Апреля 1982 года. Миннеаполис 10 глава
Это чувство всегда казалось мне подозрительным. Вообще страсть к неодушевленным предметам раздражает меня… (Я мысленно раскрыл записную книжку.) Есть что-то ущербное в нумизматах, филателистах, заядлых путешественниках, любителях кактусов и аквариумных рыб. Мне чуждо сонное долготерпение рыбака, безрезультатная немотивированная храбрость альпиниста, горделивая уверенность владельца королевского пуделя… Говорят, евреи равнодушны к природе. Так звучит один из упреков в адрес еврейской нации. Своей, мол, природы у евреев нет, а к чужой они равнодушны. Что ж, может быть, и так. Очевидно, во мне сказывается примесь еврейской крови… Короче, не люблю я восторженных созерцателей. И не очень доверяю их восторгам. Я думаю, любовь к березам торжествует за счет любви к человеку. И развивается как суррогат патриотизма… Я согласен, больную, парализованную мать острее жалеешь и любишь. Однако любоваться ее страданиями, выражать их эстетически — низость… Ладно… Подъехали к туристской базе. Какой-то идиот построил ее на расстоянии четырех километров от ближайшего водоема. Пруды, озера, речка знаменитая, а база — на солнцепеке. Правда, есть номера с душевыми кабинами… Изредка — горячая вода… Заходим в экскурсионное бюро. Сидит такая дама, мечта отставника. Аврора сунула ей путевой лист. Расписалась, получила обеденные талоны для группы. Что-то шепнула этой пышной блондинке, которая сразу же взглянула на меня. Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, деловую озабоченность и легкую тревогу. Она даже как-то выпрямилась. Резче зашуршали бумаги. — Вы не знакомы? — спросила Аврора. Я подошел ближе. — Хочу поработать в заповеднике.
— Люди нужны, — сказала блондинка. В конце этой реплики заметно ощущалось многоточие. То есть нужны именно хорошие, квалифицированные специалисты. А случайные, мол, люди — не требуются… — Экспозицию знаете? — спросила блондинка и неожиданно представилась: — Галина Александровна. — Я был здесь раза три. — Этого мало. — Согласен. Вот и приехал снова… — Нужно как следует подготовиться. Проштудировать, методичку. В жизни Пушкина еще так много неисследованного… Кое-что изменилось с прошлого года… — В жизни Пушкина? — удивился я. — Извините, — перебила Аврора, — меня туристы ждут. Желаю удачи… Она исчезла — юная, живая, полноценная. Завтра я услышу в одной из комнат музея ее чистый девичий голос: «…Вдумайтесь, товарищи!.. «Я вас любил так искренне, так нежно…» Миру крепостнических отношений противопоставил Александр Сергеевич этот вдохновенный гимн бескорыстия…» — Не в жизни Пушкина, — раздраженно сказала блондинка, — а в экспозиции музея. Например, сняли портрет Ганнибала. — Почему? — Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Захомельский. — Кто же это на самом деле? — И на самом деле — Закомельский. — Почему же он такой черный? — С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени. — Значит, правильно, что сняли? — Да какая разница — Ганнибал, Закомельский… Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала… Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось… Простите, вы женаты? Галина Александровна произнесла эту фразу внезапно и, я бы сказал — застенчиво. — Разведен, — говорю, — а что? — Наши девушки интересуются. — Какие девушки? — Их сейчас нет. Бухгалтер, методист, экскурсоводы… — Почему же они мной интересуются?
