Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура менеджмента. Внешняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия.




Борохов Эдуард Александрович

Оглавление

§1. Природа управления. Тенденция его развития. 4

Менеджмент — управление в условиях рынка. 4

§2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. 4

§3. Эпохи развития менеджмента. 4

§4. Этапы и школы менеджмента. 5

§5. Инфраструктура менеджмента. Внешняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия. 6

Параметры внешней среды.. 6

Факторы внешней среды.. 7

§6.Методологические основы менеджмента. Цели и задачи управления предприятием. 9

Основные задачи менеджмента. 9

Функции менеджмента. 9

Функции менеджмента. 10

Средства и методы менеджмента. 12

Экономические методы (косвенного воздействия). 13

§7. Планирование менеджмента. 13

Распределение стратегических ресурсов. 14

Схема стратегического менеджмента. 14

SWOT метод. 15

Топология стратегий. 16

Сетка развития товара и рынка Ансофф. 17

Факторы выбора стратегии. 18

Анализ портфеля (направления деятельности) предприятия. 18

§8. Мотивация в менеджменте. 19

Модель Ньюстрема. Процесс мотивации. 20

Теории трудовой мотивации. 20

Содержательные. 20

Герцберг. 20

Процессуальные. 21

Когнитивные. 23

§9. Управленческий контроль. 24

Процесс стратегического планирования: 24

Процесс контроля: 24

Принципы управленческого контроля: 25

Процесс контролирования. 26

Барьеры и сопротивление контролю.. 26

Мероприятия по улучшению контроля. 26

Управленческие решения. 26

Виды и типы управленческих решений. 26

Основные подходы к принятию решений. 27

Процесс принятия решения. 27

§10. Власть и способы ее реализации. 28

Источники личностной основы.. 29

Источники организационной основы.. 29

Власть и влияние. Формальная и реальная. 30

Способы реализации власти. 30

Требования к распоряжению: 30

Теории лидерства. 31

Лидер организации. Понятия и виды.. 31

§11. Стили управления. 33

Одномерные. 33

Авторитарный стиль: 35

Демократический стиль: 35

Многомерные. 36

Теория Фидлера. 36

Модель Митчелла—Хауса (основывается на Теории ожидания). 37

Теория Херсли—Бланшара (Теория жизненного цикла). 38

Модель Врума–Йеттона (внимание на процесс принятия решений). 38

§12. Управление группами. 39

Причины создания групп. 39

Стадии развития групп. 39

Основные характеристики. 40

Ситуационные характеристики. 40

Формальные и неформальные группы.. 41

Преимущества и недостатки работы в группе. 41

Критерии эффективности групповой работы.. 41

Основные признаки эффективной группы.. 42

Условия деятельности группы (эффективность). 42

Поддерживающее окружение. 42

Личностные характеристики сотрудников группы.. 42

Навыки. 42

Модель эффективного функционирования группы.. 42

 


Природа управления. Тенденция его развития.

Менеджмент — вид управления в условиях рынка.

Управление — функция организованных систем различной природы, обеспечиваю сохранность их определенной структуры, поддержания режима деятельности и реализацию их программ.

1. Управление в неживой природе (механизмы, процессы)

2. Управление в живой природе (биологические системы)

3. Управление в человеческом обществе (социальные системы)

Менеджмент — управление в условиях рынка

Управленческие революции:

1. Религиозно-коммерческая, 5000 до н.э. Шумер, Египет. Функции: бух. учет, контроль, снабжение.

2. Светско-административная. Хаммурапи. Кодекс законов. 2100 до н.э. Контроль сделок, становление минимума заработной платы, становление ответственности. Хаммурапи интересовался лидерством и мотивацией.

3. Производственно-строительная, 600 до н.э. Соединение гос. методов управления с контролем за деятельностью производства и строительства.

4. Зарождение капитализма. Индустриальный способ производства. Норма выработки. Условия труда. Зарождение менеджмента, конец 18 века. Американский закон о праве собственности. Отделение собственности от управления.

5. Появление профессионального класса, теории менеджмента и школ менеджмента.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Менеджмент — наука, учебная дисциплина, искусство.

