Захириддин Мухаммад Бабур - великий государственный деятель и известный мыслитель
Борьба Бабура с Шейбаниханом. После захвата в 1500 году Шейбаниханом Самарканда мирза Бабур начал наступление против Шейбанихана, который в это время жил за Самаркандом. Войско Бабура, стремительно атаковав, уничтожило войско Шейбанихана из 600 человек, оставленное в городе. Таким образом, Бабур вторично занял престол Самарканда. Шейбанихан отступает к Бухаре и готовится к решающему сражению. Бабур также всю зиму готовится к войне. В апреле 1501 года на берегу Зарафшана произошло кровопролитное сражение, в котором Бабур терпит поражение и отступает к Самарканду. Победитель Шейбанихан начинает осаду Самарканда и предлагает Бабуру сдаться. Как ни тяжелы были условия сдачи, Бабур вынужден был согласиться. Оказавшись в тяжелом и безвыходном положении, Бабур, согласно условиям сдачи, был вынужден оставить Самарканд и отправляется в далекие земли. Достигнув Кабула, в сентябре 1504 года Бабур становится правителем Кабула. В 1510 году, после гибели Шейбанихана, в сердце Бабура затеплится надежда вернуть Мавераннахр, отобрав его у Шейбанидов с помощью шаха Исмаила. Наконец, осенью 1511 года с помощью шаха Исмаила Бабур в третий раз завоевывает Самарканд. После победы он объявляет шаха Исмаила верховным правителем. Шах Исмаил был приверженцем шиизма, поэтому население Самарканда отвернулось от Бабура, так как и население Мавераннахра и сам Бабур являлись стронниками суннизма в исламе. Шейбаниды также придерживались этого направления ислама. В обоих сражениях, произошедших в апреле и ноябре 1512 года с Шейбанидскими войсками во главе с Убайдуллой-султаном, сыном Махмуда-султана, который являлся братом шейбанихана, войско потерпело поражение. В сражении, произошедшем в ноябре, шейбаниды побели и иранские войска, отправленные шахом Исмаилом на помощь к мирзе Бабуру.
Бабур, окончательно смирившись с мыслью о потере Мавераннахра, вновь возращается в Кабул, где правит до 1526 года. Впоследствии, оставив в Кабуле вместо себя второго сына Камран-мирзу, он предпринял военный поход в Индию. Там он основал государство Бабуридов. Несмотря на то, что он основал могучую и великую империю в Индии, даже в самые благополучные моменты своей жизни чувство тоски по Родине не покидало его. В один из таких дней опечаленный Бабур написал следующие строки: Я в жизни счастья не встречал; с несчастьем связан стал. Во всех делах — просчет, за все я всем обязан стал. Покинув родину свою, побрел я в Хиндустан, И черною смолой стыда, навек измазан стал. Империя Бабуридов .21 апреля 1526 г. Бабур разбил войска делийского правителя Ибрагима Луди и завоевал всю Северную Индию, 27 апреля в Дели была зачитана хутба в честь шаха Бабура. Так была заложена основа государства Бабуридов. В Индии шах Бабур объединил множество враждовавших между собой раджей (мелких правителей), используя для этого как военные, так и мирные политические средства, и создал централизованное государство. Эта империя просуществовала до 1858 года (332 года), вплоть до завоевания Индии Великобританией. За рубежом, в том числе в самой Индии, династию Бабуридов ошибочно называют «Великими моголами». Это неправильно. На самом деле Бабуриды – потомки Бабура, яркого представителя династии Тимуридов, «Бабурид-мирзы», как они Обычно так называют потомков Чингисхана. Такая точка зрения принадлежит европейцам. На самом деле Бабуриды вышли из династии, как указывается в исторических источниках. Мирза Бабур умер 26 декабря 1530 г. в возрасте 47 лет. Его похоронили в саду «Боги ором»в Агре на берегу реки Джамна. По его завещанию спустя некоторое время тело Бабура было перенесено в построенный им самим сад «Боги калон» в Кабуле. Впоследствии этот сад переименовали в «Боги Бабур» - Сад Бабура.
Бабур - яркий представитель восточного справедливого правителя. Борясь за централизованное государство, он никогда не оставлял забот о мире и спокойствии населения и, подобно своему великому прадеду Амиру Тимуру, уделял большое внимание благоустройству страны. Он не только покровительствовал науке и искусству, но и сам был великим поэтом и ученым. Он является автором «Бабурнаме», «Мубайин» (о налогооблажении), дивана стихов и других произведений. В «Бабурнаме» объективно изложена история Средней Азии и Индии. Государственные дела он старался решать мирным путем, придерживался справедливости: прощал тех, кто приходил к нему с извинениями; оставлял имения или области за теми, кто добровольно принимал его за своего сюзерена. Он проявлял уважение к обычаям и вероисповеданию всех проживавших в Индии народов. Но он был нетерпим к заговорам, обману, предательству и сурово наказывал виновных. Всему этому он учил своего старшего сына и преемника Хумаюна. Помимо прочего, Бабур всегда шел навстречу своим соратникам, которые желали вернуться к себе на родину. Обладая задатками великого государственного деятеля, Бабур был и отважным полководцем. Все это сделало его основателем империи. Бабур - великий мыслитель. Имя Бабур означает «лев, барс». Его не напрасно назвали этим именем. Он вырос хорошим наездником, пловцом, шпажистом, лучником. Подобного ему в ловкости трудно было найти. Как свидетельствуют источники, сила Бабура позволяла ему, держа двух человек выполнять физические упражнения на стене крепости. Он не боялся смерти, так как верил в свою удачу. Принимая участие в сражениях, он старался обогатить свой опыт. Так, от Шейбанидов он взял тактику толгама (нанесение удара с тыла), у монголов - западни, у афганцев научился обращению с пороховым ружьем, у турок - использованию конницы. Бабур создал сильный пушечный полк. Во всех источниках Бабур признавался великим военным стратегом. "Бабур-наме". Бабур был не только великим государственным деятелем, умелым полководцем, поэтом, композитором, но и известным ученым-историком. Его мемуарное сочинение «Бабурнаме» прославило его на весь мир. В нем имеются ценные сведения по истории и географии Мавераннахра, Афганистана, Индии и Ирана. «Бабурнаме» написано в 1493-1529 гг. и охватывает исторические события этого периода.
Из этого следует, что некоторые тимуридские правители, исходя из своих личных интересов, вместо того чтобы, объединившись выступить против общего врага, вели соглашательскую политику, забыв об интересах Родины. Решением правительства Республики Узбекистан в 1993 году был широко отпразднован 510-летний юбилей Бабура. Чтобы увековечить его память, в Андижане был построен мавзолей в его честь, поставлен памятник и возведен Национальный парк Бабура, при котором организован музей «Бабур и мировая литература». - Раджа - местный правитель в Индии. - Шейх ул-ислам - высший духовный сан в государстве. Владеющее этим саном духовное лицо руководило всеми религиозными делами. Бухарское ханство Образование ханства. После гибели Шейбанихана трон занял его дядя Кучкунчихан (1510-1530). После Кучкунчихана на трон сел его сын Абу Саид (1530-1533). Потом власть перешла в руки Убайдуллахана (1533-1540), сына Султана Махмуда, младшего брата Шейбанихана. Убайдуллахан перенес столицу из Самарканда в Бухару. Убайдуллахан считал Бухару наследственным имением, так как Шейбанихан еще при жизни отдал правление Бухарой Султану Махмуду, отцу Убайдуллахана. Таким образом, шейбанидское государство в Мавераннахре официально стало называться Бухарским ханством. В истории Убайдуллахан оставил большой след. В перовую очередь он избавил Мавераннахр от притеснений Исмаила Сефеви и "красноголовых". При правлении Убайдуллахана вырос статус Бухары как города-центра. Убайдуллахан старался расширить границы своего государства до широт границ времен правления Шейбанихана. Захватив Герат, он несколько раз побеждал "красноголовых". В то же время он положил конец междоусобицам и разброду в стране.
