Прибыль предприятий культуры и искусства, ее значение и расчет
Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хозяйствования организации, определяемый как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на производство и реализацию. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.) Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: - валовая прибыль, - прибыль (убыток) от продаж, - прибыль (убыток) до налогообложения,
- прибыль (убыток) от обычной деятельности, - чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода). Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов: где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные: где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы. В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов). К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов). Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды): где Н – сумма налогов. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов: где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства. Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат): где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции. Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия. Прибыль и рентабельность категории коммерческого сектора в культуре. В основном коммерческими (ставящими цель – получение прибыли) в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоу-бизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кинотеатры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО. 59. Бюджетирование как метод финансового планирования в отрасли культуры Бюджетирование – это элемент менеджмента, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов, ориентированных на управление организацией в стоимостных показателях. Бюджетирование в культуре связано в реструктуризацией бюджетного сектора и подразумевает изменения в механизмах ее финансирования: постепенный отказ от постатейного финансирования и переход на финансирование по реальным показателям (результатам) культурной деятельности. Бюджетная реформа наряду с административной задумана как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности государственного управления. Декларируемой целью ее является повышение эффективности расходования бюджетных средств, а суть заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами. В этой связи в профессиональный лексикон прочно вошла аббревиатура БОР — бюджетирование, ориентированное на результат. В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального заказа (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики. БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов. Идеология БОРа перенимается во многом у голландцев и британцев. Изначально их подходы предполагали измерение конечных социальных результатов деятельности организаций культуры, т. е. выяснение того, что происходит в обществе — с населением, с семьями, городами и селами, с культурной средой. Измерение результатов деятельности собственно организаций культуры — качества, количества и разнообразия оказываемых ими культурных услуг — только первый шаг на этом пути, имеющий скорее вспомогательный характер.
Основополагающими для бюджетной реформы можно считать следующие документы: – Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 годах и на период до 2006 г., разработанные Минфином России в 2003 г. (далее — Принципы реструктуризации); – План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003—2004 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.11.03 № 1688-р; – "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249.Важнейшими составляющими комплексной реформы бюджетной системы являются реструктуризация бюджетного сектора и реформирование бюджетного процесса. Остановимся сначала на основных направлениях первой из них. В упомянутых выше Принципах реструктуризации подробно расписаны недостатки действующего механизма финансирования бюджет ных учреждений. С одними из них можно согласиться, с другими — нет. В целом же действующий механизм сметного финансирования считается неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения. Поэтому в рамках реструктуризации бюджетного сектора и предполагается переход от "обезличенного" финансирования сети учреждений культуры по смете к финансированию под результаты деятельности. На современном этапе наиболее адекватными для культуры новыми формами бюджетного финансирования являются государственный (муниципальный) социальный заказ и нормативно-подушевое финансирование. Государственный или муниципальный заказ — совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, проведение работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Социальный заказ предоставляется на конкурсной (договорной) основе. Гарантированное же бюджетное финансирование обеспечивается путем внедрения нормативно-подушевого подхода, основными инструментами которого выступают: – подушевое финансирование (на потребителя); – финансирование на единицу услуг. В социальной сфере в целом большее распространение получило подушевое финансирование: в образовании идет привязка к учащемуся, в здравоохранении — к койкоместу и т.д. То есть эта форма подходит отраслям, которые оказывают стандартизируемые услуги конкретным категориям потребителей. Специфика услуг культуры — в их необязательности и слабой стандартизируемости (в силу неповторимости и оригинальности каждой). С учетом этих отличий для культуры, на наш взгляд, более приемлемо финансирование на единицу услуг. Все услуги культуры подразделяются на услуги, оказываемые непосредственно потребителю, и услуги, оказываемые обществу (сообществу) в целом, например, хранение музейных фондов. Последние в обязательном порядке должны оплачиваться из соответствующих бюджетов. Услуги культуры, оказываемые непосредственно потребителю, могут предоставляться различными способами. Во многом это обусловлено тем, что на рынке культурных услуг заказчик и потребитель зачастую разделены. Определенный объем услуг культуры может оплачивать сам потребитель— как собственными средствами, так и с помощью субсидий, полученных на эти цели из бюджета. Учредитель же должен оплачивать предоставление определенного объема услуг, которые он считает социально значимыми, или оказание услуг для отдельных категорий населения, например, социально незащищенных слоев. Кроме того, возможно выделение субсидий организациям на покрытие разницы между затратами на предоставление услуг и их стоимостью. Итак, к бюджетным услугам будут относиться услуги, оказываемые обществу, и услуги, оказываемые населению, оплаченные из средств соответствующих бюджетов в рамках обязательств, принятых на себя органами власти. Стоимость услуг, оказываемых обществу в целом, должна определяться только прямым счетом и нормированию не подлежит. Для услуг, оказываемых населению, возможно установление нормативной стоимости. Похоже, что к широко используемым в нашем лексиконе иностранным терминам скоро добавится еще один: costing — установление стоимости услуг. "Закупка" бюджетных услуг культуры означает установление партнерских, т. е рыночных отношений. Поэтому расчет финансовых нормативов следует вести исходя из рыночного уровня цен. Прежде всего, в стоимость услуг культуры помимо расходов на оплату труда (желательно с учетом интеллектуальной составляющей) должны включаться затраты на содержание здания. При преобразовании бюджетного учреждения в автономное собственник не меняется, и бремя содержания собственности должно оставаться на нем. Кроме того, при установлении цены необходимо учитывать затраты на приобретение оборудования, рекламу, связи с общественностью и т. д. Изучение и обобщение опыта регионов по разработке финансовых нормативов свидетельствует, что практически ни в один из них расходы на содержание здания не были включены в полном объеме. Это вполне объяснимо, т.к. при определении реальной стоимости единицы услуг объем финансирования культуры возрастет в несколько раз, и бюджеты территорий вряд ли это выдержат. В то же время очевидно: из-за многолетнего недофинансирования этой сферы материально-техническая база многих учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, что делает невозможным решение поставленной Президентом РФ задачи повышения качества услуг. После расчета укрупненных нормативов на единицу услуг может быть осуществлена их дальнейшая дифференциация. В этой связи целесообразно применять поправочные коэффициенты, например, за отдаленность территории, сложность программ и т.д. Для организаций исполнительских искусств, видимо, должны разрабатываться два норматива— на подготовку и прокат программ. Нормативы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг культуры должны быть официально утверждены для конкретных субъектов РФ и муниципальных образований. При этом на органы управления культурой ложится серьезная нагрузка— выстраивать отношения, с одной стороны, с финансовыми органами администрации, с другой, с учреждениями. Объем выделяемых бюджетных средств определяется не только нормативной стоимостью единицы услуг, но и величиной планового здания по оказанию государственных (муниципальных) услуг культуры. Новые подходы к планированию предполагают более широкое применение программно-целевых методов. Возможно, новые подходы к планированию уже применяются в ряде субъектов РФ, муниципальных образований и учреждений культуры, но широкой общественности об этом пока неизвестно. Таким образом, внедрение "бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)" – попытка совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|