Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение культуры как фактора экономического развития современного общества.




Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного обще­ства:

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

Сфера культуры и искусства создает конкретные ра­бочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потен­циалом, осуществляет непосредственный вклад в раз­витие экономики конкретного региона.

Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии раз­влечений.

2. Прямое социальное влияние:

Культура и искусство обеспечивают социально-зна­чимые виды деятельности, организацию отдыха, по­зитивно влияют на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствуют духовному развитию личнос­ти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала,

В элитарной, массовой культурах, андерграунде пред­лагается разнообразие возможных образцов и моде­лей социального поведения.

3. Косвенное экономическое влияние:

• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые цен­ности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой де­ятельности.

• Такие современные технологии бизнеса и менедж­мента, как реклама, public relations, работа с персо­налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, не­возможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотруд­ничества с учреждениями и организациями сферы культуры.

• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче­ство делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим ме­ханизмом и инструментом формирования гражданс­кого общества, способного к саморазвитию.

• Культура и искусство повышают ценность окружаю­щей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха.

4. Косвенное социальное влияние:

• Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными собы­тиями.

Они выступают источником цивилизационного влия­ния и социальной организации, стимулируют творче­ство, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

Культура и искусство — коллективная память обще­ства, неисчерпаемый источник культурно-историчес­кого наследия и творческих идей для будущих поко­лений.

Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают сте­пень социализации личности, способствуя профилак­тике и сокращению девиантного и асоциального по­ведения.

Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием со­временных технологий.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является систе­мообразующим фактором консолидации и развития об­щества в национальном и региональном масштабе.

Так, экономика любого региона во многом связаны с его позициями на рынке куль­турных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туриз­ма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль, в которой играет формирование и продвижение при­влекательного образа города. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощ­ным катализатором деловой активности в городе.

Культура в современном обществе во все большей сте­пени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого раз­вития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного соци­ального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д.


[1] Так, по данным социологических исследований, проведенных в 1993-1995 гг., доля зрителей со сформированными предпочтениями конкретного театра, либо определенного жанра, пьесы, музыки, либо конкретных режиссеров и исполнителей составляла 39% театральной аудитории (см.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998. С. 229-246).

[2] Например, во Франции кредо государственного отношения к сфере культуры было выражено в лозунге "Культура - это нефть Франции". Его авторство принадлежит Жаку Лангу, который занимал пост министра культуры в 1980-е гг. и за период своей деятельности удвоил бюджет министерства культуры.

[3] Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресур­сы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс.

[4] Так, образовательные организации культуры отнесены в ОКВЭД к отрас­ли образование (подраздел 80), управленческие организации к отрасли «Го­сударственное управление» (подраздел 75 ОКВЭД), издательства книг, журналов, звукозаписей и др. к «Издательской И полиграфической деятельности» (раздел Д) и т.д.

[5] В соответствии с указанным законом, перемещенные культурные ценно­сти - это те, которые были вывезены с территории Германии и союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и рас­поряжениями других компетентных органов в осуществление компенса­торной реституции. Компенсаторная реституция - обязанность государства компенсировать вред, причиненный им другому государству, путем пере­дачи потерпевшему государству предметов того же рода, что и незаконно вывезенные или разграбленные.

 

[6] Ценовая дискриминация - продажа в один и тот же момент одного про­дукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оп­равдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных кате­горий посетителей - студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.

[7] Локализация - ограничение распространения какого-либо явления каки­ми-либо пределами; связанность с определенным местом.

[8] Ценовая дискриминация - продажа в один и тот же момент одного про­дукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оп­равдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных кате­горий посетителей - студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.

 

[9] Названия этих органов не единообразны, поскольку определя­ются самостоятельно законодательством каждого субъекта феде­рации (например: дума, законодательное собрание, народный хурал и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...