— Они не вами. Они всеми интересуются. У нас тут много одиноких. Парни разъехались… Кого наши девушки видят? Туристов? А что туристы? Хорошо, если у них восьмидневка. Из Ленинграда так на сутки приезжают. Или на трое… А вы надолго? — До осени. Если все будет хорошо. — Где вы остановились? Хотите, я позвоню в гостиницу? У нас их две, хорошая и плохая. Вы какую предпочитаете? — Тут, — говорю, — надо подумать. — Хорошая — дороже, — объяснила Галя. — Ладно, — сказал я, — денег все равно нет… Она сразу же куда-то позвонила. Долго кого-то уговаривала. Наконец вопрос был решен. Где-то записали мою фамилию. — Я вас провожу. Давно я не был объектом такой интенсивной женской заботы. В дальнейшем она будет проявляться еще настойчивее. И даже перерастет в нажим. Вначале я относил это за счет моей потускневшей индивидуальности. Затем убедился, насколько огромен дефицит мужского пола в этих краях. Кривоногий местный тракторист с локонами вокзальной шлюхи был окружен назойливыми румяными поклонницами. — Умираю, пива! — вяло говорил он. И девушки бежали за пивом… Галя заперла дверь экскурсионного бюро. Мы направились через лес в сторону поселка. — Вы любите Пушкина? — неожиданно спросила она. Что-то во мне дрогнуло, но я ответил: — Люблю… «Медного всадника», прозу… — А стихи? — Поздние стихи очень люблю. — А ранние? — Ранние тоже люблю, — сдался я. — Тут все живет и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Цилиндр, крылатка, знакомый профиль… Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач. — Борька, хрен моржовый, — дико заорал он, — ты ли это?! Я отозвался с неожиданным радушием. Еще один подонок застал меня врасплох. Вечно не успеваю сосредоточиться… — Я знал, что ты приедешь, — не унимался Гурьянов…
Впоследствии мне рассказали такую историю. Была тут в начале сезона пьянка. Чья-то свадьба или день рождения. Присутствовал местный сотрудник госбезопасности. Заговорили обо мне. Кто-то из общих знакомых сказал: — Он в Таллинне. Ему возразили: — Нет, уже год, как в Ленинграде. — А я слышал, что в Риге у Красильникова…
Следовали новые и новые версии. Чекист сосредоточенно поедал тушеную утку. Затем приподнял голову и коротко высказался: — Есть данные — собирается в Пушкинские Горы…
— Меня ждут, — сказал Гурьянов, как будто я его удерживал. Он посмотрел на Галю: — А ты похорошела. Никак зубы вставила? Карманы его тяжело оттопыривались. — Вот засранец! — неожиданно произнесла Галина. И через минуту: — Как хорошо, что Пушкин этого не видит. — Да, — сказал я, — это неплохо. Первый этаж гостиницы «Дружба» занимали три учреждения. Гастроном, парикмахерская и ресторан «Лукоморье». Надо бы, думаю, Галину пригласить за все ее услуги. Денег я захватил ничтожно мало. Один размашистый жест грозил катастрофой. Я промолчал. Мы подошли к барьеру, за которым сидела женщина-администратор. Галя меня представила. Женщина протянула увесистый ключ с номером 231. — А завтра подыщите комнату, — сказала Галина, — можно в поселке… Можно на Ворониче, только это дорого… Можно в одной из ближайших деревень: Савкино, Гайки… — Спасибо, — говорю, — выручили. — Ну, я пошла. Фраза оканчивалась едва уловимым вопросительным знаком: «Ну, я пошла?..» — Проводить вас? — Я живу в микрорайоне, — таинственно реагировала девушка. Затем — отчетливо и внятно, чересчур отчетливо и внятно: — Провожать не обязательно… И не думайте, что я такая… Она удалилась, гордо кивнув администратору. Я поднялся на второй этаж и отпер дверь. Кровать была аккуратно застелена. Репродуктор издавал прерывистые звуки. На перекладине распахнутого стенного шкафа болтались вешалки. В этой комнате, в этой узенькой лодке, я отплывал к неведомым берегам самостоятельной холостяцкой жизни. Я принял душ, смывая щекотливый осадок Галиных хлопот, налет автобусной влажной тесноты, коросту многодневного застолья. Настроение заметно улучшилось. Холодный душ подействовал как резкий окрик. Я вытерся, натянул гимнастические брюки и закурил. В коридоре раздавался стук шагов. Где-то звучала музыка. Под окнами шумели грузовики и бесчисленные мопеды. Я улегся поверх одеяла, раскрыл серый томик Виктора Лихоносова. Решил наконец выяснить, что это за деревенская проза? Обзавестись своего рода путеводителем…
