать. Тогда породила самоотречение - я не хочу этого для себя, я хочу отдать это Фьорду, хочу вырастить в себе этот камушек и отдать его Фьорду. Восприятие резко усилилось, возникло переживание, которое резонирует со словами "не хочу ОзВ для себя, не хочу смириться с тем, что может быть больше никого нет и уйти в пещеру порождать ОзВ. Хочу ОзВ только для того, чтобы они были в других местах, буду бороться за тех существ". Сейчас я не испытываю того восприятия, я повторяю слова, которые запомнила приблизительно, но не переживаю их. Я помню только, что эта самоотдача ярко резонирует с атманом».
= = = = = = = = = = = = = =
Сектор Ясности:
1 линия: Игра теней Отсутствия «я» Все спят.
Здесь также восприятия пока будут просто перечислены без классификации. Еще раз подчеркиваю - ясность является самостоятельным ОзВ. Когда мы его описываем, то прибегаем к образам и словам, но ясность – это не образы и не слова (см. 02-01-10). = = = = = = = = = = = = = =
Общие качества «Ясности»: *) Фьорд: «После того, как прочла разбор моих записей, который сделал Бо, испытала ясность-10 и радость. После этого было восприятие себя, как хрустального шара, который источает во все стороны чистый холодный белый свет. При этом было ощущение легкости и свежести. Потом возникло сильное переживание чувства красоты, немое восхищение красотой ясности: ясность переживалась, как поразительно красивое, прекрасное существо. Хотелось замереть, затаить дыхание и созерцать красоту ясности. Потом интенсивное чувство красоты спало до 6 и держалось фоном несколько часов. Возникла ясность, что ясность и чувство красоты всегда проявляются вместе, просто раньше я этого не замечала».
«Игра теней»: *) резкое снижение - практически до полного нуля - значимости того, что происходит в мире омраченных людей, раньше события были «весомыми», «реальными», а теперь они словно отступают на задний план, словно мутные, едва различимые тени мельтешат где-то вдали, и нет способа, чтобы у меня возникли НЭ при восприятии этих теней. На переднем плане – восторг, предвосхищение, стремление, блаженство и пр. *) Фьорд: «часто возникает образ дальней стены пещеры, слабо освещенной красноватым светом костра, на которой видны смутно различимые тени. Резонирует с ясностью: возникает понимание абсурдности привязанностей. Резонирует с «здесь и сейчас». *) Фьорд: «резонирует с физическим переживанием прочного внутреннего стержня, диаметром примерно как половина диаметра тела».
«Отсутствие «я»»: *) резонирует с мыслью: «невозможно ни на кого переложить устранение омрачений. Ничто, кроме усилий, проявленных в этом месте, не сможет породить в этом месте ОзВ. Есть только восприятия, среди которых нет восприятия «я» или «ты». *) резонирует с радостным одиночеством, абсолютной самодостаточностью.
«Все спят»: *) вдруг становится ясно, что все окружающие люди – спят или даже мертвы, они не являются живыми, это просто механизмы, лишь изредка где-то промелькнет что-то живое.
= = = = = = = = = = = = = =
06-02-02) «Наполненность» или «чувство полноты» - восприятие, возникающее и усиливающееся, когда испытываются ОзВ, когда проявлены рж, когда прилагаются усилия в практике достижения ОзВ и освобождения от омрачений. Резонансно описывается фразой «жизнь наполнена до краев». В отличие от наполненности, «пресыщенность» - восприятие, возникающее от НЭ, ПЭ, испытывания и реализации механических желаний и прочих омрачений. Как бы велика ни была пресыщенность, она никогда не приводит к «наполненности» - всегда остается такое болезненное состояние, которое описывается словами «словно в бочку без дна все проваливается», «ничто не радует», «все тщетно». Обычная ошибка людей, ищущих спасения от серости, скуки, апатии, прочих НЭ – пытаться забить это впечатлениями, т.е. увеличением пресыщенности, между тем как единственный способ сделать это – усиливать чувство полноты.
