Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика м/н правосуб-ти государствоподоб. образований




М\н-пр. статусом пользуются и нек. по­литико-терр. образования. В их числе были т.н. «вольные города», Зап. Берлин. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков. По Версальскому мир.дог. 1919 г. статусом «сво­б. гос-ва» пользовался Данциг Госудпод.обр-ние созд. на основе МД или реш. м/н орг-ции и предст-т собой свооебр.гос-во с огранич. правосп-тью. Оно им. св. конст-ю/акт анал.хар-ра, высш. гос.органы, граж-во. Его воор.силы носят чисто оборон. хар-р либо явл. силами по охране границ и поддержанию правопор. Создатели вольн.гор. обычно предусм. способы контроля над собл. его статуса(назнач. св.представ-лей). На м\н арене вольн.гор. предст-т заитер.гос-ва / м/н орг-ция. К д. категории суб-тов относятся Ватикан и Мальтийский орден. Поскольку данные образования боль­ше всего походят на мини-госва и имеют почти все признаки гос-ва, они получили название «государствоподобных формиро­ваний». Ватикан –гос-во-город, распол.в пределах столи­цы Ит.- Рима. Здесь находится резиденция главы катол. церкви- Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими согл-ми, подписанными м\ду итал. гос-вом и Святым престолом 1929 г., которые в основном действуют и в наст. вр. В соотв. с эт. док-том Ватикан пользуется опр. сувер. правами: имеет свою терр, орг.вл. и упр, законодательство, гражданство и т.д. Но В. – не гос. в соц.смысле, как мех-м упр. опр.общ-вом, им порожденный и его представл-й. Он м. рассм-ся как админ. центр катол. церквви,Вати­кан активно участвует в МО, учреждает в др. гос-вах постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в м/н орг-циях, в конференциях, подписывает МД, т.д. но не м. участ. в полит, экон.согл-ях.

Мальтийский орден – религ. формирова­ние с админист. центром в Риме. Осн цель –благотв-ть.Мальтийский орден активно участвует в МО, заключает дог-ры, обме­нивается представительствами с гос-ми, имеет миссии наблю­дателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других м/н орг-ций. Его суве-т и м\н правосуб-ть – пр.фикция.

36 Проблема м\н правосуб-ти индивидов

Вопрос о статусе индивида в МП -1 из наиб. спорных в юр. науке.

Гос-ва все чаще разрабатывают и принимают нормы, которые не только регулируют их взаимоотн-я, но и адресованы м\н неправит. орг-м и индивидам. Т. нормы применяются к индивидам опосредованно(ч\з нормы ВП) и непосредственно. Они обязывают гос-ва обеспечить опр. права индивида, но в ряде случаев непосредственно наделяют его правами и обяз-ми. Индивид м. требовать от гос.выполнения взятых м\н обяз-в и правомочен обращаться в м\н органы.

За нарушение ряда норм и принципов МП ответ-сть несут как гос-ва, так и отд. индивиды. Индивид все более активно “вторгается” в МП и даже в ряде случаев принимает участие в процессах обеспечения м\н стандартов в области прав человека. Индивид участвует в м\н правоотн-х, выполняет нормы МП и несет ответ-ть за их нарушение. Но не участв. в создании принципов и норм МП. Значит ли это, что индивид не явл. субъектом МП?

Рос. ученые практически единодушно не признают м\н правосуб-ть индивидов. Среди зап.юристов есть и сторонники, и противники, но бол-во -признают теорию м\н правосуб-ти индивидов, аргументируя св. позицию ссылками на возм-ть привлечения индивидов к м\н ответ-ти, обращения индивида в м\н органы за защитой св. прав. Кр.того, ФЛ в странах ЕС им. право обращаться с исками в ЕврСуд..

ПослеВМВ в МП произошли кардинальные изменения. В рез-те принятия Устава ООН, Всеобщ. декл. прав чел. и Пактов о правах чел. индивид становится суб-том МП. Будучи т. суб-том, он имеет опр. права и обяз-ти, участвует в м\н правоотн-х, а также несет угол.ответ-ть за прест. нарушение норм и принципов МП. Для защиты св. прав индивид м. использовать законы гос, гражданином кот. он является, или обращаться за помощью в м\н органы.

Тенденции развития МП состоят не только в регулировании многообразных отн-й м/ду гос-ми, но и в усилении роли чел, кот. стал 1 из участников МО и субъектов МП. При этом надо иметь в виду, что первоначальные субъекты МП – гос-ва- не только обладают правами и обяз-ми по МП, но и в отличие от индивидов создают его нормы и принципы. Поэт.: индивид - субъект МП с ограниченной правосуб-тью. Однако по мере развития МП и межгос. отн-ий объем прав и обяз-тей индивида будет увеличиваться, а его роль на м\н арене - возрастать.

 

 

38 Доктринальные подходы к соотн-ю м\н и внутригос. права

1 доктриной соотн-я м. и внутригос. пр, получ-шей распр-е в 18в., стала доктрина инкорпорации: нормы МП составляли часть пр.страны и непоср-но примен-сь суб-ми нац.пр, обеспеч-сь нац. сред-ми пр.защ. и принуждением. (брит.юр. Мэнсфилд, Блэкстон).

Появл. и реализ. на практике теории раздел. властей=»появл. в Англ. в 1п19в теор.трансф-ции: м\н согл-ния не м. непоср-но дейст-ть на тер.гос., необходимо издание Парлам-том спец.акта имплем-ции (трансформир.содерж. м\н акта во ВП).

В к19в. – дуалист.теор. 1й спец.работой- книга нем.юриста Трипеля "М. и внутригос.пр", в 1899г. Дуалист. - на разграничении м. и нац. права и их неподчиненности одного 2му. Гл. тезисом -констатация различий в объектах регул., субъектах (ВГП –индивиды, МП –гос), источниках (ВП- воля гос, МП- общ.воля гос-в). М. и в. право, согласно Трипелю, суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки.Это2 круга, кот. не более чем соприкасаются м\ду собой, но никогда не пересекаются. МП не м.б. частью ВП. Недооценивали связь 2 сис-м.

К к.19 в.- теор. монизма, не отлич. единством взглядов и расп. на теории примата МП и примата внутригос. Монистические концепции исходят из соединения м. и ВП в 1 пр. с-му и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает – в. право или м., - различают примат (верховенство) 1)внут. права гос-ва или 2)м\н-го. 1) МП допустимо лишь в пределах, предусм-х ВГправом д.гос-ва; 2)единым правом счит. МП, кот. м. якобы регул-ть и внутригос. отн-я. Теории примата в. права получили распространение в к19 -1п20в. преимущественно в работах нем.авторов (А. Цорна, А. Лассона, Б. Кауфмана, М. Венцеля), которые основывались в принципе на взглядах Гегеля, считавшего МП правом "внешнегос.". В наст.вр. бол-во стор-ков теор.монизма придерж-ся мнения о верх-ве МП над ВГП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...