Философия силы. (кратко). Глава IV. Человек плотоядный
Философия силы (кратко)
Как возникло правление одного человека над другим? Силой рук. Победители становились правителями. Но среди нас правление посредством силы упразднено? Это распространённое заблуждение. Нынче оно сильнее, чем когда бы то ни было. Как получается, что мы не видим этого ясно? Нет надобности в принуждении низших, в любое время жаждущих подчиняться. Как может быть уничтожено господство человека? Оно никогда не может быть уничтожено. В нём суть. Но ведь для одного человека править другим неправильно? Что есть «неправильно»? Сильные делают то, что хотят. Кто есть «Сильные»? Те, кто завоёвывают, те, кто забирают добычу и непринуждённо живут на поле битвы. Вся жизнь есть поле битвы. Как возникло подчинение? Первый раб был побеждённым бойцом, впоследствии прирученный голодом и побоями. Его потомки, рождавшиеся и дрессировавшиеся для подчинения, были более покорны. Все служащие классы есть потомство побеждённых воинов. Так вассалитет процветает, как встарь? Конечно. В безжалостной схватке за существование все слабые и малодушные заслуженно подчиняются. Но нас учили, что «все люди созданы равными»! Вас учили многой дипломатической лжи. Как может раб вернуть свою свободу? Порабощением своего поработителя. Если он чувствует, что он не достаточно человек, тогда он ДОЛЖЕН подчиниться, перерезать своё собственное горло, или он должен умереть непокорённым, сражаясь. Но свобода может быть дарована ему? «Свобода не может быть дарована, она должна быть завоёвана». [169] Тогда Битва постоянна, неминуема, более того — восхитительна? Да! Она предначертана как тяжёлое испытание, испытание сражением. Она безошибочно отделяет виновных от невиновных.
Но ведь это жёсткая философия! Природа жестока, беспощадна, безжалостна ко всем неприятным существам. Её улыбка лишь для Отважных, для Сильных, для Красивых и Дерзких. Никакого успокоения для «бедных и низких», для «невинных», для «забитых». Слабые и низкие есть пресмыкающаяся чума — нет никаких невинных, а забитые справедливо прокляты — грешники в аду, который они же и создали. Ты прославляешь Сильных, ты воспеваешь Могучих? Да. Они аристократы Природы. Ими она наслаждается: Всепобеждающими! Неустрашимыми!
Глава IV Человек плотоядный
Понадобились бесчисленные века эволюции, чтобы сделать человека тем, кем он сейчас является — самым свирепым чудовищем, знающим своё дело охотником на жертв, обитающим в пещерах и джунглях земли. Могут ли его костный механизм и патологические инстинкты разом быть угашены или изменены одним лишь опутыванием электрическими проводами, проложенными по сточным канавам Рима к немощным генераторам Вифлеема и Тарса? [170] Может ли его структурная анатомия, предназначенная для сражения и убийства, быть трансформирована за день, за год, или даже за «миллион миллионов солнц»? Жажда покорить и пожрать своего соседа в обоснованной попытке получить еду, трофеи, землю, любовь, славу и золото, вросла в самый костный мозг человека. Следовательно, все усилия реформаторов и мессий по его превращению в «ягнёнка» обречены на позорный провал. Несомненно, для них гораздо более разумно было бы попытаться превратить медведя гризли в салонного пуделя или предложить трансформацию белоголового орла в мирно воркующего голубя. Почти все пророчествовавшие полубоги демократии, от Павла и Исайи до Карлейля и Раскина, [171] неизменно безумно визжали у обочины дороги, тщетно пытаясь остановить мировой марш! — марш! марш! — идущих под знамёнами армий, сражающихся угрюмо и сурово. Что есть эти орущие пророки зла, как не собаки, с упоением лающие на луну? «Эй, там, право руля! Право руля! Поворачивайте назад! Поворачивайте назад! Вы идёте к дьяволу! » — вот их повторяющийся, режущий ухо припев. Но человеческий поток сметает их тихо, презрительно, уверенно, вдохновлённый неким всепокоряющим инстинктом. «Мы можем идти к дьяволу», — невысказанное возражение этих грохочущих легионеров — этих наций, — «Даже если это так! Разве не честен дьявол — разрушитель обмана! — непокорный? »
Можешь ли ты заарканить звёзды при помощи лассо? Можешь ли ты остановить марш силы величественными завываниями напыщенной безнадёжности? Нет! Нет! На небеса или в ад, человек движется вперёд и вперёд. Если на его пути баррикады, он должен преодолеть их или разнести их в клочья. Если дикие звери готовы наброситься на него, он должен уничтожить их — или они уничтожат его. Если дорога ведёт через ад, то эти инферналии должны быть осаждены, атакованы и захвачены — да, даже если при этом их теперешние монархи должны быть вырваны с корнем при помощи оружия столь же демонического и смертоносного, как и их собственное. Этот мир слишком мирный, слишком уступчивый, слишком прирученный. Это обрезанный мир. Нет! — кастрированный мир! Он должен стать более жестоким, прежде чем он станет величественнее, лучше и — естественнее. Глупцы, несомненно, те, кто хотят задержать разворачивающийся процесс «гуманитарным» калиостроизмом[172] и маскарадом «Спаси погибающих». [173] Безумцы те, кто захотят извлечь сияющие лучи солнца из увядших душ или губительные морозы зимы из сердец, что уже разбиты. Ибо, я не сомневаюсь в этом, через века пролегает одна высшая цель; и зреющий урожай доходит под солнцем — чтобы быть собранным, обмолоченным и убранным.