Перечень и резонирующие описания качеств ОзВ:
«экстатичность» «сосредоточенность» или «насыщенность» или «плотность» или «густота» «глубина», или «симфоничность», или «ширина спектра», или «обилие оттенков» «интенсивность», «пронзительность», «магнетичность», «всеохватность» или «проникающая способность», «массивность» (свойственно ОФ) «свежесть» (более всего свойственно эОзВ)
Качества ОзВ также можно описывать резонансным методом:
«Экстатичность»: *) Ежатина: «Резонирует с образом кристально чистой воды, бурного, но абсолютно прозрачного ручья». *) Резонирующий образ человека, испытывающего любое эОзВ (ОзВ экстатической силы): целая стая тигров пробирается на вершины холмов - каждый на свой холм, где они все вместе встретят рассвет. Один тигр уже забрался на свой холм и сидит на нем, высунув язык, ожидая рассвета, который непременно настанет, когда остальные тигры доберутся до своих вершин (т.е. когда другие ОзВ в этом месте достигнут экстатической формы). *) Интенсивная экстатичность сопровождается слезами. При сильных НЭ тоже текут слезы, но разница между состояниями, разумеется, огромна, хотя со стороны этой разницы не уловить человеку, не знакомому с эОзВ. Поскольку слезы всегда раньше были связаны с НЭ, например с ЖКС, то возникают сомнения в том - нет ли тут примеси ЖКС, но после исследования восприятий приходишь к несомненному выводу - ни о какой ЖКС и речи быть не может при таком интенсивном ОзВ. Словно некая волна поднимается из груди к голове и возникают слезы. Рамакришна говорил, что когда только при одном упоминании существа, к которому ты испытываешь преданность, начинают литься слезы, то это означает, что выполнение формальных практик более не является для тебя целесообразным, желание выполнять их исчезает, поскольку такое интенсивное ОзВ уже способно само воспроизводить себя и другие ОзВ без поддержки в виде выполнения формальных практик - хаотические отвлечения становятся такими слабыми, что уже не могут помешать сосредоточению на ОзВ, лавинообразному их усилению.
Может быть именно на этом основано одно из очень распространенных заблуждений – когда профаны наблюдали со стороны проявление эОзВ в человеке и видели, что у того интенсивно и долго текут слезы, они ошибочно делали вывод, что он испытывает нечто вроде сильной жалости, отсюда, возможно, и культ жалости во многих религиях (например в христианстве и христианском толковании буддизма, где жалость преподносится под «благородным» образом слова «сострадание», при этом вытесняют то, что «сострадание» в буддизме означает именно ОзВ, а конкретно - экстатическое радостное желание, чтобы другие существа освободились от омрачений, чтобы в них проявились ОзВ). Есть существенная физиологическая разница между слезами от эОзВ и от НЭ: а) при эОзВ слезы могут все время течь, причем довольно интенсивно, и не возникает ни психического, ни физиологического опустошения ни во время, ни после этого, как при НЭ, а наоборот – словно в тебя вливаются новые силы, все более и более грандиозные массы экстаза и других ОзВ. б) после даже очень длительного слезотечения при эОзВ не возникает почти никаких опуханий лица, а если и возникает, то проходит очень быстро – за несколько минут, так что никто и предположить не сможет, что вот этот человек только что два часа подряд «плакал», наоборот – лицо дышит свежестью. в) Фьорд: «во время эОзВ дыхание сопровождается явным ощущением наслаждения, причем выдох сопровождается более сильным наслаждением, чем вдох». Во время слез от сильных НЭ возникают разные болезненные ощущения в теле, которые затем могут перейти в болезнь. *) Экстатичность сопровождается резким усилением искренности. Почти физически чувствуешь, как лживость и неискренность выливаются из тебя со слезами. Возникает эффект предельного очищения. Резко обостряется пронзительность всех ОзВ. (И конечно ничего подобного даже близко не происходит при слезах от НЭ – после этого только мощный НФ, опустошение, серость, жалость к себе и желание довольства).
