Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решения м/н судебных учреждений




ст.38 Статута М/н суда ООН относит судеб. реш. и доктрины наиб квалифиц. специал-тов по ПП к вспомогат. средствам для опред. пр. норм. Т.е. они явл. ориентиром при толковании, но не средством (формой) закрепления норм.

Суд.реш. -1 из распр. средств, позвол. выявить существ. обыч.норм МП, независимо от того, приняты они м\н или нац. суд.оргнами. В кач. т.средств м. испол-ся реш. не только судов, но и арбитражей. Гл. усл. того, сто т. реш. действ-но в сост. сыграть роль свидетельств сущест-ния м\н обычаев, -наличие в них ссылок на опр. мпн.

Суд. реш. не явл. источниками МП по след.осн-м:

1. м\н суды своими учредительными доку­ментами не наделены правом создавать мпн.

2. суд.решения в МП не имеют хар-ра прецедента и представляют собой лишь акты применения м\н норм по конкр. делу. Решение м\н суда обязательно, но не м. быть основанием для вынесения аналогичного решения по след. делу сходного содержания, хотя, безусловно, принимается во внимание и сторонами спора, и судом.

3. суд, вынося решение по конкр. делу, выступает в МО в качестве единств. суб-та; воля суда ни с чьей волей не согласуется, и государства не придают решению юр. силы мпнормы. Т.обр, в решения м\н судов отсутствуют необходимые элементы мпн и, соответственно, - ка­чество источника МП.

Как вспомог. источ. права, реш. М/н Суда ООН, им. важн. значение прежде всего по причине конкретизации обыч. норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных м\н норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие МО.

Роль доктрины МП в проц. нормообразования

Особое место в м\н-пр. системе принадлежит доктри­нам МП. Теория всегда играла существ.роль в юрис­пруденции. Дост-но хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана представ­ляли собой свод выдержек из трудов рим. юристов. В формировании МП труды юристов имели очень б. значение. Именно в этих трудах была высказана сама идея его сознания. Инф-ция о практике гос-в, формировавшей нормы, б. малодоступна. Поэт. шир.испол-сь труды теоретиков для доказ-ва сущ-ния тех\ин норм. Подобн.полож-е давало доктрине значит. возм-ть участв-ть в правотв.процессе. Тем не менее исторически док­трины МП всегда страдали национализмом и только в по­след. вр. усиливается процесс интернационализации м\н-пр. теории. Б. шир. тракт-ся нац. интересы, опре-ся их связь с интер-ми упрочения м\н правопорядка. Особ. значение при этом имеет коллект. мнение юристов раз­ных стран, кот. находит выражение в док-тах т. орг-ций, как Ассоциация МП, созданная в 1873г. (штаб-квартира в Лон­доне), Института МП (учрежден в 1873г. в Брюсселе) и т.д. В м\н органах, заним-ся подгот-кой конвен., значит. число членов – профессора МП (КМП). При подго-ке проектов шир. испол-ся труды ученых. Тем не менее, доктрина, - только вспомога­т. средство для определения норм.

ст.38 Статута М/н суда ООН относит судеб. реш. и доктрины наиб квалифиц. специал-тов по ПП к вспомогат. средствам для опред. пр. норм. Т.е. они явл. ориентиром при толковании, но не средством (формой) закрепления норм.

В ходе рассм-я дел в М\н суде ООН науч.труды могут облегчить установление того, что м\н обычаи, применимые к д.делам, дейст-но сущ-т. Труды этого рода, естес-но, д.принадл. наиб.извест. юристам-м\дунар. К ним м.б. отнесены не только курсы МП, но и исслед-я тех\ин м\н-пр.проблем. Если в них сод-ся утвер-я о том, что опр. м\н обычай сущ-т, раскр-ся его содер., то м. не потреб-ся обращение для его устан-я к анализу суд.реш-й, нотной переписке, т.д. Соотв.авторы основ-т подобн. утверж-я не на догодках, а на изуч. практики. Доктрина призвана выяснять задачи, подлеж. реш-ю при помощи МП. Неизбежно расшир-е ф-ций доктрины и повыш-е ее соц.знач.

Соотношение МП с ВП

В наст. вр. в мире сущ. 2 типа пр. систем -МП и НП гос-тв. Общ. черты, присущие им как самост. с-мам пр: сово-сть юр. принципов и норм, выполнение кот. м. быть обеспечено принудительно; сход. структура: осн. принципы, пронизывающие все их пр. прострнство, делятся на отрасли, подотрасли, инст-ты, «первич. элементом» 2х систем явл. пр. нормы; используют практически 1 и те же юр.конструкции и термины. Но поскольку каждая пр.с-ма обладает св. спецификой, МП понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в НП. В то же вр. МП и НП – самост.с-мы пр. Отличия, признаки, характ. для каждой пр. с-мы: 1) По предмету рег-ния (НП призвано регулировать отношения м/ду суб-ми НП отдельных гос-тв. МП регламентирует взаимоотн-ния субъектов МП). 2) По способу создания пр. норм (нормы НП создаются в рез-те одностор. гос-властной деятельности; нормы МП, напротив, создаются «горизон-о»). 3) По источн. (формам воплощения м\н

30 Одностор. акты государств и их роль в созд. м\н обяз-в

? об 1стор. юр. актах практически не разработан в доктрине МП.

Важным источником МП- 1­сторонние юр. акты гос-в, в частности акт обязательства, акт признания и акт протеста. Первые 2 акта, как пр, действуют в сочетании.

Акт обязат.- 1 стор. заявление гос-ва в лице его компетен. органа, что оно берет на себя обяз-во об определенном, в соотв. с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгос.отн-х, ранее не предусмотренное действующими м\н-пр предписаниями или вносящее в таковые нек. уточнения, адресованное всем другим гос-вам или нек. из них и так/иначе доведенное до их сведения (в частности, в пис. ф) (в 1982г СССР принял обяз-во не применять 1м ядерное оружие; в 1986 объявил о св.отказе от проведения люб. ядерных взрывов). В пределах срока св.действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих 1стор. м\н обяз-во, оно не не подлежит отмене или изменению.

Акт признания- акт (действие/бездействие) гос-ва, посредством кот. оно в соотв. с действующим МП признает правомерной юридически знач. ситуацию, созданную действиями 2го гос-ва, поскольку о наличии т.ситуации ему известно/ д.быть известно.

Послед.часть - выражает обяз-ть гос-ва, и создавшего юр.знач.сит-ю, и признающего ее правомер., действоват добросовестно.!Создавшаяся юридически значимая ситуация не д. противореч. импер.норме общего МП. В против.случ. признание возникшей ситуации - как юридически ничтожное. Признание м. быть явно выраженным посредством акта компет. органа, обращенного к 2 гос-ву, или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетел-щего, что оно продолжает выполнять свои м\н обяз-ва в соответ­ств.с действующими МД или обычноправ.нормами общего МП. Незаявление гос-вом протеста в разум.срок - молчаливое признание (обычно). Акт протеста - заявление го­с-ва об отказе признать правомерной юрид. знач. си­т-цию, созданную поведением 2го гос-ва, т.е. квалификация ее в соотв. с действующими м\н-пр. предпи­саниями в кач. противоправной. Протест д. быть явно выра­жен и доведен до сведения гос-ва, кот. адресован, а возм-но, и до сведения др. гос-в.

Акт обяз.гос. в сочетании с актами призн. его гос-ми, которым он адресован, устанавливают в их взаимоотн-х опр. субъект. обяз-ва и права, т.е. явл. 1 из источников совр. МП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...