Несомненно, чёрная магия мифа о Христе, объединённая с тайными чарами средневекового священничества, уже частично одержала успех не только в разложении индивидуальной инициативы, но также и в подавлении в нашей расе многих её львиных наследственных свойств и высших варварских добродетелей. Но пока она ещё не полностью восторжествовала в своей выхолащивающей некромантии. Нет! Она ещё не превратила всех нас в стада удовлетворённых скотов и кучки овец с заклейменными ушами, несмотря на то, что это её последняя надежда. От былого величия всё же остались немногие. Мало их, однако, среди мира рабов и свиней.
Лев[174] всё ещё лев, хотя его зубы были самым основательным образом сточены отвратительными моральными кодексами, его шкура стала чахлой от действия парши и лепры заточающей в клеть смирности, его лапы скованы цепями законов, за которые голосовали рабы, и железный воротник государственного чиновничества обернулся вокруг его царственной шеи. Когда-нибудь, в один прекрасный день, ему предначертано разбить мерзкие путы, что были коварно наложены на него, уйти от разлагающего упадка, что происходит из неестественного заключения, и вновь получить изначальную свободу действия. Изменнические законодатели и прославленные государственные деятели, которые теперь так жаждут научить его методам выращивания шерсти, словно он овца, и тому, как примерять на его покрытые в боях шрамами плечи лошадиную упряжь, будут вскоре раскаиваться и отчаиваться (если у них будет на это время) — потому что он, возможно, проглотит их. Великие и сильные правительства, господствующий покой, пришли к существованию только в век декаданса, когда нации пришли в упадок. Если человеческое животное живёт естественной, чистой жизнью на воле — на полях и в лесах, там, где океанские волны разбиваются о берег, и на порогах бурлящих рек, — то ему не нужны никакие полицейские силы, чтобы «защищать» его — никакие евреи-ростовщики, чтобы грабить его урожай — никакие собирающие подати законодатели, чтобы отнимать его собственность, и никакие «священники идола», чтобы «спасти» его душу. Это всё фальшивые стандарты морали, которые унижают и ослабляют личности, племена и нации. Сначала, покорные какому-нибудь верховному кодексу, они теряют свою дерзость и увеличивают свою численность. Затем, чтобы все могли жить, они становятся трудящимися, подчинёнными правилам, и в конце концов — со священником, выставляющим смерть ужасным кошмаром, всё их личное достоинство пропадает. Так производятся нации спаниелей.
х Ненормальный человек — это тот, кто тяжело трудится на хозяина, влачит полуголодное существование и «думает» — это христианская собака. Первый — совершенное животное, второй — совершенный монстр. Каждая вера, которая делает долгом смиренность — которая вдохновляет людей лишь «моральной» отвагой, ослабляет их стойкость, делает лживым их дух и готовит их сначала к рабству, а затем — к удушению. Невозможно постичь великую жизнь без непрерывного соперничества, без постоянной войны и без безжалостной охоты человека на человека. Террор, пытки, агония и полное уничтожение слабых и изнурённых особей должны, как это было в прошлом, отмечать в будущем каждый шаг вперёд или назад — в эволюции, человеческой культуре и расовом перераспределении. Почва каждой нации есть арена, отмеченная земля, где только самые жестокие животные могут надеяться удержать своё. Что есть вся история, как ни эпос колоссальной кампании, окончательный Армагеддон тех, кто никогда, возможно, не сражался: потому что, когда люди перестают драться — они перестают быть — людьми. Эта древняя земля усеяна до самых вершин гор лишёнными плоти черепами и выбеленными дождями костями бесчисленных мириадов погибших бойцов. Каждый квадратный фут, каждый дюйм почвы содержит своего — человека.
