Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прибыль предприятий культуры и искусства, ее значение и расчет




Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хо­зяйствования организации, определяемый как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на произ­водство и реализацию.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли:

- валовая прибыль,

- прибыль (убыток) от продаж,

- прибыль (убыток) до налогообложения,

- прибыль (убыток) от обычной деятельности,

- чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где Содр операционные доходы и расходы; Свдр внереализационные доходы и расходы.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:

где Чдр чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

 

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Прибыль и рентабельность категории коммерческого сектора в культуре. В основном коммерческими (ставящими цель – получение прибыли) в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоу-бизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кино­театры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО.

59. Бюджетирование как метод финансового планирования в отрасли культуры

Бюджетирование – это элемент менеджмента, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов, ориентированных на управление организацией в стоимостных показателях.

Бюджетирование в культуре связано в реструктуризацией бюджетного сектора и подразумевает изменения в механизмах ее финансирования: постепенный отказ от постатейного финансирования и переход на финансирование по реальным показателям (результатам) культурной деятельности.

Бюджетная реформа наряду с административной задумана как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности государствен­ного управления. Декларируемой целью ее является повышение эф­фективности расходования бюджетных средств, а суть заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами. В этой связи в профессиональный лексикон прочно вошла аббревиатура БОР — бюджетирование, ориентированное на результат.

В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального зака­за (задания), определяемого приоритетами соответствующей куль­турной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента ра­ционализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.

Идеология БОРа перенимается во многом у голландцев и британцев. Изначально их подходы предполагали измерение конечных социальных результатов деятельности организаций культуры, т. е. выяснение того, что происходит в обществе — с населением, с семьями, городами и селами, с культурной средой. Измерение результатов деятельности собственно организаций культуры — качества, количества и разнообразия оказываемых ими культурных услуг — только первый шаг на этом пути, имеющий скорее вспомогательный характер.

Основополагающими для бюджетной реформы можно считать сле­дующие документы:

– Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 годах и на период до 2006 г., разработанные Минфином России в 2003 г. (далее — Принципы реструктуризации);

– План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджет­ного сектора на 2003—2004 годы, утвержденный распоряжением Пра­вительства РФ от 21.11.03 № 1688-р;

– "О мерах по повышению результативности бюджетных расхо­дов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджет­ного планирования"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249.Важнейшими составляющими комплексной реформы бюджетной системы являются реструктуризация бюджетного сектора и реформирование бюджетного процесса. Остановимся сначала на основ­ных направлениях первой из них.

В упомянутых выше Принципах реструктуризации подробно рас­писаны недостатки действующего механизма финансирования бюджет ных учреждений. С одними из них можно согласиться, с другими — нет. В целом же действующий механизм сметного финансирования счи­тается неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельно­сти бюджетного учреждения. Поэтому в рамках реструктуризации бюджетного сектора и предполагается переход от "обезличенного" финансирования сети учреждений культуры по смете к финансированию под результаты деятельности.

На современном этапе наиболее адекватными для культуры новыми формами бюджетного финансирования являются государственный (муниципальный) социальный заказ и нормативно-подушевое финансирование.

Государственный или муниципальный заказ — совокупность за­ключенных государственных или муниципальных контрактов на по­ставку товаров, проведение работ, оказание услуг за счет средств соот­ветствующего бюджета.

Социальный заказ предоставляется на конкурсной (договорной) ос­нове. Гарантированное же бюджетное финансирование обеспечивается путем внедрения нормативно-подушевого подхода, основными инстру­ментами которого выступают:

– подушевое финансирование (на потребителя);

– финансирование на единицу услуг.

В социальной сфере в целом большее распространение получило подушевое финансирование: в образовании идет привязка к учащемуся, в здравоохранении — к койкоместу и т.д. То есть эта форма подходит отраслям, которые оказывают стандартизируемые услуги конкретным категориям потребителей. Специфика услуг культуры — в их необяза­тельности и слабой стандартизируемости (в силу неповторимости и оригинальности каждой). С учетом этих отличий для культуры, на наш взгляд, более приемлемо финансирование на единицу услуг.