*) Ежатина: «Вдруг возникло восприятие, будто плотину прорвало. Предвкушение резко усилилось, вспыхнуло, и что было потом, я почти не различала. Была экстатичность, максимальная из доступных мне. Длилось может быть минуты две. Казалось, что я не могу прекратить это, даже если захочу. Все, оно вырвалось, его ничто не может остановить, я могла только переживать. Личности в этом месте не было. Тело казалось только сосудом, в котором появилось Нечто. Ничего не было, кроме невыносимости, сильного напора невыносимости. Это восприятие я раньше называла мощным потоком экстатичности, мощным нерушимым потоком. Когда оно есть, я почти не могу контролировать тело. И опять то же качество - оно не может быть коротким всплеском - если уж прорвалось, то длится долго, устойчиво, даже если я пытаюсь отвлечься от него. После него - оцепенение, руки дрожат, тело немного ватное, при мысли об этом восприятии обжигает грудь. Отрешенность, будто все отошло на второй план, перестало существовать. Есть нечто такое, что я не могу описать после того, как оно пропадает. Когда оно уже почти спало, мне кажется, что я могу на этот раз описать его более подробно, но пока пишу - полностью забываю хоть что-нибудь, кроме «мощный, невыносимый, вырвалось». Еще я помню смутно, что было желание уйти в него полностью. Сейчас будто вспоминаю очень смутный сон. Было восприятие этого мощного потока, как чего-то близкого, во что хочется уйти навсегда, никогда не возвращаться. Был образ, - я могу уйти прямо сейчас. Была готовность-10 уйти, никаких привязанностей. Там что-то такое, чему невозможно сопротивляться, меня уже не было, было только это невыносимое обжигающее блаженство, которое притягивалось к чему-то еще более невыносимому.» *) Отнесу к описаниям эОзВ и то «отчаяние», которое порой возникает, когда их нет. Слово «отчаяние» обычно используют и для описания сильных НЭ, и в словосочетаниях типа «отчаянное стремление» – как выражение крайней степени решимости. Я буду использовать это слово именно в значении «крайняя степень решимости, невозможности жить по-старому». Фьорд: «было такое сильное отчаяние из-за того, что нет эОзВ, что хотелось разрушить стены дома. Восприятие себя тигром, который бьет лапами по своей клетке, прутья сплющиваются, но не ломаются.»
«Сосредоточенность» или «насыщенность» или «плотность» или «густота». *) ОзВ может быть прерывистым, как разорванные облака, или плотным, густым - эти слова вполне точно резонируют с этим качеством и указывают на него. *) Резонирующий рассказ из Махабхараты: "Оба идёмте со мной", - сказал Дрона. Они вышла из дворца. "Посмотрите туда. Я привязал цель", - сказал он. "Вон там, на верхушке дерева прикреплен глиняный попугай с красной мишенью на шее. Дурьодхана, подними свой лук и нацелься. Дурьодхана выполнил всё это. -"Посмотри на попугая. Что ты видишь?" -"Я вижу попугая". -"Где попугай?" -"Сидит на ветке". -"Ты видишь ещё что-нибудь на ветке?" -"Да, несколько каких-то плодов рядом с ним". -"Что делает попугай?" -"Просто сидит". -"Ты видишь всё это?" -"Да". -"Вытаскивай стрелу из лука". Дурьодхана был озадачен: "Зачем? Я могу выстрелить, Учитель". -"Нет, просто отпусти её". Он позвал Арджуну: "Приготовься и прицелься". -"Я готов". -"Ты видишь ветку?" -"Нет, Учитель". -"Ты видишь попугая?" -"Нет, Учитель". -"Что ты видишь?" -"Я вижу только красную мишень".