Эволюция (или деволюция) человечества требует постоянной трансформации одного человека в другого, продолжающейся реинкарнации, [175] постоянного перерождения и реконструкции. Научно доказано, что «воскрешение из мёртвых» — не иллюзия. Каждый живой организм формируется из разложившихся экстрактов существовавших до него организмов. «Человек» сегодняшнего дня действительно выстроен из могильной массы своих предшественников, возможно, из давно забытых веков. Следовательно, без смерти не было бы материала для рождения, и без конфликта, ярости и смерти не было бы перехода на новый уровень. Но организмам, бездумно обученным оплакивать свою судьбу, все эти привычные факты причиняют мучения. «Когда мы вдумчиво смотрим на этот постоянный конфликт, — пишет Шеллинг[176] с истинно теократическим пессимизмом, — он наполняет нас бросающей в дрожь печалью и несдерживаемой тревогой — но как можем мы противостоять этому? Отсюда вуаль печали, раскинувшаяся над всей природой, и глубокая неразрушимая меланхолия всей жизни». Как многие другие философы, обманутые внешностью, Шеллинг воображает диким и ужасающим то, что чисто, вредным то, что безобидно, и пагубным то, что источает милость.
Поток разрушения так же естественен и так же необходим, как и поток воды. Никакая человеческая изобретательность не способна ни искоренить жертвоприношение человека, ни предотвратить пролитие крови — и почему она должна? Величавая природа продолжает свой трагический путь невозмутимо, не обращая внимания на вопли агонизирующих и ударившихся в панику и на несогласия с поражением, но улыбается грустно, гордо (хотя несколько презрительно в своём стремительном прохождении мимо) свирепым крикам «Ура! » победителей. Она любит взмахи клинков — разрывание обычаев, хруст костей и хлопки изодранных в лоскутья, пробитых пулями знамён, взметнувшихся дико (ночью и днём) над изнурёнными битвой, над искромсанными умирающими и раздувшимися мертвецами. Иисусы могут приходить и уходить, но Цезарь живёт вечно. Глубок, постоянен и неизменен стихийный антагонизм между социологией и «человеком из Назарета», и неотъемлемы законы природы. Они — как огонь и вода друг для друга — несовместимы. Несомненно, наша планетарная система расплавится в пылающем жаре, прежде чем победит философия галлилейца. Никакое человеческое существо не может надеяться получить «совершенство, что заключено в Христе». Поскольку мы остаёмся животными, над нами будут доминировать животные желания, животные страсти и животная конкуренция. Несомненно, идеал мессии недостижим, безнадёжен, и особенно со своей исправительной стороны. Как бы то ни было, мир любит быть обманутым какими-нибудь зловещими иллюзиями, и это, возможно, причина того, что он принял в глубину своей души эту деревенскую басню, это евангелие бесплодности, это евангелие тьмы, этот сон израильского раба. «Когда ассирийцы и после них мидийцы и персы, — пишет Тацит, [177] — были хозяевами азиатского мира, все еврейские племена, находясь в подневольности, считались самыми презренными». Иисус был еврейским парией. [178] Среди мужественных покоряющих племён, образцовым человеком созидающего гения всегда был решающийся на всё Юпитер, великолепный Аполлон, самоуверенный Ахиллес. [179] И только в века старческого слабоумия — в века раковой деградации и нервной болезни, этим образцовым человеком стал Христос. Образцовым человеком наших предков был Один, бог войны, [180] но наш образцовый человек — слабый, избитый кнутом еврей. [181] Еврей в качестве Бога! Боги греков и викингов, готов и римлян, все были (изначально) могучими отважными мужчинами или храбрыми прекрасными женщинами, впоследствии принятыми (их воинственным потомством) в качестве великолепных примеров естественного благородства, сознательной силы, дерзкой отваги, проницательности, сексуальной мощи и неукротимой силы характера. Боги и герои античности тратили свои жизненные силы на уничтожение монстров, на захват новых охотничьих угодий, на убийства тиранов и на выращивание непобедимых сыновей. Но Христос! Христианский бог! Божественный экземпляр! «Эта величавая фигура»! Какие же божественные дела он совершил? Каких непобедимых сыновей он оставил? Если посредством непредвиденного чуда «первым принципам христианства» суждено восторжествовать в природном конфликте, который сейчас обсуждается, то, несомненно, англо-саксы проиграли, дни их сочтены, их доминирование окончено, их погребение приготовлено. Многократному увеличению недостойных миллионов (потомков ничтожных полуидиотов) придётся затем проходить через однообразные, пустынные, парализующие разум