Классификация и основные черты продуктов отрасли культуры
Продукт – результат труда и средство удовлетворения потребности. Полезность вещи как предмета потребления, наличие у нее свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности называется потребительной стоимостью. Потребность в культурной деятельности удовлетворяется в процессе потребления культурного блага. Следовательно, продукты культуры тоже обладают потребительной стоимостью. Особенности потребительной стоимости культурных благ: 1. В основе разнообразных видов культурных благ лежит система художественных образов. Художественный образ – это мысль, идея, представление, выраженное в конкретно-чувственной форме. Это специфическая форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств автора произведения. Художественный образ рождается в воображении автора, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, пантомимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего художественный образ зрителя, слушателя, читателя. 2. Культурные блага отличаются высокой дифференциацией качества. Культурные блага создаются трудом, имеющим в значительной мере творческий характер, основные черты которого – уникальность и невоспроизводимость. Даже копия картины, выполненная художником, является самоценным произведением искусства. Каждый театральный спектакль – штучный продукт, отличающийся по своим качественным характеристикам. Невозможность точного повторения (невоспроизводимость) воздает множество уровней качества создаваемых культурных благ и уникальность каждого блага. 3. В производстве культурных благ используется наиболее редкий экономический ресурс – творческие способности работника и талант как высшая степень их проявления. Исключительная естественная производительная сила – талант – позволяет производить оригинальные, уникальные культурные блага.
4. Культурные блага отличаются многогранностью и комплексностью воздействия на потребителя. Помимо эстетического наслаждения и развития, потребление культурных благ образовывает, социализирует личность, является средством рекреации. 5. Потребление культурных благ характеризуется неопределенностью конечного результата воздействия. Предметом труда в сфере культуры является человек, потребитель. Результат «культурного производства» будет зависеть от его интеллектуального и эмоционального уровня, а значит от факторов, не имеющих непосредственного отношения к культурному производству. 6. Потребность в культурных благах не является жизненно важной, поддерживающей физиологическую основу жизни потребителя. В иерархии потребностей культурные, как и другие духовные потребности, являются вторичными по отношению к базовым, физиологическим. Они не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены базовые потребности. Это свойство в значительной мере определяет главные особенности экономики культуры: значительный сектор государственного участия, ограниченность финансовых средств, низкий уровень заработной платы работников, сдержанная динамика цен на продукты культуры и др. 7. В потреблении благ культуры отсутствует прямая экономическая выгода. Например, потребность в образовании и поддержании здоровья стимулируется в значительной степени мет, сто повышение квалификации дает возможность роста оплаты труда, а с помощью услуг здравоохранения, спорта – роста производительности и интенсивности труда, что также косвенно приводит к росту его оплаты.
Культурное благо – это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей. Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации – концерт, для цирка – представление, для кинотеатра – сеанс, для библиотеки – выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг. Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.). Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении. Неисключаемость – невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам. Несоперничество – отсутствие конкуренции в потреблении: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим. В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага. Общественное (социальное) благо – благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами. Частное благо – благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом. Концепция мериторных благ (мериторика). Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях. Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется государством. Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн). Основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности {несводимость потребностей). Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальности, соединяющее в себе признаки неисключаемости и несоперничества в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ.
– Частное благо (обладает индивидуальной полезностью). – Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью). – Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении). – Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью) – Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении). Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство. На рынке, где продукты получают общественное признание, они приобретают экономическую форму: становятся товарами и услугами. Товар - это продукт труда в форме вещи, созданный для обмена. Именно товарами становятся вынесенные на рынок культурные блага в вещной форме. Товарам свойственны такие черты, как возможность транспортировки, хранения, накопления. Товар и его свойства существуют отдельно от работника и качеств труда, создавшего товар. Определенная часть продуктов культуры в товарной форме создается внутри отрасли культуры - это картины, скульптуры, объекты архитектуры, фотографии, кинофильмы, произведения народных художественных промыслов. Товарную форму имеет быстро развивающийся сектор имущественных прав на продукцию культуры и средства ее индивидуализации: свидетельства на знаки обслуживания, фирменные наименования и др. - материальных носителей прав интеллектуальной собственности. Значительная часть культурных благ приобретает законченную товарную форму в организациях отраслей, смежных с культурой: издательствах, студиях аудио- и видеозаписи, кинокопировальных фабриках. Услуга - это полезность живого труда, совершаемого ради обмена. Услуги бывают чистыми и материальными. Первые создаются в процессе «обработки людей людьми» или преобразования общественных отношений и потому не имеют вещную форму как результат. Вторые направлены на восстановление ранее созданной материальной формы товара, на восстановление его потребительной стоимости. Они не создают вещь как таковую, а лишь изменяют ее некоторые свойства. Чистые услуги создаются, например, театрами, цирками, выставочными залами, кинотеатрами. Материальные услуги про изводятся в реставрационных мастерских.
Услуга культуры – целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Услугам свойственны следующие черты: – для производства услуги необходим субъект (производитель) услуги, объект (потребитель) услуги и существование прямой и обратной связи между ними; – процесс производства услуги совпадает во времени и пространстве с процессом ее потребления, однако это технологически разные процессы; – свойства услуги неотделимы от свойств труда работника, создающего услугу; благо, создаваемое в процессе услуги, определяется совокупностью полезных свойств этого труда; – невозможность транспортировки, хранения и накопления; – невозможность гарантировать постоянство качества услуги в связи с непосредственным, живым характером процесса услуги; – близость к потребителю - основной принцип размещения производителей услуг, обусловленный невозможностью транспортировки услуг; – территориальная локальность (ограниченность определенной территорией) рынка услуг, также связанная с нетранспортируемостью услуг; – информационная асимметрия - неравномерное распределение информации об услуге между ее производителем (продавцом) и покупателем, возникающее потому, что покупатель принимает решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные свойства (купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию). Преобладающая часть продуктов культуры создается в форме услуги. В тех случаях, когда процесс внутреннего производства связан с вещной формой продуктов культуры (например, организация экспозиции картин в музее, обработка книг в библиотеке), услуга, состоящая в доведении вещи до потребителя (экскурсия в музее, выдача книги в библиотеке), оказывается конечным этапом производства продукта. Услуга, создаваемая организациями культуры, есть результат совокупного труда ее работников. Различные виды процессов труда в организации (например, в театре - игра актеров, оборудование и освещение сцены, работа гардероба и буфета, охрана и руководство) вплетены в процесс создания совокупного результата. Функция такой услуги - организация посещения учреждения культуры, в процессе которого производится и потребляется культурное благо. Числом посещений можно количественно измерить про изведенную организацией культурную продукцию.
Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления. Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. Появление новых видов культурной продукции – информационных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли "смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов). В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В Бюджетных посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры. Доступность услуг культуры –возможность населения получать услуги культуры. Виды доступности услуг культуры: – физическая –возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте); – территориальная – приближенность организаций (услуг) культуры к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транспортную; – временная – время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; – экономическая – возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; – интеллектуальная –уровень художественного вкуса, эстетического развития индивида; – информационная –наличие информации об организациях и услугах культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|