Все услуги культуры подразделяются на услуги, оказываемые непо­средственно потребителю, и услуги, оказываемые обществу (сообщест­ву) в целом, например, хранение музейных фондов. Последние в обязатель­ном порядке должны оплачиваться из соответствующих бюджетов.

Услуги культуры, оказываемые непосредственно потребителю, мо­гут предоставляться различными способами. Во многом это обусловле­но тем, что на рынке культурных услуг заказчик и потребитель зачас­тую разделены. Определенный объем услуг культуры может оплачивать сам потребитель— как собственными средствами, так и с помощью субсидий, полученных на эти цели из бюджета. Учредитель же должен оплачивать предоставление определенного объема услуг, которые он считает социально значимыми, или оказание услуг для отдельных кате­горий населения, например, социально незащищенных слоев. Кроме того, возможно выделение субсидий организациям на покрытие раз­ницы между затратами на предоставление услуг и их стоимостью.

Итак, к бюджетным услугам будут относиться услуги, оказываемые обществу, и услуги, оказываемые населению, оплаченные из средств соответствующих бюджетов в рамках обязательств, принятых на себя органами власти. Стоимость услуг, оказываемых обществу в целом, должна определяться только прямым счетом и нормированию не под­лежит. Для услуг, оказываемых населению, возможно установление нормативной стоимости. Похоже, что к широко используемым в нашем лексиконе иностранным терминам скоро добавится еще один: costing — установление стоимости услуг.

"Закупка" бюджетных услуг культуры означает установление парт­нерских, т. е рыночных отношений. Поэтому расчет финансовых норма­тивов следует вести исходя из рыночного уровня цен. Прежде всего, в стоимость услуг культуры помимо расходов на оплату труда (желатель­но с учетом интеллектуальной составляющей) должны включаться за­траты на содержание здания. При преобразовании бюджетного учреж­дения в автономное собственник не меняется, и бремя содержания соб­ственности должно оставаться на нем. Кроме того, при установлении цены необходимо учитывать затраты на приобретение оборудования, рекламу, связи с общественностью и т. д.

Изучение и обобщение опыта регионов по разработке финансовых нормативов свидетельствует, что практически ни в один из них расходы на содержание здания не были включены в полном объеме. Это вполне объяснимо, т.к. при определении реальной стоимости единицы услуг объем финансирования культуры возрастет в несколько раз, и бюджеты территорий вряд ли это выдержат. В то же время очевидно: из-за многолетнего недофинансирования этой сферы материально-техническая база многих учреждений культуры находится в неудовлетворительном со­стоянии, что делает невозможным решение поставленной Президентом РФ задачи повышения качества услуг.

После расчета укрупненных нормативов на единицу услуг может быть осуществлена их дальнейшая дифференциация. В этой связи целе­сообразно применять поправочные коэффициенты, например, за отда­ленность территории, сложность программ и т.д. Для организаций ис­полнительских искусств, видимо, должны разрабатываться два норма­тива— на подготовку и прокат программ.

Нормативы финансового обеспечения предоставления государст­венных (муниципальных) услуг культуры должны быть официально утверждены для конкретных субъектов РФ и муниципальных образова­ний. При этом на органы управления культурой ложится серьезная на­грузка— выстраивать отношения, с одной стороны, с финансовыми органами администрации, с другой, с учреждениями.

Объем выделяемых бюджетных средств определяется не только нормативной стоимостью единицы услуг, но и величиной планового здания по оказанию государственных (муниципальных) услуг культуры. Новые подходы к планированию предполагают более широкое приме­нение программно-целевых методов.

Возможно, новые подходы к планированию уже применяются в ря­де субъектов РФ, муниципальных образований и учреждений культуры, но широкой общественности об этом пока неизвестно.

Таким образом, внедрение "бюджети­рования, ориентированного на результат (БОР)" – попытка совершенствования способов и механизмов финансиро­вания бюджетных учреждений культуры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...