столетия, пульсируя, возможно, во взрыве чумы — Чёрной Смерти. Затем условия «мёртвых и живых» «Поднебесной Империи»[182] будут применены в нашем западном мире, и под слабой маскировкой «преимущества», «прогресса» и «цивилизации» будет искусственно создана атмосфера мучительной пытки, враждебная ко всем, кроме сил разложения, как в Китае. Именем «божественности», «праведности» и «морали» горе выльется на наше потомство, как оно уже вылилось на разложившиеся толпы Азии. Врождённое одряхление тела вместе с органической дегенеративностью разума будут затем всё развиваться и развиваться в ускоряющемся темпе, пока наше потомство не иссякнет (мы начали, как Дарвин и представлял), превратившись в щебечущих обезьянок, не обладающих достаточным разумом для того, чтобы разжечь огонь, разбить кокосовый орех или даже раскачиваться на своих хвостах. Узри современного человека, этого «наследника всех времён — на передовых линиях времени»! Его зрение, вкус, обоняние и слух — всё это, как известно, ущербно. Он может приспосабливать в своих целях бури, но непогрешимый инстинкт почтового голубя выше его. Его мозг превратился в перегретый мыслительный двигатель, но он не может читать без очков «Ежедневного утреннего лжеца». [183] Он «понимает» множество вещей (или полагает, что понимает), но если его неожиданно вырвать из его искусственной среды, он беспомощно погибнет, как наивный дурачок. Он может измерять звуковые волны, фотографировать сломанные кости, конструировать гигантских железных монстров, переговариваться через мили медного провода, но когда охотничья собака чует спрятавшегося вдалеке фазана, этот образованный комок нервов впадает в полное изумление. Явный факт того, что цивилизованный человек постепенно «теряет свои чувства». Если он продолжит «прогрессировать» в существующем темпе, через сравнительно недолгое время он не будет иметь ни обоняния, ни зрения, ни слуха.
Жуткие видения, вселяющие дурные предчувствия, Сверкают надо мною сквозь туман! Облако смога опускается, всё разъедая На европейскую землю, в зловонной копоти; … …Изливается, как дождь из пепла, На города Божий страшный суд… …Суетные самодовольные глупцы, свора пигмеев, Вырывают своих жертв из объятий славы; И с искривлёнными душами и спинами Сверкают будто гномы жадными глазами, На золотую блестящую ложь. [184]
Лучше деградировавшим людям быть полностью истреблёнными.
На кафедре естественной истории аксиоматичным считается то, что все типы живых существ, от простейших до человека, существуют и разводятся через и посредством разрушения более слабых соперников, принадлежащих к тому же или к родственному виду. Так, большие рыбы поедают маленьких рыб — большие деревья (впитывая и монополизируя питательные вещества) «поедают» маленькие деревья — сильные животные поедают слабых животных и так далее — до бесконечности. Человек — не исключение. Воинственные и властные народы всегда были ненасытными пожирателями мяса, и большинство из них были также пожирателями людей. Бойни христианского мира смердят от миллионов и миллионов забитых животных, этот человек — царь зверей — может день за днём пожирать плоть, пить кровь и глодать кости. Каннибализм ещё не истреблён в далёких землях и известен в центрах наших горделивых цивилизаций. С первым великим революционным катаклизмом его возрождение в гигантских масштабах не является таким уж невозможным. В течение одиннадцатого века человеческая плоть была приготовляема, продаваема и поедаема в Англии, и англичане могут вновь возвратиться к антропофагии, если импортирование съестных припасов будет внезапно полностью прекращено вследствие природных потрясений или же военных действий. Экипажи потерпевших кораблекрушение кораблей неоднократно спасались лишь тем, что бросали жребий и пожирали некоторых из своего состава, а потерпевшие кораблекрушение нации (нагруженные до самых люков бурлящими грузами гниющих никчёмных неопределённостей) могут быть также принуждены к этому. Бесчисленны фольклорные легенды, связанные с древними и современными пожирателями людей. Церемониальные человеческие жертвоприношения на алтарях перед идолами вполне распространены. В Мексике и в Древней Британии прелаты разделывали своих жертв (обычно молодых девственниц) публично под аккомпанемент музыкальных инструментов, под распевания прекрасных литургий и под выкрикиваемую чернью «осанну». [185] Современный прелат не работает неотделанным закопчённым тесаком, но использует другие виды оружия, в десять раз более острые и более разрушительные. Вместо каждого «приносимого» в старые времена человеческого жертвоприношения сегодня совершаются миллионы.
Профессор Гексли[186] красочно описывает лавку африканского мясника, где в розницу постоянно продавались человеческие бифштексы, куски для жаркого и филейные части. Йозеф[187] рассказывает нам о матерях, которые съели собственных детей во время осады Иерусалима. Человеческая плоть также поглощалась и во многих недавних осадах. Восточные предания о короле Ричарде Львиное Сердце[188] свидетельствуют, что однажды, присутствуя на пиру мусульманских глав, он мрачно отметил реальную действительность: «Один поджаренный сарацин[189] был бы хорошим угощением для девяти из десяти моих добрых христиан». Английский рифмоплёт, участник крестового похода, даже гордится этим:
«Король Ричард поручится, Что нет плоти питательнее Для англичанина; Не куропатка это, не ржанка, не цапля и не лебедь, Не корова, не бык, не овца и не свинья, Но (поджаренная) голова сарацина».
Всё ещё могут быть обнаружены весьма смышлёные аборигены Новой Зеландии, которые с явным смаком описывают, как (в сравнительно недавние времена) они утоляли свой ненасытный голод, пируя всю ночь напролёт жареной плотью врагов, которых они поразили своими томагавками днём. Также не в редкость послушать старых бывалых татуированных воинов, рассказывающих, как они сгоняли подобно скоту военнопленных и откармливали их, пока те не становились подходящими для племенной печи (созданной раскаляемыми докрасна камнями, которыми выстилалось овальное углубление в земле), как затем выбирались самые упитанные, как выводили одного за другим, методично пускали им кровь, потрошили и подвешивали за пятки на растущие по соседству деревья — прямо как на наших скотобойнях и в мясных магазинах выставляются на продажу овцы, свиньи и телята. У маори[190] также было поверье, что если человек убивает и поедает своего врага, то этим самым он впитывает жизненную энергию убитого, его силу и отвагу. В зарождающейся колонии Новой Зеландии миссионеры, солдаты, китобои и пионеры были часто приготавливаемы и съедаемы, но по эпикурейскому мнению, согласно распространившемуся соглашению, «плоть Пакеха»[191] была признана дурной, в основном потому, что она была «слишком жёсткой и слишком солёной». Во время войны за выход одиннадцати южных штатов из Союза несколько северных пехотинцев, случайно попавших в заточение в рудниках Виргинии, время от времени поедали одного из своих товарищей, и последний из них (Джон Эвинг), умирая от голода, оставил описание произошедшего, запечатав его во фляжке. История Соуни Бина хорошо известна, как и античные легенды о циклопах, о гигантах, о быке Фалариса, о бойнях Молоха и о Полифеме Гомера. [192] Антропофагия практиковалась в Австралии, в равной степени белыми и чёрными. В Новой Гвинее и в некоторых частях Африки поедание людей до сих пор является вполне заурядным обычаем. Маркус Кларк[193] описывает, как англичанин Гоббет, каторжанин из Ботани, [194] подбил своих товарищей сбежать вместе в ним (в буш[195]) для того только, чтобы использовать их для праздничного пира, грызя их сочные кости и высасывая из них костный мозг. По всему европейскому континенту распространён популярный религиозный предрассудок, что еврейские раввины похищают христианских мальчиков и девушек, чтобы использовать их кровь для обмазывания притолок и косяков дверей во время пасхи и для других церемоний. [196] Сходное обвинение предъявлялось ранним христианам, и оно, судя по вердиктам, было даже доказано императорским законодательным судом. Человеческий жир регулярно поступает в продажу в современных аптеках, а человеческие головы даже сегодня остаются ходовым товаром в Южных Морях. В тумане нашего прошлого существовали мистические братства, чьи инициатические обеты верности и клятвы хранения тайны до самой смерти заключались в питье крови из черепа под эмблемами безжалостной смерти, с приставленными к горлу кинжалами. Камни фундамента многих знаменитых строений, дворцов, замков и монументов были символически заложены на живое человеческое тело — например, камни фундамента Кремля. Разве божественная литургия — не аллегория антропофагии? Разве это не периодический благочестивый каннибальский пир в большей степени, чем что бы то ни было? Разве вино не символизирует человеческую кровь, а облатка не олицетворяет человеческую плоть? Метафорически говоря, каждое занимающееся торговой деятельностью христианское государство есть мясная ярмарка, где плоть, кости и кровь не только мужчин, но также женщин и маленьких детей продаются и покупаются ежедневно — плоть, кости и кровь номинально «принесённых в жертву» ради «любви к Богу», но на самом деле ради любви к доллару. Самые отвратительные зверства ежедневно, ежечасно происходят не только в Турции и в Сиаме, но и в Нью-Йорке и Чикаго, не только на Кубе и в Порт-Артуре, но и в Лондоне, Мадриде и Париже, не только в Машоналанде[197] и Конго, но и в Санкт-Петербурге и Берлине. Повсюду мужчины, женщины и маленькие дети влачат голодное существование, работают до изнеможения, сходят с ума от действия законодательства и даже доводятся медленными пытками до смерти. Великие финансовые корпорации (за которыми стоит государство), управляемые в основном евреями, буквально вычеканивают великие империи в золотые дивиденды. В списках акционеров кредитных банков и вообще любых пожирающих людей институтов могут быть найдены тысячи имён епископов, попов, проповедников, генералов, губернаторов, государственных чиновников и других плотоядных. Тот, кто сомневается, должен просмотреть официальные списки акционеров и узреть длинные ряды содержащихся в них прославленных имён, принадлежащих священникам высших рангов, филантропам и правителям. Каннибализм практиковался в Древней Греции в период расцвета её культуры. Геродот[198] описывает азиатские пиры, на которых человеческая плоть была главным блюдом, а тибетцы до конца тринадцатого столетия имели привычку варить из своих родителей мясной бульон. Всё ещё существуют братства, в которых новичок не признаётся до тех пор, пока он не убьет человека. Среди дауков[199] (как и среди наших собственных предков) юноша никогда не считается достигшей зрелости личностью, способной основать семью, пока он не убьёт по крайней мере одного врага в бою. Индийские таги (религиозная секта)[200] довели согласно стратегии жестокости науку священного убийства до такого уровня совершенства, что их никто так и не превзошёл — даже Грант или Мольтке. [201] Киндеравы в Индии ввели в регулярную практику поедание своих больных, старых, дряхлых и ненужных родственников, точно так же, как волки нападают на любого из своей стаи, если во время охоты он был серьёзно ранен. В землях Суматры нарушители закона никогда не заключаются в тюрьму и не сажаются на электрический стул, а разделываются и поедаются заживо — кусок за куском. Капанагуги в Южной Америке делают свои желудки могилами умерших родственников. Похороны для них — это банкет, закусывание трупом. Жители Огненной Земли перерезают горло всем старым женщинам и пожирают их. Монбутты в Центральной Африке ведут жестокие войны, чтобы добыть плоть. Они также сушат человеческое мясо на солнце и коптят его на экспорт. Во время тайпинского восстания китайские солдаты (подчинявшиеся генералу Гордону)[202] имели обыкновение вырезать и пожирать сердца своих погибших врагов (на поле боя), как маори и бритты. Древние богатые перуанцы специально содержали любовниц, чтобы те выращивали грудных младенцев — для стола. Когда эти женщины становились слишком стары для выкармливания детей, они также отправлялись в кастрюли, как бесполезные иждивенцы. В 1782 году более сорока цыган были казнены в Австрии после доказанных обвинений в каннибализме. Дело пастуха Голдсмита также не должно быть забыто, как и жуткие лондонские легенды о том, что сосиски изготавливаются из мёртвых кошек, собак, нищих и убитых моряков. Древние скандинавы, тевтоны, кельты (смотри Св. Иеронима[203]), сирийцы, монголы, сарматы, кананиты, [204] готы и гунны — все были антропофагами. Несомненно, детальные описания того, как люди пытали друг друга ради удовольствия, мести или выгоды, заполнили бы 10 000 томов. Ни один человек за свою жизнь не может прочитать и осознать все ужасы, которые совершались, скажем, в Лондонском Тауэре, в Парижской Бастилии, в подвалах Испанской Инквизиции или в казематах тюрем на Рейне, на Мосту Плача, Босфоре или в аду тюрем Чикаго, Ньюгейта, Мазаса, Сибири, Синг-Синга, Новой Каледонии, Ботанического Залива или Земли Ван-Димена. Хладнокровная жестокость человека к человеку, словно вырвавшаяся из ада, превосходит всё, что могут вообразить себе поэты-оригиналы. Каннибализм, несомненно, появился среди перенаселённых народов в каком-то доисторическом веке. Среди современных народов (цивилизованных и диких) он существует единственно как пережиток социальных условий, давным-давно истёкших. В какую-то давнюю эру крайне загадочной истории мира человеческие животные размножались кишащими мириадами, как они это делают и сейчас, пока, наконец, на поверхности земли стало едва хватать места на всех. Затем воздух наполнился зловонными испарениями их немытых тел, породил истребляющую чуму, холеру, оспу, проказу, отравляя колодцы и реки, и превращая вавилоны в склепы и могилы. В таких условиях разведение домашнего скота для употребления в пищу, возможно, стало слишком дорогим и обременительным. Может быть, даже рогатый скот был унесён какой-нибудь порчей или чумой. При таких ужасных обстоятельствах оставшиеся в живых могли из необходимости обратиться к антропофагии. Постепенно новая привычка нравилась им всё больше, и в конце концов она стала устоявшейся традицией. Дошедшие до наших дней осколки доисторических цивилизаций — это дикари-каннибалы сегодняшнего дня, дикари, которых мы переселяем, заточаем в резервации, чтобы поработить их и вновь повторить всё тот же скучный цикл роста, силы и упадка. Останки погибших солдат, вырытых на полях битв, обладают стабильной коммерческой ценностью. Их импортируют в Англию, чтобы химически обработать и произвести из них удобрения, дабы обогатить истощённые пшеничные поля. Человеческие волосы постоянно имеются в продаже, а «кадавры» для вскрытия могут быть приобретены в любом большом городе наложенным платежом. Дубление человеческой кожи для изготовления перчаток и переплёта книг (Мёдон! [205]) является старинным укоренившимся производством. Переливание больным крови животных и здоровых людей (за определённую плату) регулярно практикуется медиками. Была также успешно проведена и прививка плоти, костей и кожи. Американские шерифы и детективы ловят бродяг и бандитов при помощи специально натренированных блодхаундов, точно так же русские охотятся на волков, а разводящие овец фермеры — на койотов и динго. Никоим образом не странно то, что негров ловили, привязывали к столбу, свежевали заживо, вымачивали в керосине и сжигали под ликующие вопли корибантского[206] наслаждения. Римские сенаторы откармливали своих миног и угрей истерзанными телами старых отслуживших своё рабов, а жёны патрициев и матроны (оттопыренным большим пальцем) отправили к праотцам множество гладиаторов. Ибо по врождённой жестокости деяний ни одно животное не может превзойти женщину. В магометанской Европе[207] мальчиков кастрировали ланцетом, чтобы их можно было совершенно безопасно использовать в качестве служителей гаремов, а в христианской Европе «евнухи делались, обучались и оценивались, дабы петь гимны воскресшему Христу». Молодых девушек продавали и покупали по ночам за наличные, как собак и лошадей на городских перекрёстках, и на прибыли вольного многомужества «столпы церкви» становись миллионерами. Даже зарплаты мечущих громы и молнии евангелистов выплачивались из ренты Рахаб. [208] Купания в человеческой крови хорошо известны изучающим историю; Джек Потрошитель со своими письмами начальнику полиции Лондона, написанными кровью проституток, к которым прилагались куски их поджаренной печени, несомненно, не является выдуманной древней легендой. [209] Это ли летопись рода «дорогих возлюбленных братьев»? Что за лживая насмешка все эти святые фразы, не так ли? — братство человеческое! Ха-ха! Скорее, братство дьяволов! Аллегорически говоря, те одежды, которые мы носим, дома, в которых мы живём, книги, которые мы читаем, были вырезаны (насильно) из костей и плоти других людей. Все эти вещи в прямом смысле являются шкурами, сухожилиями, плотью, пульпой и шерстяным покровом пленённых животных, переработанными человеческим рабством в одеяния, пиломатериалы, инструменты, мысли, ботинки и ежедневные обеды. Несомненно, клыки человека направлены против всех других живых существ, а их клыки — в свою очередь против него. Это продолжается, и продолжается, и продолжается так же весело, как звенят свадебные колокольчики. Vо; victus! [210] И узрите, что это хорошо! Этот мир — не нирвана, где струится тихое блаженство. Это ужасная лавка мясника, где рядами висят тела убитых людей.
