Схема 3. Многомерные организации
Существуют три типа организационных единиц.
1. Функционально определенные структуры, продукт которых потребляется внутри организации (вход системы).
2. Структуры, определенные по продукции или услугам, результаты которых потребляются вне организации (вход системы).
3. Рыночные структуры, определяемые по классификации внешних клиентов организации.
| Многомерные организации
| Матричные структуры
|
Сходство:
| Пользуются системой множественности команд, исходящих как от проектных, так и от функциональных руководителей.
|
Различия:
| 1. Подразделения подчиняются только одному руководителю.
2. Имеются три подразделения: функциональные, продуктовые и рыночные.
3. Более гибкие организации, легко адаптируются.
4. Часто становятся организации с внутренним рынком.
5. Высшие руководители получают широкую автономию в осуществлении функций общего руководства. Упрощенное планирование и управление развитием.
| 1. Два руководителя, первый – руководитель отдела ввода, второй – выпуска.
2. Только два подразделения, нет рыночных.
3. Ограниченно гибкие и мало адаптированы к изменениям.
4. Бюрократические монополии (интересуются собственным выживанием).
5. Руководители не имеют широкой автономии, так как они не управляют отдельным бизнесом, а лишь организацией в целом.
|
Схема 4. Сетевые организации
Сетевые организации:
1. Форма в своей основе близка к функциональной организации, разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партнеров (подразделений фирмы) в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью.
2. Характеристики сетевых организаций:
Тип сети
| Особенности
организации
| Сферы применений
|
Стабильная
| Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз.
| Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов.
|
Внутренняя
| Совместное владение, распределение ресурсов по ценности цепи с использованием рыночных механизмов.
| Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений.
|
Динамичная
| Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров.
| Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электрика, биотехнология и т. д.).
|
Результаты деятельности. Рыночные связи структурируются адекватно условиям функционирования организации. Они более предпочтительны по сравнению с чисто иерархическими механизмами, которые порождают множество ограничений. Рыночные отношения внутри организаций нацеливают каждого партнера на достижение определенных, точно измеренных результатов.
Схема 5. Обучающиеся организации
|
| Цели: обучающиеся организации постоянно вникают в изменения внешней среды.
| |
Особенности:
1. В теории организации и на практике организационное обеспечение рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компании, как их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности.
2. Выявлены четыре категории обучающихся способов: 1) поддерживающие (т. е. используемые в основном при стратегии «подготовки соглашений»; 2) способы прогнозирования (т. е. используемые в основном для «выработки стратегий будущего»); 3) переходящие (т. е. используемые как для «подготовки соглашений», так и для «выработки стратегий будущего»; 4) утилитарные, или универсальные (т. е. применяемые для всех стратегий).
3. Выработаны определенные принципы, суть которых сводится следующему: 1) обучаться быстрее, чем конкуренты; 2) обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп); 3) обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей); 4) обучаться по вертикали (от вершины до основания организации); 5) задавать правильные вопросы и применять «обучение в действии»; 6) прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них; 7) применять на практике то, чему научились, и учиться на практике; 8) обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда; 9) обучаться в областях, где раньше не обучались.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: