Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, стук-ра и класс-ция м/н-пр.норм (мпн)




МП (как и ВП) со­стоит из юр. норм. Мпн - юридически обязат. правило повед, создаваемое суб-ми МП и регулирующее отн-я м/ду ними, а также отн-я с участием лиц, не явл. таковыми суб-ми.

Бол-во мпн создается в 2 этапа: 1) согласование воль суб-тов МП относи­тельно правила повед; 2) дача суб-ми МП согласия на юр. обязат-ть согласованных правил повед. Иногда эти 2 стадии могут совпадать по времени: МД вступает в силу в мом. его подписания.

В ОТП: нормы права имеют 3членную стр-ру (гипо­теза, диспозиция, санкция) -указание на усл, при кот. норма подлежит примен-ю; само правило повед.; указ. на последствия невыпол-я.

Специфика МО: суб-ты МП сами выполняют роль гаранта при­нятых норм. Меры ответ-ти и санкции в МП отделены от самих правил повед. Гос-ва и др.суб-ты МП чаще всего сами выбирают меры принужд. из числа допускаемых МП по от­н-ю к правонарушителям. Поэтому мпн обычно состоят из гипотезы и диспозиции. Иногда -лишь из 1 диспози­ции.Санкция встр-­ся редко.

Нормы можно классифицировать по неск.основаниям.

По хар-ру содер-ся в нормах предписаний: н- принципы устан. основы м/н пра­вопорядка, м\н мира и сотруд-ва (пр.добросов. выполнения м\н обяз-в). н- определения - сод-е поня­тий, использ-х в МП. н- правомочия предост. их адресатам опред. субъек. права. н- обяз-ти устан. меры должного повед. суб-тов м\н правоотн-й.

н- запреты фиксируют запрет указ. в них поведения:«рабство и работорговля запрещ. во всех их видах» (Пакт о граж. и полит. правах 1966). П о юрид.силе: императ – обяз., диспозит. –допуск. отступ-е от них по соглаш. сторон. По св. роли в механизме м\н-пр регулир-ния: регулятивные – предост. суб-там пр.на совер­шение предусм. в них действий. Охранит. выполняют ф-цию защиты м\н правопорядка от нарушений, устан-т меры ответ. и санкции по отн-ю к нарушит-м. По содержанию правил повед: Матер. -фиксируют права и обяз-ти суб-­тов, их прав.статус и т.д. Процес. - порядок реализации ма­тер. норм. По сфере действия: у ниверсальные -охватывает бол-во гос-в мира (Устав ООН, о нерас­пр-нии ядер.оружия). Регион. - в пределах стран 1 региона (право ЕС, согл-я СНГ). Локальные регул. взаимо­отн-я 2 или неск. суб-тов МП.

Императ.нормы

1 из хар. черт совр. МП –наличие в нем комплекса имп.норм, облад. особ. юр.силой. Императивность мпн: «принимается и признается мир. сообщ-м гос-в в целом как н., отклонение от кот. недопустимо и кот. м.быть изменена только последующей нормой общего МП, нося­щей т.же хар-р» (ст. 53 Венской конв. о праве МД 1969г). Императивные нормы имеют большую по сравн. с др. мпн, юр. силу; все вновь принимаемые мпн должны им соответствовать.

импер. н. –не нов.явл. Без них не могли обойтись и МО в прошлом. Предпосылки для становления имер.пр. создал Устав ООН. Стала очев.неприем-ть неог.своб. дог-в. Нов.шаг – Венс.конв.

императив. н(jus cogens) создаются в 3 этапа: 1) согласование воль суб-тов МП относи­тельно правила повед; 2) согласование воль этих суб-тов относительно придания д. правилу повед. высшей юрид.силы в д. пр. с-ме; 3) дача суб-ми МП согласия на юр.обязат-ть согласов. правила повед.

Импер. н.МП образуют каркас, св.рода «конституцию» в м\н-пр. с-ме и обеспечивают ее внут. согласованность и непротиворечи­вость. Импер.н. -основные принципы МП, нек.положения Устава ООН и др. нормы, отступление от кот. в МО недо­пустимо.

Имп.н. обесп-ся особ. средс-ми. Порожд.ими правоотн-я -всеобщ, дейст. м/ду всеми. Соот-но, при наруш. эт.норм=» универ.правоот-я ответ-ти: не только пострадавшее, но и люб.др.гос. м. поставить? об отве-ти правонаруш-ля.

Понятие и место норм «мягкого права»

Сущ. целый массив правил, закрепленных в разл.норм. док-ах, регулирующий МО, кот. не подпадает под определение мпн. но без них полноценное регул-ние МО было бы невозм. В лит-ре т.нормы обозначают как «мягкое» право (soft law).

Концепция «мягкого» права сформировалась примерно в 70х 20 в. преимущественно в зап-европ. пр. доктрине. Но и в наст.вр. - предмет всевозм. дискуссий в теории МП.

Четкого определения нет. Более того, сама концепция часто подвергается резкой критике. Обычно под «мягким» правом в м\н-пр. лит-ре поним. нормат. сов-ть, сост. из 2 видов норм: 1) н. дог-в, кот. неопределенны по св.содерж-ю и не порождают для гос-в конкр.прав и обяз-тей; 2) нормы, сод-ся в резолюциях м\н органов и орг-ций, не обладающих юридически обяз.силой.

Условно можно выделить 3 концепции определения «мягкого» права. 1. опред. нормативный массив или документы, содержащие такие нормы. 2. правила необязат. хар-ра. 3.н, у кот. отсутствуют признаки норм «тверд.» права. Отдельно можно выделить еще одну концепцию отрицания «мягкого» права.

Признаки норм «мягкого» пр.: - содержатся в писанных нормат. источниках; - явл. рез-том активной нормотворческой деятельности гос-в и других суб-тов МП; - носят общий хар-р; - являются рез-том согласования воль гос-в и др. суб-тов м\н с-мы; - не имеют качества формальной определенности и не порождают для гос-в конкретных, четко определенных прав и обяз-тей; - могут быть промежуточным этапом на пути формирования мпн.

«мягкое» право - это сов-сть норм, регулирующих взаимоотн-ния гос-в и др. суб-ов МП общего хар-ра, созданных путем согласования их воль, закрепленных в м\н нормат. источнике, но не обладающих кач-вом формальной определенности «тверд.» права.

Кодификация МП

- систематизация мпн, осуществляемая суб-тами МП. К. предполагает не только приведение в ед. с-му действующих мпн, но и б. точную их формулировку, отражение в догов. форме м\н обычаев. Однако к. связана с необходимостью изменения /обновления действующих норм, а также выработки новых норм. Иными слов, к. сопровождается прогресс. развитием МП.

Официал.к. реализ-ся в форме МД. Особ. место в кодиф. процессе - ООН, в рамках кот. работает Комиссия МП (КМП), созд. Ген. Ассамблеей в 1947 в кач. вспомог. органа для поощрения прогресс. разв.МП и его код-ции. КМП состоит из 34 членов, избираемых Ген.Асс-ей на 5лет. За время св. существования КМП подготовила бол.кол-во проектов статей, на основе кот-х м\н конференции приняли конвенции. (1961 и 1963гг в Вене - конвенции о дипломат. и консул. сношениях). В рамках ООН задачи по к. и прогрес. разв. МП выполняют и др. комитеты и комиссии (Ком-я по правам чел).

Неофиц. к. м. осущ-ся отд. учеными /их коллективами, нац. инст-ми, общ.орг-ями / м/н неправит. орг-ми (Ассоц. МП и Инст-т МП), кот.оказали знач.е влияние на к. и прог. разв.МП путем проведения иссл-ний и подготовки проектов конвенций по разл.аспектам МО. Ассоциация МП сущ. с 1873 (штаб-квартира - в Лондоне). Инст-т МП учрежден также в 1873, его местонахождение - Брюссель.

Полн.к. – объед. в ед. комплекс всех действ. норм МП; частич. – к. отд.отрасли МП. Кодиф.акт не явл. автом-ки обязат-м.

1 попытка создать кодекс МП – автр.юрист Домин-Петрушевич, в 1861 опублик. св.кодекс. 1868 – и швейц. Блюнчли. Затем =» неск.др.проектов. Активно выст. в пользу к. Каченовский. Его идея воплот. в созд. Инст. МП. Известны и нац.проекты к. В 1930 опублик.рез-ты к. ряда отраслей МП, проделан-й амер. учеными в Гарвар.универе. Сейчас кодекс регул-но обновл. и польз. б.авторитетом. Офиц.к.нач. во 2п.19 в. и б.посвящ.з. и обыч.в. Гл.роль – Гааг.конф-ции 1899,1907. Лига наций пыт., но не прин. успеха. Нов.этап открыл.с принятием Устава ООН: «Ген.Ас. орган-т исслед-я в целях поощрения к. и прог.разв. МП». «= создан мех-м, центр.м. – КМП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...