Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос населения на культурные блага: факторы и проблемы его формирования




 

Спрос - это количество товаров или услуг, которое потреби­тели могут приобрести на рынке в определенный период времени по определенной цене.

Субъектами спроса на продукцию культуры, являются, во-первых, граждане - потребители культурных благ, удовлетворяю­щие с их помощью свои культурные потребности, во-вторых, государственные и муниципальные органы управления культурой – заказчики определенной культурной продукции, реализующие культурную политику и конкретные культурные программы.

Граждане, индивидуальные потребители, как субъекты спроса представляют собой неоднородную группу с точки зрения развитости их культурных предпочтений. Одна их часть, наиболее многочисленная, - это потребители с недифференцированными культурными потребностями. Организуя свое свободное время, они могут быть в равной степени удовлетворены в результате посещения кинотеатра, цирка, концертного зала. Для этой группы потребителей культурные продукты, создаваемые разными организациями культуры, - продукты - заменители (субституты). Другая часть - потребители с развитыми, а потому дифференцированными культурными предпочтениями. Они предъявляют спрос на определенный культурного продукта (например, театральные услуги), на определенную организацию, создающую этот вид продукта (например, театр «Современник»), определенного режиссера, актера. Круг продуктов - заменителей для них сужен, а в предельном случае субституты отсутствуют вовсе. Продукт, на который они предъявляют спрос, для них уникален.

Спрос со стороны органов управления культурой предъявляется на услуги организаций культуры, реже - на культурные программы или проекты. Круг организаций, получающих бюджетные средства, исчерпывается государственными и муниципальными организациями культуры традиционных видов (библиотеки, клубные учреждения, музеи, театры и т.д.).

Динамика платежеспособного спроса на продукцию культуры зависит уровня цен на нее, доходов граждан, бюджетной и культурной политики государства и муниципальных образований, а также ряда социально-культурных факторов.

Степень воздействия на спрос определяющих его факторов (цены уровня доходов потребителя и др.) описывается термином эластичность и измеряется показателями эластичности спроса. Спрос считается эластичным, если степень изменения цены (дохода и других факторов, влияющих на спрос) меньше степени изменения количества купленных товаров (услуг). Например, цена на услугу увеличилась на 10 %, а спрос упал на 15 %. И наоборот, спрос эла­стичен (негибок), если степень изменения цены (доходов и др. фак­торов) выше степени изменения количества купленных товаров (ус­луг). Например, в случае если увеличение цены на услугу на 15 % вызвало падение спроса на 10 %.

Степень влияния факторов спроса в целом различна у товаров и услуг, удовлетворяющих разные группы потребностей. Так, спрос на товары и услуги, удовлетворяющие жизненно важные потребно­сти (в еде, одежде, коммунальных услугах, особенно в товарах и ус­лугах первой необходимости), в целом менее подвержен влиянию цен и уровня доходов.

Спрос на товары и услуги, не относящихся к жизненно важным, особенно те, которые потребители воспринимают как роскошь, более эластичен.

Культурные потребности не входят в число жизненно важный, базовых, многие виды культурных потребностей можно отнести к потребностям в роскоши (например, коллекционирование произведе­ний искусства). Для значительной части российских граждан, третья часть которых находится за чертой бедности, предметами роскоши пока являются и услуги театров, концертных залов, кинотеатров:

Сегодня спрос на культур­ные продукты на американском рынке можно назвать не гибким, в связи с тем, что для большей части населения продукты культуры перестали быть роскошью, и, как подтверждают расчеты показате­лей эластичности, мало подвержен динамике цен и доходов.

В условиях низкого уровня среднедушевых доходов спрос российских граждан на культурные услуги в целом значительно за­висит и от уровня цен на эти услуги, и от уровня доходов самих по­требителей, особенно если вкусы их (культурные потребности) могут быть удовлетворены субститутами (заменителями). При этом наиболее эластичен спрос на услуги концертных и выставочных за­лов, театров, наименее эластичен - на литературу «легких жанров», газеты, журналы. В столичных городах, где выше уровень доходов, шире слой богатого наследия и многочисленна группа «привержен­цев культуры» (театралов, киноманов, библиофилов и т.д.), спрос на культурные продукты, особенно «новинки сезона», или «события сезона» обычно не гибкий.

