Апреля 1982 года. Миннеаполис 9 глава
Тут и я чуть не заплакал. Я представил себе, что мы одни на земле. Кто же нас полюбит? Кто же о нас позаботится?.. Фидель шевельнул гармошку, издав резкий, пронзительный звук. — Гляди, — сказал он, — впервые беру инструмент, а получается не худо. Что тебе сыграть, Баха или Моцарта?.. — Моцарта, — сказал я, — а то караульная смена проснется. По рылу можно схлопотать… Мы помолчали. — У Дзавашвили чача есть, — сказал Фидель, — только он не даст. Пошли? — Неохота связываться. — Почему это? — Неохота, и все. — Может, ты его боишься? — Чего мне бояться? Плевал я… — Нет, ты боишься. Я давно заметил. — Может, я и тебя боюсь? Может, я вообще и Когана боюсь? — Когана ты не боишься. И меня не боишься. А Дзавашвили боишься. Все грузины с ножами ходят. Если что, за ножи берутся. У Дзавашвили вот такой саксан. Не умещается за голенищем… — Пошли, — говорю. Андзор Дзавашвили спал возле окна. Даже во сне его лицо было красивым и немного заносчивым. Фидель разбудил его и говорит: — Слышь, нерусский, дал бы чачи… Дзавашвили проснулся в испуге. Так просыпаются все солдаты лагерной охраны, если их будят неожиданно. Он сунул руку под матрас. Затем вгляделся и говорит: — Какая чача, дорогой, спать надо! — Дай, — твердит Фидель, — мы с Бобом похмеляемся. — Как же ты завтра на службу пойдешь? — говорит Андзор. А Фидель отвечает: — Не твоих усов дело! Андзор повернулся спиной. Тут Фидель как закричит: — Как же это ты, падла, русскому солдату чачи не даешь?! — Кто здесь русский? — говорит Андзор. — Ты русский? Ты — не русский. Ты — алкоголист! Тут и началось. Андзор кричит: — Шалва! Гиго! Вай мэ! Арунда!.. Прибежали грузины в белье, загорелые даже на Севере. Они стали так жестикулировать, что у Фиделя пошла кровь из носа.
Тут началась драка, которую много лет помнили в охране. Шесть раз я падал. Раза три вставал. Наконец меня связали телефонным проводом и отнесли в ленкомнату. Но даже здесь я все еще преследовал кого-то. Связанный, лежащий на шершавых досках. Наверное, это и был тот самый человек. Виновник бесчисленных превратностей моей судьбы…
…К утру всегда настроение портится. Особенно если спишь на холодных досках. Да еще связанный телефонным проводом. Я стал прислушиваться. Повар с грохотом опустил дрова на кровельный лист. Звякнули ведра. Затем прошел дневальный. А потом захлопали двери, и все наполнилось особым шумом. Шумом казармы, где живут одни мужчины и ходят в тяжелых сапогах. Через несколько минут в ленкомнату заглянул старшина Евченко. Он, наклонившись, разрезал штыком телефонный провод. — Спасибо, — говорю, — товарищ Евченко. Я, между прочим, этого так не оставлю. Все расскажу корреспонденту «Голоса Америки». — Давай, — говорит старшина, — у нас таких корреспондентов — целая зона. Потом он сказал, что меня вызывает капитан Токарь. Я шел в канцелярию, потирая запястья. Токарь встал из-за стола. У окна расположился недавно сменивший меня писарь Богословский. — В этот раз я прощать не собираюсь, — заявил капитан, — хватит! С расконвоированными пили? — Кто, я? — Вы. — Ну уж, пил… Так, выпил… — Просто ради интереса — сколько? — Не знаю, — сказал я, — знаю, что пил из консервной банки. — Товарищ капитан, — вмешался Богословский, — он не отрицает. Он раскаивается… Капитан рассердился: — Я все это слышал — надоело! В этот раз пусть трибунал решает. Старой ВОХРы больше нет. Мы, слава Богу, принадлежим к регулярной армии… Он повернулся ко мне: — Вы принесли команде несколько ЧП. Вы срываете политзанятия. Задаете провокационные вопросы лейтенанту Хуриеву. Вчера учинили побоище с нехорошим, шовинистическим душком. Вот медицинское заключение, подписанное доктором Явшицом…
Капитан достал из папки желтоватый бланк. — Товарищ капитан, — вставил Богословский, — написать можно что угодно. Токарь отмахнулся и прочел: — «…Сержанту Годеридзе нанесено телесное повреждение в количестве шести зубов…» Он выругался и добавил: — «…От клыка до клыка — включительно…» Что вы на это скажете? — Авитаминоз, — сказал я. — Что?! — Авитаминоз, — говорю, — кормят паршиво. Зубы у всех шатаются. Чуть заденешь, и привет… Капитан подозрительно взглянул на дверь. Затем распахнул ее. Там стоял Фидель и подслушивал. — Здрасьте, товарищ капитан, — сказал он. — Ну вот, — сказал Токарь, — вот и прекрасно. Петров вас и отконвоирует. — Я не могу его конвоировать, — сказал Фидель, — потому что он мой друг. Я не могу конвоировать друга. У меня нет антагонизма… — А пить с ним вы можете? — Больше не повторится, — сказал Фидель. — Достаточно, — капитан поправил гимнастерку, — снимайте ремень. Я снял. — Положите на стол. Я бросил ремень на стол. Медная бляха ударила по стеклу. — Возьмите ремень! — крикнул Токарь. Я взял. — Положите на стол! Я положил. — Ефрейтор Петров, берите оружие и марш к старшине за документами! — Автомат-то зачем? — Выполняйте! А то — поменяетесь местами! Тут я говорю: — Поесть бы надо. Не имеете права голодом морить. — Права свои вы знаете, — усмехнулся Токарь, — но и я свои знаю…
Когда мы вышли, я сказал Фиделю: — Ладно, не расстраивайся. Не ты, значит — другой. Затем мы позавтракали овсяной кашей. Сунули в карманы хлеб. Оделись потеплее и вышли на крыльцо. Фидель достал из подсумка обойму, тут же, на ступеньках, зарядил автомат. — Пошли, — говорю, — нечего время терять. Мы направились к переезду. Там можно было сесть в попутный грузовик или лесовоз. Позади оставался казарменный вылинявший флаг, унылые деревья над забором и мутное белое солнце. Шлагбаум был опущен. Фидель курил. Я наблюдал, как мимо проносится состав. Мне удалось разглядеть голубые занавески, термос, лампу… Мужчину с папиросой… Я даже заметил, что он в пижаме. Все это было тошно… Рядом затормозил лесовоз. Фидель махнул рукой шоферу. Мы оказались в тесной кабине, где пахло бензином.
Фидель поставил автомат между колен. Мы закурили. Шофер повернулся ко мне и спрашивает: — За что тебя, парень? Я говорю: — Критиковал начальство… Около водокачки дорога свернула к поселку. Я вынул из кармана часы без ремешка, показал шоферу, говорю: — Купи. — А ходят? — Еще как! На два часа точней кремлевских! — Сколько? — Пять колов. — Пять?! — Ну — семь. Шофер остановил машину. Вынул деньги. Дал мне пять рублей. Потом спросил: — Зачем тебе на гауптвахте деньги? — Бедным помогать, — ответил я. Шофер ухмыльнулся. Затем он еще долго разглядывал часы и прикладывал к уху. — Тестю, — говорит, — преподнесу на именины, старому козлу…
Мы вышли из кабины. Темнеющая между сугробами лежневая дорога вела к поселку. Он встретил нас гудением движка и скрипом полозьев. Обдал сквозняком пустынных улиц. Собак здесь попадалось больше, чем людей. Путь наш лежал через Весляну. Мимо полуразвалившихся каменных ворот тарного цеха. Мимо изб, погребенных в снегу. Мимо столовой, из распахнутых дверей которой валил белый пар. Мимо гаража с автомашинами, развернутыми одинаково, как лошади в ночном. Мимо клуба с громкоговорителем над чердачным окошком. И потом вдоль забора с фанерными будками через каждые шестьдесят метров. Дальше, за холмом, тянулись серые корпуса головного лагпункта. Там возвышалось двухэтажное кирпичное здание штаба, набитого офицерами, стуком пишущих машинок и бесчисленными армейскими реликвиями. Там, за металлической дверью, ждала нас хорошо оборудованная гауптвахта с цементным полом. Да еще — с голыми нарами без плинтусов. Уже различимы были ворота с пятиконечной звездой… — Мы тебя на поруки возьмем, — сказал Фидель, — увидишь. — Ладно. На гауптвахте отсижу. А в трибунале, я подозреваю, очередь лет на двадцать… Мы шли через ров по обледеневшим бревнам. Я сказал: — Посмотри документы. Неужели там указано время? — Нет, — сказал Фидель, — а что? — Куда, — говорю, — нам спешить? Пойдем к торфушкам. Подразумевались женщины с торфоразработок. Сезонницы, которые жили в бараке за поселком.
