Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик
Для выхода на практику студентам необходим следующий перечень компетенций, формируемых в последнем учебном семестре в рамках дисциплин "Управление в социальной работе", "Социальная защита и социальное обслуживание семей", "Технологии социальной работы с разными категориями детей" (таблица 4).
Таблица 4
Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик
Дисциплина
Компетенция
Знать
Уметь
Владеть
Социальная защита и социальное обслуживание семей
ПК-3 способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе, социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
З.1 знать основные понятия курса и уметь ими оперировать; иметь представление
об основных элементах системы социальной защиты и обслуживания и основных этапах ее развития в различных странах мира;
З.2 источники права, систему права и систему законодательства в России в области социальной защиты
У.1 юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности бакалавра социальной работы в сфере социальной защиты и социального обслуживания
У.2 оперировать основными терминами и понятиями; воспроизводить содержание
тем дисциплины, апеллируя к необходимым источникам; использовать полученные знания и
навыки в практике профессиональной деятельности
В.1 навыками научной организации своего труда; концептуальными основами и
теоретическим аппаратом в области социального благополучия; навыками современного поиска и обработки информации; методами критической оценки информации
В.2 основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки правовой информации, иметь навыки работы со справочными правовыми системами;
В.3 владеть навыками правового оформления документов в области социального обслуживания населения, навыками определения правового статуса работников учреждений социальной защиты населения, кадров, содействующих социальному благополучию граждан, их правоспособности и дееспособности.
Управление в социальной работе
ПК-8 способность к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
З1.основы теории управления.
З2. принципы сбора и обработки информации в сфере управления социальной работой;
З3. технологию принятия управленческих решений в системе социальной работы; значение своей будущей профессии;
З4. особенности работы с персоналом, осуществляющим социальную работу; особенности организационной культуры в сфере социальной работы
У.1. прогнозировать и вести исследовательско-аналитическую деятельность по изучению особенностей и условий повышения эффективности управления социальными службами;
У2.анализировать объекты управленческой деятельности с целью принятия решений по управлению социальной работой.
У3.реализовывать организационно-управленческую работу в подразделениях социальных учреждений и служб;
У4. разрабатывать предложения по подбору кадров социальной работы, адаптации и оценке труда
В.1.технологиями организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;
В.2.технологиями подбора персонала, адаптации и оценки кадров.
В.3.технологиями принятия организационно-управленческих решений;
высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны.
ПК-7: способность к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание или иные меры социально
З.1. сущность и особенности взаимодействия между организациями социальной сферы и социальной защиты и обслуживания семей и детей
У.1. планировать и организовывать процесс взаимодействия специалистов, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание или иные меры социальной защиты населения
В.1. способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание или иные меры социальной защиты населения
Технологии социальной работы с разными категориями детей
ПК-2 способность к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты
З.1 Технологические основы социальной работы с разными категориями детей
У.1 Обоснованно выбирать, разрабатывать и реализовывать социальные технологии и технологий социальной работы, направленные на обеспечение прав детей в сфере социальной защиты
В.1 Анализом конкретной жизненной ситуации, определения социальных технологий и технологий социальной работы, направленные на ее решение
ПК-5Способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан
З.2 Нормативно-правовые основы деятельности субъектов социальной работы предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи разным категориям детей
У.2 Использовать законодательные и другие нормативные правовые акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи разным категориям детей
В.2
Выстраивать алгоритмы предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи разным категориям детей в соответствии с
нормативно-правовыми основами деятельности субъектов социальной работы
Кроме того, к началу практики студенты изучали дисциплины, в рамках которых уже формировались вынесенные на практику компетенций:
ОК-7: "Социальная педагогика", "Основы социального образования", "Педагогика", Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная в организациях социальной сферы), Производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);
ОПК-4: Учебная практика (Б.2.У.2), Социальная реклама, Социальная информатика, Информатика.
ОПК-9: Теория социальной работы, Методы исследования в социальной работе, Технологии социальной работы с разными категориями семей, Учебная практика Б.2. У.1,2,3.
ПК-2: Производственная практика (Б.2. П1.,П 2), Семьеведение, Технология социальной работы, Технологии социальной работы с разными категориями семей, Технологии социальной работы с разными категориями детей, Социальная реклама, Организация досуговой деятельности с семьей и детьми, Социальные инновации, Основы медиации, Зарубежный опыт социальной защиты и социального обслуживания семей и детей
ПК-8: Управление в социальной работе, Актуальные социологические проблемы управления социальной работой
ПК-10: Организация досуговой деятельности с семьей и детьми, Социальная реклама, Технология социальной работы,
ПК-11: Психология общения,
ПК-14 Производственная практика (Б2.П2.), Социальная поддержка детей, перенесших ситуацию насилия, Социальные инновации.
1.4.Цель и задачи практики
Цель практики: завершение выпускной квалификационной работы (ВКР).
Задачи практики:
1. Написание практической части выпускной квалификационной работы (ВКР) на основе получение консультаций специалистов-практиков по проблеме квалификационного исследования (в учреждениях социальной сферы; по вопросам оказания социальной помощи детям и семьям).
2. Доработка программы (проекта), моделируемой в квалификационной работе.
3. Формулировка выводов по практической части исследования.
4. Написание заключения и введения.
5. Оформление списка литературы и всей ВКР в черновом варианте.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (таблица 5).
Таблица 5
Перечень планируемых результатов преддипломной практики
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) 1
Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом2
Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать
Уметь
Владеть
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Умения: Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции
Использовать способы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе
Знания: Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе
З. способы и приемы самоорганизации и самообразования
У. находить необходимую информацию
В. методикой планирования, рефлексии, методами получения новых знаний
ОПК-4способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникационной сети "Интернет"
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки
З.: Принципы оценки достоверности социальной информации
У.: Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации
У. Хранить и обрабатывать персональные данные
У. Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях
З. основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером
У. использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером
В. методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером
ОПК-9 способность представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
З.
Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе
У.
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности
З.
способы представления результаты научной и практической деятельности и приемы их оформления
У. представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
В. способностью написания отчетов, рефератов, публикаций и к публичному обсуждению
ПК-2способность к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки
З. Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
У. Разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки
Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания
З. основы проектирования, моделирования в социальной работе
У. разрабатывать и эффективно реализовать социальные технологии
В. технологиями проектирования
ПК-8 способность к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки
З. Основы социального управления
Цели, принципы и технологии управления персоналом
У. Планировать работу подразделения социальной службы в составе организации
Организовывать взаимодействие специалистов в процессе реализации социальных услуг и мер социальной поддержки
З. теорию управления в социальной работе
У. реализовать основные управленческие функции в учреждениях социальной сферы
В. способностью анализу, планированию, организации, контролю в подразделениях социальной защиты граждан
ПК-10 способность к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения
З. Основы деятельности общественных объединений, организаций социальной направленности и взаимодействия с ними
У. Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания граждан–получателей социальных услуг с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, и их учредителями, а также благотворительными и религиозными объединениями общественными организациями
З. способы привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
У. осуществлять мероприятия по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В. способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
ПК-11 способность к реализации маркетинговых технологий с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения
З. Сущность и технологии социальной рекламы, ее функции и значение в обществе
У. Разрабатывать рекламно-информационные материалы по актуальным социальным проблемам населения, социальным рискам и угрозам, способным негативно повлиять на условия жизнедеятельности граждан, а также о видах, формах и субъектах реализации социальных услуг
З. технологии маркетинга для целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам
У. реализовать маркетинговые технологии с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы
В. маркетинговыми технологиями
ПК-14 способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки
З. Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
У. Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации
Разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки
Проводить экспертизу социального проекта (программы)
З. основы и технологии прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы; способы и критерии экспертной оценки социальных проектов
У. прогнозировать, проектировать и моделировать социальные процессы в области социальной работы
В. методикой проектирова-ния, экспертизы проектов в социальной работе
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание производственной практики (преддипломная практика) для очной и заочной форм обучения (Таблица 6).
Таблица 6
Содержание практики
(очная / заочная форма обучения)
№ п/п
Виды работ,
перечень заданий
Трудоемкость (в часах)
Учебно-методичес-кое обеспечение
Код компетенции
на базе практики
самостоятельная работа
Вводный этап практики
Установочная конференция по организации практики (информация о целях и задачах практики, трудовой дисциплине, документальном обеспечении, отчетности, распределении по базам практики; знакомство с методистами от кафедры)
1-5, 10
ОК-7
ОПК-4, 9
Знакомство с базой практики, коллегами, техническим оснащением рабочего места знакомство с кураторами в учреждениях, трудовой дисциплиной, должностной этикой
1-5, 15,17
ПК-2,8
Основной этап практики
Выполнение общих заданий программы практики
1-5, 6-12
ПК-2,8,10,11,14
Выполнение индивидуальных заданий по квалификационной работе
1-5, 15, 17
ОПК-9
ПК-2, 14
Консультации с куратором и методистом
10-12, 14-17
ПК-14
Итоговый этап практики
Подготовка отчетной документации по практике Выступление на итоговой конференции