«Глубина», или «симфоничность», или «ширина спектра», или «обилие оттенков»: *) по мере развития, ОзВ начинают проявляться не одиночными изолированными всплесками, а целым спектром. Цитата из дневника: «гулял по лесу – яркое солнце, наступает весна, все активно тает. Вдруг заметил, что когда наступаю в ручеек, испытываю заметный всплеск ОзВ. Стал «вслушиваться» в него, возникла ясность, что оно сильно резонирует со словами «наслаждение», «восхищение». Испытывал его очень интенсивно – порой на 10. Неожиданно обнаружил, что испытываю наслаждение от очень многих и разнообразных восприятий – от рассматривания коры дерева, от звука трущихся друг о друга сухих палочек – подобрал сухую сосновую веточку, разломал ее на несколько частей и перебирал в руке, и звук, с которым они терлись и ударялись друг от друга, тоже вызывал наслаждение. Крики птиц, журчание воды, вид поверхности ручья, вид еловой ветки, ощущение прогибающейся под ногами сырой земли, вид влажной травы… так много всего, и все это вызывало немного разные оттенки наслаждения. Обнаружил, что когда ОзВ проявляются широким спектром, это придает им устойчивость - могу испытывать их долго и интенсивно, что в свою очередь приближает их проявление в экстатической форме, а кроме того резонируют (еще резонирует слово «воспламеняются») более высокие ОзВ этой линии. Пока наблюдал и исследовал это явление, обнаружил еще одно ОзВ, которое стало проявляться широким спектром – радостные желания. Вдруг их стало много, и это привело к воспламенению стремления. Зафиксировал, что проявление наслаждения широким спектром приводит к воспламенению блаженства, а проявление широкого спектра радости – к восторгу. Приходя в лес (в горы, на море), я часто испытывал какое-то сильное ОзВ, но когда старался его описать, зафиксировать, это никак не получалось. Только начинаю описывать, получается какая-то ерунда – ничего определенного, разнородная смесь, и не улавливается что-то самое существенное. В конце концов понял – что именно я испытываю, и понял – почему не мог описать. Подходящий термин: «симфония наслаждений». Возникают разнообразные ОзВ, некоторые из которые проявляются широким спектром - к спектру оттенков наслаждений примешивается спектр оттенков красоты, добавляются оттенки радости и т.д., поэтому-то и не удавалось точное описание, так как я искал что-то конкретное в том, что с самого начала было чрезвычайно составным, причем постоянно меняющимся в зависимости от того – какие именно сейчас есть зрительные, слуховые и прочие восприятия. «Симфония наслаждений» переживается как ошеломляющий удар, как погружение в то, в чем захлебываешься, как опьяняющий переизбыток. *) Цитата из Ежатины: «стоит мне только представить лес или оказаться в нем, как каждая мелочь вызывает всплеск этого восприятия, которое я считала влюбленностью, но если я называю это «наслаждением» - это тоже резонирует. Мне становится невыносимо хорошо от каждой такой мелочи».
«Интенсивность»: *) Другие резонирующие слова для обозначения этого качества - яркость, сила, мощь.
«Пронзительность»: *) Другие резонирующие слова для обозначения этого качества - проникающая способность, высота тона, искренность, чистота.
«Магнетичность»: *) Другие резонирующие слова для обозначения этого качества - устойчивость, способность к самососредоточению, залипание, нерушимость. Прибегну к аналогии: допустим, что за некой поверхностью находится мощный магнит. Мы берем другой магнит (наше ОзВ), подносим его к поверхности и возникает эффект «прилипания» - он может быть едва ощутимым, так что стоит лишь отпустить руки, и магнит отпадет, или он может быть более устойчивым, или может схватиться так прочно, что кажется и не оторвать.
«Всеохватность», «проникающая способность»: *) Когда ОзВ приобретает интенсивное качество «всеохватности», оно словно охватывает тебя целиком и очень глубоко, как будто раньше ОзВ проявлялось лишь в центре, на поверхности, а все остальное оставалось инертным, спящим, и вдруг словно мягкий взрыв, и ОзВ окутывает полностью, пропитывает насквозь, доходя до самых «укромных уголков». Резонирующий образ – скала, покрытая густым мхом, на нее сверху стекает горный ручей, и вся скала, каждый камушек и пучок травы, словно сочатся сами влагой, как будто они напиталась ею полностью, до блаженного изнеможения. *) Фьорд: «Внезапный всплеск преданности, длился около часа. Это как огромный скачок вперед и вверх, а потом – медленное сладостное падение в бездну. Четкая уверенность в том, что интенсивность выше 10. Когда интенсивность ОзВ до 10, воспринимаю его как «узкое», «в границах», а после 10 ОзВ взрывается и становится широким и глубоким, как небо. Уже невозможно говорить о его интенсивности в баллах, ОзВ повсюду, затапливает собой реальность, и уже не «ОзВ во мне» а «я в ОзВ»».