— Да ну их, — говорит Фидель. — А что, возьмем бутылку, деньги есть. Тут я заметил, что Фиделю это не по вкусу. Что он поглядывает на меня с тоской. — Идем, — говорю, — с людьми побудем. — А с пушкой что делать? — Автомат под кровать. Фидель идет, молчит. Я говорю: — Идем. Покурим, выпьем. Бардаки я и сам не люблю. Спокойно посидим в тепле, без крика. А Фидель говорит: — Слушай. Вон он — штаб, рядом. Пять минут через болото. Пять минут, и в тепле. — На гауптвахте, что ли? — Ну. — Где пол цементный? — Что значит — пол?! Имеется топчан. И печка. И температура по уставу должна быть выше шестнадцати градусов… — Слушай, — говорю, — не по делу ты выступаешь. Гауптвахта — впереди. И топчан, и шестнадцать градусов, и военный дознаватель Комлев… А сейчас пойдем к торфушкам. — Приключений искать? — твердит Фидель с досадой. — Ах, вот как ты заговорил! Вот что делается с человеком, которому пушку навесили! Давай приказывай, гражданин начальник!.. Тут Фидель как закричит: — Чего ты возникаешь? Ну чего ты возникаешь? Да пойдем куда угодно! Куда хочешь, туда и пойдем… Мы направились в кильдим. Поднялись на крыльцо, отряхнули снег и вошли. Пахло рыбой и керосином. В углу темнели бочки. На полках лежали сигареты, мыло, консервы. Золотился куб халвы с оплывшими гранями. Возле раскаленного отражателя дремала кошка. Ниже возился петух. Неутомимо и бешено клевал он мраморной расцветки пряник. Тонечка протянула нам две бутылки вина. Фидель опустил их в карманы галифе. Потом мы взяли немного халвы и две банки свиных консервов. Фидель сказал: — Купи селедки. Тонечка говорит: — Селедка малость того… С запахом. Фидель спрашивает: — С плохим, что ли, запахом? — Да с неважным, — говорит Тонечка… Мы вышли из кильдима. Поднялись в гору. И вот оказились перед бараком с тусклой лампочкой над дверью. Подошли к окну, стучим. Тотчас же высунулось плоское лицо. Женщина с распущенными волосами трижды кивнула, указывая на дверь. В прихожей стояло ведро, накрытое куском фанеры. В углу на стене темнели брезентовые плащи. Под ними лежали черпаки, веревки и крючья… В бараке — тепло. Чугунная печка наполнена розовым жаром. Из угла в угол косо протянута труба. Нары завалены пальто и телогрейками. Прогнившие балки оклеены цветными фотографиями из журналов. На тумбочках громоздится немытая посуда. Мы скинули полушубки. Присели к дощатому столу. Рядом кто-то спал, накрывшись одеялом. У окна сидела женщина в гимнастерке и читала книгу. Она даже не поздоровалась. — Шестнадцатая республика, — загадочно высказалась о ней первая девица.