Высокая чувствительность потребителей культурной продукции к конъюнктуре рынка указывает на одну из важнейших особенностей рынка - ограниченной возможности роста цен: даже незна­чительное их повышение может привести к переключению потреби­телей на другие виды культурной продукции или вообще к уходу с рынка культуры. Высокая эластичность спроса на культурную продукцию требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен и скидок в зависимости от изменения спроса.

Органы управления культурой как субъекты рынка предъяв­ляют спрос на культурную продукцию в форме государственного и: муниципального заказа на общественные и социально значимые блага. Величина этого спроса зависит от готовности потребителей платить за культурные блага, заказываемые органами управления. Эта готовность выявляется с помощью механизма общественного выбора при голосовании избирателей - налогоплательщиков и определяет культурную политику государства и муниципальных образо­ваний. Непосредственно потребители не производят денежной оплаты этих благ, поскольку оплачивают их косвенно с помощью налогов. Это позволяет трактовать налог как цену, уплачиваемую потре­бителями за общественные и социально значимые блага, заказчиками которых являются органы управления культурой.

Среди факторов спроса на культурную продукцию есть внеэкономические, социально-культурные. К ним следует отнести моду, традиции в потреблении, формируемые обществом, семьей, а также, так называемый, эффект снобизма – потребление, побуждаемое стремлением принадлежать к привилегированным слоям общества, к социальному престижу.

В значительной степени спрос на культурные блага зависит и от уровня культуры потребителя. Чем более развит художественный вкус, чем дифференцирована культурная потребность, тем дина­мичнее спрос потребителя. Чтобы понимать и ценить произведения культуры, сложное искусство, нужна длительная практика его по­требления. Накопленный культурный капитал потребителя стано­вится мотивом его спроса на культурные блага.

Названные социально-культурные факторы делают спрос на культурные продукты более устойчивым к влиянию уровня цен и доходов потребителей.

Потребление культурных благ, осуществляемое как в рамках домохозяйств, так и на рынке, происходит в свободное время потребителя. Объем и структура свободного времени также определяют величину спроса на культурную продукцию и его динамику. В то же время сама величина свободного времени находится под влиянием разнонаправленных тенденций. С одной стороны, индустриализация домашнего труда сокращает затраты труда и времени на ведение домашнего хозяйства и увеличивает объем свободного времени. С другой стороны, экономическая нестабильность вынуждает членов домохозяйств диверсифицировать источники получения доходов, искать дополнительную работу, получать новую специальность, и это ведет к сокращению объема свободного времени.

Вместе с тем рост производительности труда придает времени высокую рыночную ценность. Время, затрачиваемое на досуг, ста­новится более дорогим, поэтому потребители стараются увеличить объем полезности, полученной в час. Возникает тенденция к пере­распределению свободного времени из одних сфер в другие, в кото­рых отдача выше.

Названные тенденции увеличивают конкуренцию за покупателя между организациями, осваивающими свободное время, интен­сифицируют режим их работы, труд работников, заставляют искать и использовать конкурентные преимущества в борьбе за спрос.

В связи с тем, что потребление благ культуры происходит в свободное от работы потребителей время, интенсивность спроса на продукты культуры в течение года и в течение суток неравномерна. Так, из-за того, что отпуск у значительной части населения совпада­ет с летним периодом, спрос на услуги организаций культуры тра­диционно падает в это время, в связи с тем, что люди используют альтернативные способы проведения досуга, например, туризм. В зимний период интенсивность спроса на культурные услуги меняет­ся в течение суток, многократно возрастая в вечерние часы, потому что свободное время у большинства потребителей приходится на вечер.

Таким образом, на платежеспособный спрос влияет большая группа экономических и социально-культурных факторов. Спрос на бесплатные услуги зависит, главным образом, от социально-культурных факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...