Читая, я незаметно уснул. Проснулся в два ночи. Предутренний летний сумрак заливал комнату. Уже можно было сосчитать листья фикуса на окне. Я решил спокойно все обдумать. Попытаться рассеять ощущение катастрофы, тупика. Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем. Я находился в центре. Следовало разбить это поле на участки и браться за дело. Разорвать цепь драматических обстоятельств. Проанализировать ощущение краха. Изучить каждый фактор в отдельности. Человек двадцать лет пишет рассказы. Убежден, что с некоторыми основаниями взялся за перо. Люди, которым он доверяет, готовы это засвидетельствовать. Тебя не публикуют, не издают. Не принимают в свою компанию. В свою бандитскую шайку. Но разве об этом ты мечтал, бормоча первые строчки? Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет. Несколько сияющих истин должны были изменить мир к лучшему, а что произошло в действительности?.. У тебя есть десяток читателей. Дай Бог, чтобы их стало еще меньше… Тебе не платят — вот что скверно. Деньги — это свобода, пространство, капризы… Имея деньги, так легко переносить нищету… Учись зарабатывать их, не лицемеря. Иди работать грузчиком, пиши ночами. Мандельштам говорил, люди сохранят все, что им нужно. Вот и пиши… У тебя есть к этому способности — могло и не быть. Пиши, создай шедевр. Вызови душевное потрясение у читателя. У одного-единственного живого человека… Задача на всю жизнь. А если не получится? Что ж, ты сам говорил, в моральном отношении неудавшаяся попытка еще благороднее. Хотя бы потому, что не вознаграждается… Пиши, раз уж взялся, тащи этот груз. Чем он весомее, тем легче… Тебя угнетают долги? У кого их не было?! Не огорчайся. Ведь это единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми… Оглядываясь, ты видишь руины? Этого можно было ожидать. Кто живет в мире слов, тот не ладит с вещами. Ты завидуешь любому, кто называет себя писателем. Кто может, вытащив удостоверение, документально это засвидетельствовать. Но что же пишут твои современники? У писателя Волина ты обнаружил:
«…Мне стало предельно ясно…»
И на той же странице:
«…С беспредельной ясностью Ким ощутил…»
Слово перевернуто вверх ногами. Из него высыпалось содержимое. Вернее, содержимого не оказалось. Слова громоздились неосязаемые, как тень от пустой бутылки… Ах, не о том, не о том зашла речь!.. Как надоели вечные твои уловки!.. Жить невозможно. Надо либо жить, либо писать. Либо слово, либо дело. Но твое дело — слово. А всякое Дело с заглавной буквы тебе ненавистно. Вокруг него — зона мертвого пространства. Там гибнет все, что мешает делу. Там гибнут надежды, иллюзии, воспоминания. Там царит убогий, непререкаемый, однозначный материализм…
И снова — не то, не то… Во что ты превратил свою жену? Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. Ты сделал ее ревнивой, подозрительной и нервной. Ее неизменная фраза: «Что ты хочешь этим сказать?» — памятник твоей изворотливости… Твои безобразия достигали курьезов. Помнишь, как ты вернулся около четырех ночи и стал расшнуровывать ботинки. Жена проснулась и застонала: — Господи, куда в такую рань?!. — Действительно, рановато, рановато, — пробормотал ты. А потом быстро разделся и лег… Да что тут говорить…