Затем позвала кого-то из глубины барака: — Надька! Женихи соскучивши… И добавила: — Будьте как дома, если уж пришли… Ее малиновые шаровары были заправлены в грубые кирзовые прохаря. На запястье синела пороховая татуировка: «Весь мир — бардак!» Возникла подруга с бледным и злым лицом. Она была в малиновой лыжной куртке, тесной суконной юбке и домашних шлепанцах. Мы вынули бутылки и консервы. Девицы принесли эмалированные кружки и хлеб. При этом они беспрерывно смеялись. На окне чернел транзисторный магнитофон, выделяясь среди прочего хлама. Девица в красных шароварах назвалась Зиной. Подруга в юбке сказала басом: — Амосова Надежда. — Как работаете, — поинтересовался Фидель, — надеюсь, с огоньком? — Пускай медведь работает, — ответила Надежда. Зина высказалась еще более решительно: — Тяжелее хрена в руки не беру… Фидель уважительно приподнял брови. Наступила пауза. Потом Зина спросила: — Мальчики из ВОХРЫ? — Нет, — сказал Фидель, — мы артисты. Вернее, лауреаты. А вот мой саксофон. И он помахал автоматом над головой. — Мальчики, — спросила Зина, — вы немного чокнутые? — Ага, — говорю, — мы психи. Кукареку! Фидель разлил вино, звякая стеклом о борта эмалированных кружек. — Будем здоровы! — сказал он. — Будем здоровы! — говорю. — Будете, будете, — сказала Зина, — мы проверяемся. Так что, не бойтесь… Кто-то ходил у нас за спиной по бараку. Кто-то просил, чтобы выключили магнитофон. Кто-то гремел черпаками в сенях. Кто-то пил воду… Затем явились леспромхозовские парни. Увидели наши полушубки. Долго бродили под окнами, что-то замышляя… Но мне было все равно. Потому что я неожиданно вспомнил минувшую зиму. Здесь тогда проходили очередные сборы надзорсостава. Мы были размещены в сорокаместной палатке. Койки стояли в два яруса. Внизу было жарко от печки, а наверху гуляли сквозняки. Каждое утро мы беспорядочной толпой шли в столовую головного лагпункта. Потом тренировались в спортивном зале или листали методички. Поужинав около семи часов, мы разбредались, кто на танцы, кто в знакомые дома. Большинство шло в местный клуб… Грохочет оркестр. Разгоряченные девушки ищут в толпе офицеров. Рядовые в душных мундирах топчутся у стены. Они распространяют запах лосьона и конюшни. Их прохаря сияют, как фальшивые драгоценности. Но вот смолкает радиола. Солдаты едут в кузове батальонного грузовика. Теперь они с необычайной развязностью говорят про женщин. Я слышу голос в темноте: — А помнишь рыжую на шпильках? Я бы на ту рыжую лег… — Ты бы лег и на кучу дерьма, — раздается в ответ. Завтра — обычный день… Однажды вечером я шел пешком из клуба. Музыка доносилась все слабее. Фонари не горели. Дорога была твердой от первых морозов. Помедлив, я неожиданно свернул к дощатому зданию библиотеки. Крутыми деревянными ступенями поднялся на второй этаж. Затем отворил дверь и стал на пороге. В зале было пусто и тихо. Вдоль стен мерцали шкафы. Я подошел к деревянному барьеру. Навстречу мне поднялась тридцатилетняя женщина, в очках, с узким лицом и бледными губами. Женщина взглянула на меня, сняв очки и тотчас коснувшись переносицы. Я поздоровался. — Что вас интересует? Стихи или проза? Я попросил рассказы Бунина, которые любил еще школьником. Расписался на квадратном голубоватом бланке. Сел у окна. Включил изогнутую лампу, начал читать. Женщина несколько раз вставала, уходила из комнаты. Иногда смотрела на меня. Я понял, что внушаю ей страх. Тайга, лагерный поселок, надзиратель… Женщина в очках… Как ее сюда занесло?.. Затем она передвигала стулья. Я встал, чтобы помочь. Разглядел ее старомодное платье из очень тонкой, жесткой, всегда холодной материи и широкие зырянские чуни… Тут я случайно коснулся ее руки. Мне показалось, что остановилось сердце. Я с ужасом подумал, что отвык… Просто забыл о вещах, ради которых стоит жить… А если это так, сколько же всего успело промчаться мимо? Как много я потерял? Чего лишился в эти дни, полные ненависти и страха?!. Ты дежуришь в изоляторе. В соседней камере гремит наручниками Анаги-заде. Шумит пилорама. А дни, холодные, нелепые, бредут за стеклами, опережая почту… Я вернулся к столу, захлопнул книгу. Положил ее на деревянный барьер. — Вам не понравилось? — спросила женщина. — Ничего, — говорю, — спасибо. Мне пора… Я, не оглядываясь, спустился по лестнице. До военного городка оставалось полтора километра…
Сейчас я припомнил все это и говорю Фиделю: — Пошли отсюда. — Ну вот! — сказал Фидель. — Допивай вино, и пошли. Девицы спросили: — Вас что, невесты дожидают? И только засмеялись вслед…
Мы шли в тишине под звездами. Направились вдоль забора к лощине. Она заканчивалась темным и громоздким силуэтом штаба. Вдруг на тропинку упали тени. Это были леспромхозовские парни. Но Фидель сразу поднял автомат и крикнул: — В лесу стреляю без предупреждения!.. Парни исчезли в темноте между деревьями. Я шел впереди, ориентируясь на спортивную раму для канатов. Она темнела перед зданием штаба, как виселица. Фидель шел следом. Тропинка была узкой, не шире лыжни. Я то и дело спотыкался. Когда мы огибали последние дома, я заметил свет в библиотеке. Желтоватый ровный свет в окне. Я подумал о женщине в зырянских чунях. Почти увидел ее за бастионами книжных шкафов. В узком и тесном пространстве с рефлектором… И вот я КАК БЫ захожу туда, оставляя на деревянной лестнице мокрые следы. Пересекаю коридор, распахиваю дверь. Женщина встает, ее серьги покачиваются. Тишина настолько полная, что явственно слышится их мелодичный звон. Женщина снимает очки, тотчас коснувшись переносицы. Я слышу: «Что вас интересует?»