«Массивность» (свойственно озаренному фону): *) Резонирующий образ, как будто массивный слой воды лежит на дне пруда, немного поколыхиваясь. Озаренный фон приобретает качество массивной, твердой текучести.
«Свежесть» (более свойственно экстатическим ОзВ): *) Морозная свежесть раннего утра в горах. Возникает даже ложное ощущение прохлады во всем теле. Ложное, потому что при этом может быть жарко и я могу ощущать эту жару, но если жара сильная, то неприятные ощущения от нее исчезают.
06-02-03) Перечень и обозначения аккордов ОзВ:
Для обозначения НЭ в каждом языке огромное количество слов – например тревога, озабоченность, беспокойство, тревожность, смятение, мандраж – все это синонимы лишь одной НЭ. И еще есть десятки других способов выразить оттенки той же эмоции - "на душе кошки скребут", "сосет под ложечкой", "не нахожу себе места" и т.п. Для обозначения разных оттенков слова "мерзавец" существует как минимум пара десятков терминов в любом языке. А попробуй найди синоним для ОзВ-преданности? Чувства вечной весны? Их нет, так как человечество еще почти не имеет опыта переживаний ОзВ. Язык необходимо создавать. Отдельная задача – создание терминов для обозначений аккордов (устойчивых сочетаний ОзВ, сильно резонирующих друг с другом и в силу этого часто проявляющихся одновременно, в конечном счете образуя сильно-связанные комплексы). По мере того, как я вместе с другими практикующими буду подбирать термины для обозначения аккордов, я буду здесь их размещать. В резонирующих парах ОзВ целесообразно выделять не только состав, но также и направление, т.е. последовательность возникновения ОзВ, так как, к примеру, после «торжества» легко и часто возникает серьезность, а наоборот – редко. Направление я буду обозначать значком →. В некоторых случаях оба направления случаются более или менее равновероятно, например «упорство» и «решимость», тогда для записи буду использовать ↔. Пара ОзВ, в которой указано направление, обозначу как «вектор ОзВ».
Пары ОзВ:
Резонирующие описания этих аккордов:
Бесконечное путешествие: *) независимо от практики других морд, независимо от обстоятельств, независимо от страхов и ожиданий, от успехов и поражений, я буду заниматься своей практикой, я буду продолжать свое путешествие. *) шаг за шагом я меняю свои восприятия, и не важно – мелкие эти шаги или крупные – важно, что я не остановлюсь. *) образ себя как маленького монаха-ламы-тулку. Я перевоплотился, я поступлю на обучение к высоким ламам, узнаю вскоре много прекрасного и интересного. *) в любой момент я могу встать, взять рюкзак и пойти дальше. *) ветер, перелистывающий листы книги. *) образ себя как тряпочки на ветру, ветер усиливается, меня треплет все сильнее, в любой момент я могу сорваться и унестись в неизвестность, я не знаю, какое осознание станет последним порывом. *) Ящерица: резонирующая мысль: «мне некуда возвращаться» *) Эта-ма: «я стояла за воротами и иногда подпрыгивала, чтобы взглянуть – что там за ними, но всегда возвращалась на место - за ворота, я всегда была уверена, что мне удастся только так подпрыгивать - больше мне ничего не светит. Сейчас я открыла эти ворота и увидела огромное поле, за полем лес, за лесом что-то ещё и ещё, и всё это я могу идти и смотреть, лапать, щупать и делать всё что захочу». Резонирует с предвосхищением.
Триады ОзВ:
*) «?»: «ясность»→«серьезность»↔«торжество»
Группы из 4-х ОзВ:
*) «?»: «ясность»→«серьезность»↔«торжество»↔«восторг»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|