После смерти Убайдуллахана опять усилились междоусобицы. Началась ожесточенная борьба за трон. У каждого потомка Шейбанихана было по 10-12 сыновей, и все они претендовали на трон. Каждый из них возглавлял свое войско на отведенной ему территории и мечтал о независимости, считал себя великим правителем и при первой возможности хотел занять ханский трон. В результате во время короткого правления Абдуллахана I сын Кучкунчихана (1540-1541) в стране создалось двоевластие, т. е. в одном государстве появилось два правителя. Первый - Абдулазизхан, сын Убайдуллахана в Бухаре, второй — Абдулатифхан, сын Кучкунчихана в Самарканде. Бухара во время правления Абдуллахана II. Чтобы положить конец политической раздробленности, в стране необходимо было восстановить и усилить центральную власть. Этого нельзя было достичь без кровопролитной борьбы. В этой ситуации на политическую арену выходит сын шейбанида Султана Искандерхана, правитель Мианкаля Абдуллахан II (1534-1598). Большую поддержку Абдуллахану в этой борьбе оказал влиятельный шейх Мухаммад Ислам (1493-1563), живший в селении Джуйбар близ Бухары. Мухаммад Ислам и его потомки по отцовской линии являлись потомками пророка Мухаммеда, а по материнской линии — Чингизхана и Джучихана. Благодаря высокому происхождению и влиянию в среде суфистов, джуйбарские шейхи занимали высокие государственные посты со времен Саманидов. Во второй половине XVI века шейх Мухаммад Ислам, а затем его сын шейх Абубакр Саид занимали в Бухаре пост шейх-ул-ислама. © Миниатюра Абдуллахан II относится 1572 году В 1556 году при поддержке Мухаммада Ислама Абдуллахану II удалось занять бухарский трон. Мухаммад Ислам от имени Аллаха дал согласие действиям Абдуллахана. Хотя формально он объявил ханом сначала дядю Пирмухаммада, правителя Балха и Бадахшана, позже отца Искандер-хана, государственные же дела вел сам Абдуллахан II. Вся эпоха правления Абдуллахана II прошла в военных походах. Так, он завоевал и присоединил к своему государству Балх в 1574 году, Самарканд в 1578 году, Ташкент и Фергану в 1583 году, Бадахшан в 1584 году, Хорезм в 1595 году. Позже территория его государства расширилась на юге от Герата до Мешхеда, на севере - от Аральского моря и Каспия до Иссык-Куля. Таким образом, весь Мавераннахр, Хорезм и Хорасан объединился под властью единого правителя. К концу XVI века Бухарское ханство превратилось в централизованное государство. Итак, в XVI веке в истории узбекской государственности большая роль принадлежала династии Шейбанидов. При одном из ярких представителей династии Абдуллахане II узбекская государственность достигла высшего уровня своего развития.
Конец правления Шейбанидов. Абдуллахан II беспощадно подавлял все выступления, направленные против усиления центральной власти. В этой цели он был беспощаден даже к своим родным. Хотя Абдуллахану II удалось достичь централизации власти, он не смог предотвратить в дальнейшем раздробление государства. Таким образом, через 3 года после смерти Абдуллахана II пришел конец правлению Шейбанидов. После смерти в феврале 1598 года Абдуллахана II трон занял его сын Абдулмумин. Вскоре в июле 1598 года он был убит мятежниками между Уратюбой и Замином. Его двухлетнего сына никто не признал как хана. Началась борьба за трон. Несколько бухарских эмиров объявили ханом Абдуламина, сына султана Ибадуллы. Другая группа эмиров объявила великим ханом Шейбанидов Пирмухаммада, племянника правителя Балха Абдуллахана II и сына султана Сулеймана. Воспользовавшись тяжелым положением, вызванным междоусобицей в Бухарском ханстве, иранский шах Аббас захватил Нишапур, Сабзевар, Мешхед и Герат. Хорезм, выйдя из состава ханства, восстановил свою независимость. В то же время казахский хан Таваккал напал на Мавераннахр, завладел Ахси, Андижаном, Ташкентом, Самаркандом и направился в Бухару. Возвратившийся из Хорасана в Бухару Пирмухаммадхан стал защищать Бухару. Многие эмиры ханства со своими войсками присоединились к Пирмухаммадхану. В течение двух месяцев Таваккал осаждал Бухару, но, не завоевав ее, отступил в Самарканд. Преследовавшие его войска Пирмухаммадхана в конце августа 1599 года добрались до местности Учкара вблизи Мианкаля и там же разгромили войско Таваккала. Мавераннахр был освобожден, а казахское войско отступило в Дашти-Кипчак. Пирмухаммадхан назначил Баки Мухаммеда правителем Самарканда, а султана Джахангира — правителем Ташкента. Еще в течение двух лет Пирмухаммад правил Бухарским ханством. Вскоре, по клевете глав племен джалаир и дурман, нарушились отношения Пирмухаммадхана и Баки Мухаммада. В результате в 1601 году в местности Боги Шамал, под Самаркандом, произошло сражение между Пирмухаммадханом и Баки Мухаммадом. В бою был побежден Пирмухаммадхан и в возрасте 80 лет был казнен. § 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|