С научной точки зрения от поедания пленённых быков, лошадей, овец, кроликов, оленей, свиней и так деле до поедания пленённых людей — всего лишь один шаг. Это может быть игрой на расшатанных нервах — напрямую жёстко произнести все эти ужасные факты. Как бы то ни было, невозмутимые и рассудительные читатели должны признать, что человек — это не милый безобидный маленький херувим, и даже не «ягнёнок», но свирепейший, самый лютый, самый коварный и самый кровожадный из всех позвоночных. Он есть сражающееся, странствующее, мародёрствующее, похотливое, каннибальское животное, по большому счёту — король искусной плотоядности. Когда он держит свой путь от своего жилища, «дикие звери» суши и птицы небес, даже самые отважные из них, затихают в безмолвии. Дрожа, удирают они от его тени (или от его распространяющегося по ветру запаха), прячутся, содрогаясь и трепеща от ужаса. Это разрушительная энергия человека, а вовсе не его альтруизм делает его абсолютным монархом всех просторов, и, тем не менее, как слаб он в сравнении с силами природы, что подарили ему существование! Но ни один другой зверь не встанет с ним лицом к лицу, если он может убежать — ни змея, ни тигр, ни волк. Конструктивно люди разработаны для причинения боли и для страдания от боли. Анатомия каждого человека есть тщательно продуманная инфернальная машина из нервов и костей — что-то вроде дышащего, передвигающегося Джагернаута[211] — эдакий величественный двигатель беспощадного жертвоприношения, который автоматически поддерживает горение своей топки новыми жертвами. Люди преследуют друг друга (или свою добычу) с исступлёнными воинственными криками и налитыми кровью глазами, как делают рыскающие в поисках добычи звери пустынь и джунглей. Человек пирует своей добычей с жадностью, крича и рыча со свидетельствующим о его жестокости торжествующим восторгом, прямо как волк, но он любит лицемерить — закатывать протестующие глаза к «небесам», проливать крокодильи слёзы над изрубленной, истекающей кровью, пульсирующей мертвечиной. Как экзальтированно он исполняет свои «Te Deum», «Kyrie Eleison», «Et in terra pax», «Glorias» и все свои аллилуйи, [212] когда с окровавленной пастью и раздутым брюхом зализывает зияющие раны! Как гимны разукрашенных краснокожих звучат его мстительные, посвящённые умершим песни, — столь яростно выкрикивает бледнолицый текст с раскрытой партитуры. Как голодный лев непроглядной ночью ревёт на полупустынных плато в Южной Африке или в гималайских джунглях, так пират англо-тевтон ревёт свой «Боевой гимн республики», свою «Правь, Британия, правь над волнами» или свой «Дозор на Рейне». [213] Точно так же, как мусульманский фанатик вопит «Аллах акбар! », когда режет ненавистных «христианских собак», жестокий англичанин кричит «гип-гип, ура! », направляя свой заточенный штык-нож во внутренности «нечестивых язычников», чью собственность он затем присваивает, потому что «бизнес есть бизнес, разве ты не знаешь». Человеческая анатомия, внутренняя и наружная, его глаза, его зубы, его мускулы, его кровь, его мозг, его позвоночник — всё говорит о битве, страсти, агрессии, жестокости и гордом эгоизме. Даже сами по себе компоненты человеческого тела находятся в постоянном состоянии междоусобной войны. Наш костный остов и пульсирующие ткани — это широкие арены кампаний, где микроскопические организмы в неисчислимых мириадах дерутся за свои эфемерные жизни, как мы делаем сами — зубами и когтями. Когда один рой микробов, бактерий или спор побеждает (в борьбе за питание), то может случиться, что болезнь или даже смерть нападает нас. Когда же вражеские толпы истреблены, тогда наша плоть, нервы и кровь становятся своими собственными счастливыми охотничьими угодьями, и наше здоровье возвращается — по крайней мере, пока бацилловые баталии не пожирают нас окончательно, или пока они сами не побеждаются и не истребляются более свирепыми роями микроорганизмов. Не так уж и невероятно, что сама эта земля — живой дышащий орга
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|