Утро. Шаги, заглушаемые алой ковровой дорожкой. Внезапное прерывистое бормотание репродуктора. Плеск воды за стеной. Грузовики под окнами. Неожиданный отдаленный крик петуха… В детстве лето было озвучено гудками паровозов. Пригородные дачи… Запах вокзальной гари и нагретого песка… Настольный теннис под ветками… Тугой и звонкий стук мяча… Танцы на веранде (старший брат доверил тебе заводить патефон)… Глеб Романов… Ружена Сикора… «Эта песня за два сольди, за два гроша…», «Я тобою в Бухаресте грезил наяву…». Выжженный солнцем пляж… Жесткая осока… Длинные трусы и следы резинок на икрах… Набившийся в сандалии песок… В дверь постучали: — К телефону! — Это недоразумение, — говорю. — Вы — Алиханов? Меня проводили в комнату сестры-хозяйки. Я взял трубку. — Вы спали? — поинтересовалась Галина. Я горячо возразил. Я давно заметил, что на этот вопрос люди реагируют с излишней горячностью. Задайте человеку вопрос: «Бывают ли у тебя запои?» — и человек спокойно ответит — нет. А может быть, охотно согласится. Зато вопрос «Ты спал?» большинство переживает чуть ли не как оскорбление. Как попытку уличить человека в злодействе… — Я договорилась насчет комнаты. — Вот спасибо. — В деревне Сосново. Пять минут от турбазы. Отдельный вход. — Это главное. — Хозяин, правда, выпивает. — Еще один козырь. — Запомните фамилию — Сорокин. Михаил Иваныч… Пойдете через турбазу вдоль оврага. С горы уже деревню видно. Четвертый дом… А может, пятый. Да вы найдете. Там свалка рядом… — Спасибо, милая. Тон резко изменился. — Какая я вам милая?! Ох, умираю… Милая… Скажите пожалуйста… Милую нашел… В дальнейшем я не раз изумлялся этим мгновенным Галиным преображениям. Живое участие, радушие и простота сменялись крикливыми интонациями оскорбленного целомудрия. Нормальная речь — визгливым провинциальным говором… — И не подумайте чего-нибудь такого! — Такого — никогда. И еще раз — спасибо… Я отправился на турбазу. На этот раз здесь было людно. Вокруг стояли разноцветные автомашины. Группами и поодиночке бродили туристы в курортных шапочках. У газетного киоска выстроилась очередь. Из распахнутых окон столовой доносился звон посуды и визг металлических табуреток. Здесь же резвилось несколько упитанных дворняг. На каждом шагу я видел изображения Пушкина. Даже возле таинственной кирпичной будочки с надписью «Огнеопасно!». Сходство исчерпывалось бакенбардами. Размеры их варьировались произвольно. Я давно заметил: у наших художников имеются любимые объекты, где нет предела размаху и вдохновению. Это в первую очередь — борода Карла Маркса и лоб Ильича… Репродуктор был включен на полную мощность: — Внимание! Говорит радиоузел пушкиногорской туристской базы. Объявляем порядок дня на сегодня… Я зашел в экскурсионное бюро. Галину осаждали туристы. Она махнула рукой, чтобы я подождал. Я взял с полки брошюру «Жемчужина Крыма». Достал сигареты. Экскурсоводы, получив какие-то бумаги, удалялись. За ними к автобусам бежали туристы. Несколько «диких» семейств жаждало присоединиться к группам. Ими занималась высокая худенькая девушка. Ко мне застенчиво приблизился мужчина в тирольской шляпе: — Извините, могу я задать вопрос? — Слушаю вас. — Это дали? — То есть? — Я спрашиваю, это дали? — Тиролец увлек меня к распахнутому окну. — В каком смысле? — В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите. — Не понимаю. Мужчина слегка покраснел и начал торопливо объяснять: — У меня была открытка… Я — филокартист… — Кто? — Филокартист. Собираю открытки… Филос — любовь, картос… — Ясно. — У меня есть цветная открытка — «Псковские дали». И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить — это дали? — В общем-то, дали, — говорю. — Типично псковские? — Не без этого. Мужчина, сияя, отошел… Миновал час пик. Бюро опустело. — С каждым летом наплыв туристов увеличивается, — пояснила Галина. И затем, немного возвысив голос: — Исполнилось пророчество: «Не зарастет священная тропа!..»[1] Не зарастет, думаю. Где уж ей, бедной, зарасти. Ее давно вытоптали эскадроны туристов… — По утрам здесь жуткий бардак, — сказала Галина. Я снова подивился неожиданному разнообразию ее лексики. Галя познакомила меня с инструктором бюро — Людмилой. Ее гладкими ножками я буду тайно любоваться до конца сезона. Люда вела себя ровно и приветливо. Это объяснялось наличием жениха. Ее не уродовала постоянная готовность к возмущенному отпору. Пока что жених находился в тюрьме… Затем появилась некрасивая женщина лет тридцати — методист. Звали ее Марианна Петровна. У Марианны было запущенное лицо без дефектов и неуловимо плохая фигура. Я объяснил цель моего приезда. Скептически улыбаясь, она пригласила меня в отдельный кабинет. — Вы любите Пушкина? Я испытал глухое раздражение. — Люблю. Так, думаю, и разлюбить недолго. — А можно спросить — за что? Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно, любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой. А вдруг, мол, я — фальшивомонетчик… — То есть как? — спрашиваю. — За что вы любите Пушкина? — Давайте, — не выдержал я, — прекратим этот идиотский экзамен. Я окончил среднюю школу. Потом — университет. (Тут я немного преувеличил. Меня выгнали с третьего курса.) Кое-что прочел. В общем, разбираюсь… Да и претендую всего лишь на роль экскурсовода… К счастью, мой резкий тон остался незамеченным. Как я позднее убедился, элементарная грубость здесь сходила легче, чем воображаемый апломб… — И все-таки? — Марианна ждала ответа. Причем того ответа, который ей был заранее известен. — Ладно, — говорю, — попробую… Что ж, слушайте. Пушкин — наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара — Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV–XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах. «Вертер» — дань сентиментализму. «Кавказский пленник» — типично байроническая вещь. Но «Фауст», допустим, это уже елизаветинцы. А «Маленькие трагедии» естественно продолжают один из жанров Ренессанса. Такова же и лирика Пушкина. И если она горька, то не в духе Байрона, а в духе, мне кажется, шекспировских сонетов… Доступно излагаю? — При чем тут Гете? — спросила Марианна. — И при чем тут Ренессанс? — Ни при чем! — окончательно взбесился я. — Гете совершенно ни при чем! А Ренессансом звали лошадь Дон Кихота. Который тоже ни при чем! И я тут, очевидно, ни при чем!.. — Успокойтесь, — прошептала Марианна, — какой вы нервный… Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..» — Любить публично — скотство! — заорал я. — Есть особый термин в сексопатологии… Дрожащей рукой она протянула мне стакан воды. Я отодвинул его. — Вы-то сами любили кого-нибудь? Когда-нибудь?!. Не стоило этого говорить. Сейчас она зарыдает и крикнет: «Мне тридцать четыре года, и я — одинокая девушка!..» — Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин… По-видимому, это и был заведомо готовый ответ на ее дурацкий вопрос. Только и всего, думаю? — Ознакомьтесь с методичкой. А вот — список книг. Они имеются в читальном зале. И доложите Галине Александровне, что собеседование прошло успешно… Мне стало неловко. — Спасибо, — говорю, — простите, что был невоздержан. Я свернул методичку и положил в карман. — Аккуратнее, у нас всего три экземпляра. Я вытащил методичку и попытался ее разгладить. — И еще, — Марианна понизила голос, — вы спросили о любви… — Это вы спросили о любви. — Нет, это вы спросили о любви… Насколько я понимаю, вас интересует, замужем ли я? Так вот, я — замужем! — Вы лишили меня последней надежды, — сказал я уходя. В коридоре Галина познакомила меня с экскурсоводом Натэллой. Снова — неожиданная вспышка заинтересованности: — Будете у нас работать? — Попытаюсь. — Сигареты у вас есть? Мы вышли на крыльцо. Натэлла приехала из Москвы, движимая романтическими, вернее — авантюрными целями. По образованию — инженер-физик, работает школьной учительницей. Решила провести здесь трехмесячный отпуск. Жалеет, что приехала. В заповеднике — толчея. Экскурсоводы и методисты — психи. Туристы — свиньи и невежды. Все обожают Пушкина. И свою любовь к Пушкину. И любовь к своей любви. Единственный порядочный человек — Марков… — Кто такой Марков? — Фотограф. Законченный пропойца. Я вас познакомлю. Он научил меня пить «Агдам». Это нечто фантастическое! Он и вас научит… — Премного благодарен. Но боюсь, что в этом деле я и сам — профессор. — Давайте как-нибудь поддадим! Прямо на лоне… — Условились. — А вы человек опасный. — То есть? — Я это сразу