— Пошли, — сказал Фидель, — а то ноги мерзнут. Я говорю ему: — Мне надо в библиотеку зайти. — Ого! Ну ты даешь! — Я хочу там с одной поговорить. — Кончай, — говорит Фидель, — и так целые сутки добираемся. Я остановился. Кругом ни души. В стороне желтеют, огни поселка. Рядом темной стеной возвышается лес. Я говорю: — Фидель, будь человеком, пусти. Я познакомился с одной, мне надо… — Это значит — мерзнуть, ждать, пока ты кувыркаешься?! — Вместе зайдем. Фидель говорит: — Не могу. — Ты мне друг, — кричу, — или гражданин начальник?! Ну что ж, веди! Приказывай! — Пошли, — сказал Фидель. — Ясно, — говорю, — слушаюсь! Однако не двигаюсь с места. Фидель остановился у меня за спиной. — Мне, — говорю, — надо в библиотеку. — Иди вперед! — Мне надо… — Ну! Я посмотрел туда, где сияло квадратное окошко, дрожащий розовый маяк. Затем шагнул в сторону, оставляя позади нелепую фигуру конвоира. Тогда Фидель крикнул: — Стой! Я обернулся и говорю: — Хочешь меня убить? Он произнес еле слышно: — Назад! Тут я обругал его последними словами. Теми, что слышал на лесоповале у костра. И около КПП на разводе. И за карточным столом перед дракой. И в тюрьме после шмона… — Назад, — повторил Фидель…
Я шел не оборачиваясь. Я стал огромным. Я заслонил собой горизонт. Я слышал, как в опустевшей морозной тишине щелкнул затвор. Как, скрипнув, уступила боевая пружина. И вот уже наполнился патронник. Я чувствовал под гимнастеркой все девять кругов стандартной армейской мишени… И тут я ощутил невыносимый приступ злости. Как будто сам я, именно сам, целился в этого человека. И этот человек был единственным виновником моих несчастий. И на этом человеке без ремня лежала ответственность за все превратности моей судьбы. Вот только лица его я не успел разглядеть… Я остановился, посмотрел на Фиделя. Вздрогнул, увидев его лицо. (В зубах он держал меховую рукавицу.) Затем что-то крикнул и пошел ему навстречу. Фидель бросил автомат и заплакал. Стаскивая зачем-то полушубок. Обрывая пуговицы на гимнастерке. Я подошел к нему и встал рядом. — Ладно, — говорю, — пошли…
Июня 1982 года. Нью-Йорк
Дорогой Игорь! (Ваше отчество растряслось на ухабах совместного путешествия.) Оно закончено. Тормоза последнего многоточия заскрипят через десять абзацев. Есть ощущение легкости и пустоты. Ведь я семнадцать лет готовил эту рукопись к печати. The end of something, как выразился бы господин Хемингуэй… Вы знаете, я человек не религиозный. Более того, неверующий. И даже не суеверный. Я не боюсь похоронных шествий, черных кошек и разбитых зеркал. Ежеминутно просыпаю соль. И на Лене, которая шлет вам привет, женился тринадцатого (13!) декабря. Я крайне редко вижу сны. А если вижу, то на удивление примитивные. Например — у меня кончаются деньги в ресторане. Зигмунду Фрейду тут абсолютно нечего делать. У меня не случается дурных и тем более — радужных предчувствий. Я не ощущаю затылком пристальных взглядов. (Разве что они сопровождаются подзатыльниками.) Короче говоря, природа явно обделила меня своими трансцендентными дарами. И даже банальному материалистическому гипнозу я, как выяснилось, не подвержен. Но и меня задело легкое крыло потустороннего. Вся моя биография есть цепь хорошо организованных случайностей. На каждом шагу я различаю УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ СУДЬБЫ. Да и как мне не верить судьбе? Уж слишком очевидны, трафареты, по которым написана моя злополучная жизнь. Голубоватые тонкие линии проступают на каждой странице моего единственного черновика. Набоков говорил: «Случайность — логика фортуны». И действительно, что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности?.. Отец моего знакомого Шлафман