Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция в сфере культуры, ее влияние на деятельность организаций культуры.




Конкуренция – форма цивилизованной борьбы за лучшие условия хозяйствования.

Виды конкурентных рынков: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Отличаются следующими параметрами: количество производителей и покупателей, условия входа на рынок, дифференциация (придание отличительных черт) продукта, контроль над ценами.

Рассмотрим данные параметры применительно к рынку продукции культуры.

а) Численность покупателей и степень их влияния на установление рыночной цены

Численность индивидуальных покупателей на рынке культуры велика. Объем покупок каждого мал по отношению к размеру рын­ка, поэтому индивидуальные покупатели не оказывают влияние на установление цены.

Государственный (муниципальный) орган культуры - покупа­тель неразобщенный. На рынке определенной территории (государ­ства в целом, муниципального образования) он является единствен­ным заказчиком общественных и социально значимых благ культу­ры от лица сообщества. Эта ситуация на рынке, при которой отсут­ствует конкуренция покупателей, в экономической теории называет­ся монопсонией.

Спрос монопсониста - единственного покупателя - имеет значительное влияние на установление цены. А в рассматриваемой ситуации, когда монопсонист - государственный орган управления, спрос базируется на отношениях административного подчинения.

б) Численность продавцов и степень их влияния на установление рыночной цены

Для рынков услуг (а именно услуги являются основной фор­мой продукции культуры) характерна пространственная локализация. Основные свойства услуги - единство времени и места, невоз­можность транспортировки и хранения - вынуждают их продавцов (производителей) находиться в непосредственной близости к потре­бителю. В этих условиях вокруг продавца формируется определен­ный круг покупателей его продукции, для которых продавец высту­пает как монополист. Речь идет о территориальной монополии, ко­торая складывается, например, в определенном населенном пункте (микрорайоне города, селе и т.д.) в отношении услуг местной биб­лиотеки, парка культуры, музея, кинотеатра.

Более того: государство как главный субъект размещения ор­ганизаций культуры, реализуя конституционное право граждан на пользование достижениями культуры, стремится равномерно рас­средоточить организации культуры в соответствии с размещением населения и тем самым целенаправленно создает зоны территори­альной монополии. В результате каждый районный город обяза­тельно имеет один краеведческий музей, областной город - один цирк и театр кукол, город республиканского подчинения - театр оперы и балета и т.д. Каждая из названных организаций является единственной на своем рынке, и даже если появляются другие про­давцы аналогичных услуг, например, частный театр, частная гале­рея, завоевать сложившийся рынок, полностью переключить на себя потребителей им вряд ли удается.

В больших городах производителей (продавцов) продукции одного вида может быть несколько, и для потребителей с недиффе­ренцированными потребностями их продукция будет воспринимать­ся как услуги-субституты. Однако и в этой ситуации объем продаж каждого продавца достаточно велик по отношению к размеру рынка.

Для потребителей культуры с дифференцированными художе­ственными (культурными) пристрастиями рынок одного вида куль­турных продуктов в большом городе будет замыкаться на одном­-двух продавцах (организациях или частных лицах).

Такая локализация будет вызвана не пространственным рас­положением продавцов услуги, а ее качеством и приверженностью к нему покупателя (услуга-предпочтение).

Таким образом, локализация рынка культуры, связана она с месторасположением производителя/покупателя или с дифферен­циацией продукта, его особым, уникальным для потребителя каче­ством, будет означать, что в границах этого рынка число продавцов находится в интервале «один-несколько», объем продаж каждого - в интервале «100% - достаточно велик», а степень влияния продавца на цену в интервале «цену устанавливает продавец - продавцы име­ют возможность воздействовать на установление цены».

в) Условия входа на рынок

Условия входа на рынок той или иной отрасли связаны с отсутствием/наличием барьеров вступления на рынок новых произ­водителей, позволяющим (затрудняющим) организацию нового производства. Под барьерами входа понимаются все факторы объектив­ного или субъективного характера, которые препятствуют новым предприятиям организовать производство.

Для вступления на рынок культуры новых производителей имеются определенные ограничения:

– ограничение спроса рынка культуры (емкости рынка), свя­занное с низкой платежеспособностью российского населения, а также подчиненный характер культурных потребностей по отноше­нию к базовым, физиологическим потребностям, является серьез­ным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурен­тами и делает данный рынок в целом малопривлекательным по при­чине низкого уровня прибыльности И высокого уровня инвестици­онного риска;

– значительные затраты на подготовку и найм персонала, связанные с высоким образовательным цензом работников для орга­низаций культуры;

– барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат, имеющемся в отраслях естественных монополий (территориальная и продуктовая монополия, о которых было сказано ранее, относятся к числу естественных) и связанном с тем, что завладеть таким рынком требуется больше затрат, чем удержать его, что ставит старые фир­мы в преимущественное положение с потенциальными конкурента­ми - новыми организациями;

– барьеры, связанные с владением таким ресурсом, как уни­кальные способности (талант) производителей культурных благ ­художников, актеров, певцов;

– патенты, авторские права и лицензии (правовые барьеры), выдаваемые государством, предоставляют их владельцам исключи­тельные права контролировать производство определенного продук­та и защищают от конкурентов.

Названные ограничения затрудняют появление на рынке куль­туры новых производителей, как следствие, ограничивают конку­ренцию и поддерживают контроль над ценами имеющихся в отрасли производителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...