почувствовала. Вы жутко опасный человек. — В нетрезвом состоянии? — Я говорю не о том. — Не понял. — Полюбить такого, как вы, — опасно. И Натэлла почти болезненно толкнула меня коленом… Господи, думаю, здесь все ненормальные. Даже те, которые считают ненормальными всех остальных… — Выпейте «Агдама», — говорю, — и успокойтесь. Я хочу отдохнуть и поработать. Опасности для вас не представляю… — Это мы еще посмотрим, — истерически расхохоталась Натэлла. Затем она кокетливо взмахнула холщовым мешком с изображением Джеймса Бонда и удалилась. Я направился в Сосново. Дорога тянулась к вершине холма, огибая унылое поле. По краям его бесформенными грудами темнели валуны. Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под гору, я увидел несколько изб, окруженных березами. В стороне бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации. Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву. Над крышами летали галки. Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки. Я пересек деревню, вернулся. Помедлил возле одного из домов. Хлопнула дверь, и на крыльце появился мужчина в застиранной железнодорожной гимнастерке. Я поинтересовался, как найти Сорокина. — Толик меня зовут, — сказал он. Я представился и еще раз объяснил, что мне нужен Сорокин. — А где он живет? — спросил Толик. — В деревне Сосново. — Так это Сосново и есть. — Я знаю. Как же мне его найти? — Тимоху, что ли, Сорокина? — Его зовут Михал Иваныч. — Тимоха помер год назад. Замерз поддавши… — Мне бы Сорокина разыскать. — Видно, мало поддал. А то бы выжил… — Мне бы Сорокина… — Не Мишку случайно? — Его зовут Михал Иваныч. — Так это Мишка и есть. Долихи зять. Знаете Долиху, криво повязанную? — Я приезжий. — Не с Опочки? — Из Ленинграда. — А, знаю, слышал… — Так как бы Михал Иваныча разыскать? — Мишку-то? — Вот именно. Толик откровенно и деловито помочился с крыльца, Затем приоткрыл дверь и скомандовал: — Але! Раздолбай Иваныч! К тебе пришли. И, подмигнув, добавил: — С милиции, за алиментами… Тотчас высунулась багровая рожа, щедро украшенная синими глазами: — Это… Кому?.. Вы насчет ружья? — Мне говорили, у вас сдается комната. На лице Михал Иваныча выразилось сильнейшее замешательство. Впоследствии я убедился, что это — его обычная реакция на любое, самое безобидное заявление. — Комнату?.. Это… Зачем? — Я работаю в заповеднике. Хочу снять комнату. Временно. До осени. Есть у вас лишняя комната? — Дом-то маткин. На мать записан. А матка во Пскове. У ей ноги распухши… — То есть, вы комнату не сдаете? — Прошлый год евреи жили. Худого не скажу, люди культурные… Ни тебе политуры, ни одеколона… А только — белое, красное и пиво… Лично я евреев уважаю. — Они Христа распяли, — вмешался Толик. — Так это когда было! — закричал Михал Иваныч. — Это еще до революции было… — Комнату, — говорю, — сдаете или нет? — Проводи человека, — распорядился Толик, застегивая ширинку. Мы шли втроем по деревенской улице. У изгороди стояла тетка в мужском пиджаке с орденом Красной Звезды на лацкане. — Зин, одолжи пятерочку! — выкрикнул Михал Иваныч. Тетка отмахнулась. — Угоришь с вина… Слыхал, постановление вышло? Всех алкашей повесить на тросу!.. — Куда?! — расхохотался Михал Иваныч, — Железа не хватит. Всей нашей металлургии придет хана… Потом добавил: — Вот курва старая. Ты у меня еще дров попросишь… Я в лесничестве работаю — дружбист! — Кто? — не понял я. — Бензопила у меня… «Дружба»… Хуяк — и червонец в кармане. — Дружбист, — ворчала тетка, — с винищем дружишь… До смерти не опейся… — Трудно, — как будто даже посетовал Михал Иваныч. Это был широкоплечий, статный человек. Даже рваная, грязная одежда не могла его по-настоящему изуродовать. Бурое лицо, худые мощные ключицы под распахнутой сорочкой, упругий, четкий шаг… Я невольно им любовался… Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла — заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля. В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из «Огонька». Рядом