Значение культуры как фактора экономического развития современного общества.
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества: 1. Прямой вклад сферы культуры в экономику: Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений. 2. Прямое социальное влияние: Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала, В элитарной, массовой культурах, андерграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения. 3. Косвенное экономическое влияние: • Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности. • Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры. • Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию.
• Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха. 4. Косвенное социальное влияние: • Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями. Они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения. Культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений. Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения. Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий. С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе. Так, экономика любого региона во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль, в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.
Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д. [1] Так, по данным социологических исследований, проведенных в 1993-1995 гг., доля зрителей со сформированными предпочтениями конкретного театра, либо определенного жанра, пьесы, музыки, либо конкретных режиссеров и исполнителей составляла 39% театральной аудитории (см.: Художественная жизнь современного общества. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998. С. 229-246). [2] Например, во Франции кредо государственного отношения к сфере культуры было выражено в лозунге "Культура - это нефть Франции". Его авторство принадлежит Жаку Лангу, который занимал пост министра культуры в 1980-е гг. и за период своей деятельности удвоил бюджет министерства культуры. [3] Ряд специалистов дополнительно относят к экономическим энергетические ресурсы, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс. [4] Так, образовательные организации культуры отнесены в ОКВЭД к отрасли образование (подраздел 80), управленческие организации к отрасли «Государственное управление» (подраздел 75 ОКВЭД), издательства книг, журналов, звукозаписей и др. к «Издательской И полиграфической деятельности» (раздел Д) и т.д. [5] В соответствии с указанным законом, перемещенные культурные ценности - это те, которые были вывезены с территории Германии и союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных органов в осуществление компенсаторной реституции. Компенсаторная реституция - обязанность государства компенсировать вред, причиненный им другому государству, путем передачи потерпевшему государству предметов того же рода, что и незаконно вывезенные или разграбленные.
[6] Ценовая дискриминация - продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных категорий посетителей - студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы. [7] Локализация - ограничение распространения какого-либо явления какими-либо пределами; связанность с определенным местом. [8] Ценовая дискриминация - продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разницей в издержках производства этого продукта. Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры льготных категорий посетителей - студентов, пенсионеров, военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние спектакли, сеансы.
[9] Названия этих органов не единообразны, поскольку определяются самостоятельно законодательством каждого субъекта федерации (например: дума, законодательное собрание, народный хурал и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|