рыл на даче яму под смородиновый куст. Где и настиг его приступ стенокардии. Как выяснилось, Шлафман рыл себе могилу. Случайность — логика фортуны… Мало этого, при жизни Шлафман был несокрушимым сталинистом. И — тоже не случайно. А для того, чтобы, я мог рассказывать эту историю без особой скорби… Я был наделен врожденными задатками спортсмена-десятиборца. Чтобы сделать из меня рефлектирующего юношу, потребовались (буквально!) — нечеловеческие усилия. Для этого была выстроена цепь неправдоподобных, а значит — убедительных и логичных случайностей. Одной из них была тюрьма. Видно, кому-то очень хотелось сделать из меня писателя. Не я выбрал эту женственную, крикливую, мученическую, тяжкую профессию. Она сама меня выбрала. И теперь уже некуда деться. Вы дочитываете последнюю страницу, я раскрываю новую тетрадь…
Заповедник
Моей жене, которая была права
В двенадцать подъехали к Луге. Остановились на вокзальной площади. Девушка-экскурсовод сменила возвышенный тон на более земной: — Там налево есть одно местечко… Мой сосед заинтересованно приподнялся: — В смысле — уборная? Всю дорогу он изводил меня: «Отбеливающее средство из шести букв?.. Вымирающее парнокопытное?.. Австрийский горнолыжник?..» Туристы вышли на залитую светом площадь. Водитель захлопнул дверцу и присел на корточки у радиатора. Вокзал… Грязноватое желтое здание с колоннами, часы, обесцвеченные солнцем дрожащие неоновые буквы… Я пересек вестибюль с газетным киоском и массивными цементными урнами. Интуитивно выявил буфет. — Через официанта, — вяло произнесла буфетчица. На пологой груди ее болтался штопор. Я сел у двери. Через минуту появился официант с громадными войлочными бакенбардами. — Что вам угодно? — Мне угодно, — говорю, — чтобы все были доброжелательны, скромны и любезны. Официант, пресыщенный разнообразием жизни, молчал. — Мне угодно сто граммов водки, пиво и два бутерброда. — С чем? — С колбасой, наверное… Я достал папиросы, закурил. Безобразно дрожали руки. «Стакан бы не выронить…» А тут еще рядом уселись две интеллигентные старухи. Вроде бы из нашего автобуса. Официант принес графинчик, бутылку и две конфеты. — Бутерброды кончились, — проговорил он с фальшивым трагизмом. Я расплатился. Поднял и тут же опустил стакан. Руки тряслись, как у эпилептика. Старухи брезгливо меня рассматривали. Я попытался улыбнуться: — Взгляните на меня с любовью! Старухи вздрогнули и пересели. Я услышал невнятные критические междометия. Черт с ними, думаю. Обхватил стакан двумя руками, выпил. Потом с шуршанием развернул конфету. Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъем. Я сунул бутылку пива в карман. Затем поднялся, чуть не опрокинув стул. Вернее, дюралевое кресло. Старухи продолжали испуганно меня разглядывать. Я вышел на площадь. Ограда сквера была завешена покоробившимися фанерными щитами. Диаграммы сулили в недалеком будущем горы мяса, шерсти, яиц и прочих интимностей. Мужчины курили возле автобуса. Женщины шумно рассаживались. Девушка-экскурсовод ела мороженое в тени. Я шагнул к ней: — Давайте познакомимся. — Аврора, — сказала она, протягивая липкую руку. — А я, — говорю, — танкер Дербент. Девушка не обиделась. — Над моим именем все смеются. Я привыкла… Что с вами? Вы красный! — Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я — конституционный демократ. — Нет, правда, вам худо? — Пью много… Хотите пива? — Зачем вы пьете? — спросила она. Что я мог ответить? — Это секрет, — говорю, — маленькая тайна… — Решили поработать в заповеднике? — Вот именно. — Я сразу поняла. — Разве я похож на филолога? — Вас провожал Митрофанов. Чрезвычайно эрудированный пушкинист. Вы хорошо его знаете? — Хорошо, — говорю, — с