широко улыбался Гагарин. В раковине с черными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола. Две кошки геральдического вида — угольно-черная и розовато-белая — жеманно фланировали по столу, огибая тарелки. Хозяин шуганул их подвернувшимся валенком. Звякнули осколки. Кошки с безумным ревом перелетели в темный угол. Соседняя комната выглядела еще безобразнее. Середина потолка угрожающе нависала. Две металлические кровати были завалены тряпьем и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа. Откровенно говоря, я немного растерялся. Сказать бы честно: «Мне это не подходит…» Но, очевидно, я все-таки интеллигент. И я произнес нечто лирическое: — Окна выходят на юг? — На самый, самый юг, — поддакнул Толик. За окном я увидел полуразрушенную баню. — Главное, — сказал я, — вход отдельный. — Ход отдельный, — согласился Михал Иваныч, — только заколоченный. — А, — говорю, — жаль. — Эйн момент, — сказал хозяин, разбежался и вышиб дверь ногой. — Сколько платить? — А нисколько. — То есть, как? — спрашиваю. — А вот так. Неси шесть бутылок отравы, и площадь за тобой. — Нельзя ли договориться более конкретно? Скажем, двадцать рублей вас устраивает? Хозяин задумался: — Это сколько будет? — Я же говорю — двадцать рублей. — А если на кир перевести? По рупь четыре? — Девятнадцать бутылок «Розового крепкого». Пачка «Беломора». Два коробка спичек, — отчеканил Толик. — И два рубля — подъемных, — уточнил Михал Иваныч. Я вынул деньги. — Туалет осмотреть желаете? — Потом, — говорю. — Значит, условились? Где вы оставляете ключ? — Нет ключа, — сказал Михал Иваныч, — потерян. Да ты не уходи, мы сбегаем. — У меня дела на турбазе. В следующий раз… — Как знаешь. Я на турбазу вечером зайду. Надо Лизке поджопник дать. — Кто это — Лизка? — спрашиваю. — Баба моя. В смысле — жена. На турбазе сестрой-хозяйкой работает. Мы с ей разошедши. — Так что же вы, бить ее собираетесь? — Кому?.. Ее повесить мало, да неохота связываться. Ружье у меня отобрать хотели, вроде я грозился ее застрелить… Я думал, ты насчет ружья… — Патронов жалко на ее, — вмешался Толик. — Не говори, — согласился Михал Иваныч, — я ведь и руками задушу, если надо… Зимой ее встречаю, то да се, по-хорошему… Кричит: «Ой, Мишенька, не буду, ой, пусти…» Майор Джафаров вызывает и говорит: «Твоя фамилия?» А я ему: «Манда кобылья…» Пятнадцать суток дали, без курева, без ничего… А нам-то хули?.. Сидеть — не работать… Лизка бумагу прокурору написала, сажайте, мол, а то убьет… Чего ее убивать-то?.. — Визгу не оберешься, — согласился Толик. И добавил: — Ну, пошли! А то закроют сельский маг… Друзья направились в микрорайон, жизнелюбивые, отталкивающие и воинственные, как сорняки… А я до закрытия просидел в библиотеке. На подготовку экскурсии ушло три дня. Галина представила меня двум лучшим с ее точки зрения экскурсоводам. Я обошел с ними заповедник, прислушиваясь и кое-что записывая. Заповедник состоял из трех мемориальных объектов. Дом и усадьба Пушкиных в Михайловском. Тригорское, где жили друзья поэта и где он бывал чуть ли не ежедневно. И наконец, монастырь с фамильным захоронением Пушкиных-Ганнибалов. Экскурсия в Михайловском состояла из нескольких разделов. История усадьбы. Вторая ссылка поэта. Арина Родионовна. Семейство Пушкиных. Друзья, навестившие поэта в изгнании. Декабрьское выступление. И — кабинет, с беглым обзором творчества Пушкина. Я разыскал хранительницу музея и представился ей. Виктории Альбертовне можно было дать лет сорок. Длинная юбка с воланами, обесцвеченные локоны, интальо, зонтик — претенциозная картинка Бенуа. Этот стиль вымирающего провинциального дворянства здесь явно и умышленно культивировался. В каждом из местных научных работников заявляла о себе его характерная черточка. Кто-то стягивал на груди фантастических размеров цыганскую шаль. У кого-то болталась за плечами изысканная соломенная шляпа. Кому-то достался нелепый веер из перьев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|