плохой стороны… — Как это? — Не придавайте значения. — Прочтите Гордина, Щеголева, Цявловскую… Воспоминания Керн… И какую-нибудь популярную брошюру о вреде алкоголя. — Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать. — С вами невозможно разговаривать… Шофер поглядел в нашу сторону. Экскурсанты расселись. Аврора доела мороженое, вытерла пальцы. — Летом, — сказала она, — в заповеднике довольно хорошо платят. Митрофанов зарабатывает около двухсот рублей. — И это на двести рублей больше, чем он стоит. — А вы еще и злой! — Будешь злым, — говорю. Шофер просигналил дважды. — Едем, — сказала Аврора. В львовском автобусе было тесно. Коленкоровые сиденья накалились. Желтью занавески усиливали ощущение духоты. Я перелистывал «Дневники» Алексея Вульфа. О Пушкине говорилось дружелюбно, иногда снисходительно. Вот она, пагубная для зрения близость. Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый — гений?! Я задремал. Невнятно доносились какие-то лишние сведения о матери Рылеева… Разбудили меня уже во Пскове. Вновь оштукатуренные стены кремля наводили тоску. Над центральной аркой дизайнеры укрепили безобразную, прибалтийского вида, кованую эмблему. Кремль напоминал громадных размеров макет. В одном из флигелей находилось местное бюро путешествий. Аврора заверила какие-то бумаги и нас повезли в «Геру» — самый фешенебельный местный ресторан. Я колебался — добавлять или не добавлять? Добавишь — завтра будет совсем плохо. Есть не хотелось… Я вышел на бульвар. Тяжело и низко шумели липы. Я давно убедился: стоит задуматься, и тотчас вспоминаешь что-нибудь грустное. Например, последний разговор с женой…
— Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь, — фальшива. Это — лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведешь. А ведешь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок… С твоими пороками нужно быть как минимум Хемингуэем… — Ты действительно считаешь его хорошим писателем? Может быть, и Джек Лондон хороший писатель? — Боже мой! При чем тут Джек Лондон?! У меня единственные сапоги в ломбарде… Я все могу простить. И бедность меня не пугает… Все, кроме предательства! — Что ты имеешь в виду? — Твое вечное пьянство. Твое… даже не хочу говорить… Нельзя быть художником за счет другого человека… Это подло! Ты столько говоришь о благородстве! А сам — холодный, жестокий, изворотливый человек… — Не забывай, что я двадцать лет пишу рассказы. — Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из сотни миллионов! — Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение… — Это слова. Бесконечные красивые слова… Надоело… У меня есть ребенок, за которого я отвечаю… — У меня тоже есть ребенок. — Которого ты месяцами игнорируешь. Мы для тебя — чужие… (В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…) — Умышленно, — говорю, — я зла не делал…
Я опустился на пологую скамейку. Вынул ручку и блокнот. Через минуту записал:
Любимая, я в Пушкинских Горах, Здесь без тебя — уныние и скука, Брожу по заповеднику, как сука. И душу мне терзает жуткий страх…
И так далее. Мои стихи несколько опережали действительность. До Пушкинских Гор оставалось километров сто. Я зашел в хозяйственную лавку. Приобрел конверт с изображением Магеллана. Спросил зачем-то: — Вы не знаете, при чем тут Магеллан? Продавец задумчиво ответил: — Может, умер… Или героя дали… Наклеил марку, запечатал, опустил… В шесть мы подъехали к зданию туристской базы. До этого были холмы, река, просторный горизонт с неровной кромкой леса. В общем, русский пейзаж без излишеств. Те обыденные его приметы, которые вызывают необъяснимо горькое чувство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|