Факторы:

1. Рыночные отношения (конкуренция).

2. Индустриальный способ производства.

3. Появление акционерных собственников.

Эпохи развития менеджмента

1. Массовое производство

2. Массовый сбыт

3. Постиндустриальная эпоха — качественный уровень жизни

Массовое производство. Пустой рынок. Спрос большой. Нужно было выпускать много и продавать дешевле конкурентов. Тогда и возникли школы менеджмента

Массовый сбыт. Спрос приблизился к насыщению, товаров много. Дифференциация товаров. Возник маркетинг.

Постиндустриальная эпоха. Качественные показатели уровня жизни. Нужно было занимать долю рынка, предвидеть покупателя, обеспечивать сроки поставок, соблюдать качество продукции, регулировать цены. Сформировалась репутация.

Проблемы пост. индустриальной эпохи:

1. Значительная доля интеллектуального капитала

2. Активное вытеснение человека из процесса производства

3. Глобализация экономики

4. Инновации

5. Этика бизнеса

Этапы и школы менеджмента.

Г. Таун предложил теорию менеджмента, обучать менеджменту.

Школы менеджмента:

I. Классическая

a. Первый подход — научный управленческий подход

b. Второй подход — административно-управленческий подход

Первый подход (1885–1920 гг.). Цель — достижение максимальной эффективности деятельности работника на одном рабочем месте (Те…кор)

Пять принципов:

1. Научный отбор рабочего (тесты)

2. Научное изучение обучения рабочего

3. Специализация работы

4. Важность побудительной мотивов заработной платы

5. Справедливое регулирование ответственности между работниками и управляющими

Второй подход (1920–1950 гг.). Цель — обеспечить организацию в целом (Файоль)

Функции:

1. Планирование

2. Организация

3. Распорядительство

4. Координирование

5. Контролирование

Четырнадцать управленческих принципов:

1. Разделение труда

2. Власть и ответственность

3. Дисциплина

4. Единогласие

5. Равенство руководства — все действия по одному плану и под руководством одного начальника

6. Субординация общего интереса и общей цели

7. Вознаграждение

8. Централизация

9. Скалярная цепь — организация сверху донизу.

10. Порядок — все ресурс в нужное время и в нужном месте

11. Равенство и справедливость

12. Стабильность персонала

13. Инициатива обдумывания и выполнение плана

14. Корпоративный дух

М. Вебер — теория рациональной бюрократии: разделение труда, фиксированная плата руководителей, руководители не должны быть собственниками фирмы.

Дюркгейм, Парето.

II. Теория человеческих отношений (с 1930-х гг., Мэйо, Шелдон, Фоллер)

a. Хоторнский эксперимент.

b. Цель — повышение эффективности работника за счет мотивации, улучшение условий труда.

III. Психоаналитическая школа (Фред)

a. Коллектив — семья, отец — начальник.

IV. Школа науки управления (с 1950-х годов)

a. Упор на принятие решения.

b. Для принятия решения используются модели — исследование операций.

Количественный анализ

Подходы:

1. Процессный

2. Системный (Синергия — целое всегда больше, чем сумма частей)

3. Ситуационный

Инфраструктура менеджмента. Внешняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Средой организации является наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование.

Внутренняя среда организации — хозяйственный организм, который включает в себя управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-бытовой деятельности.

Внешняя среда организации — внешние условия и факторы, возникающие в определенной среде, независимо от деятельности фирмы, но способные оказать воздействие на ее функционирование, и поэтому требующие применения управленческих решений.

Параметры внешней среды

1. Сложность — количество и многообразие воздействующих факторов

o Число различных поставщиков одной категории материалов в рыночной нише

o Уровень концентрации поставщиков, труда, отраслевых продаж, конкурентов в обозначенном секторе рынка

o Уровень продуктов, дифференцированных по сегментам отрасли внутри сектора

o Социо-культурная диверсификация в рыночной нише

o Уровень диверсификации всех норм бизнеса в рыночной нише

o Показатель технологической диверсификации внутри отрасли

2. Взаимозависимость — взаимосвязанность взаимодействующих факторов

3. Неопределенность — непредсказуемый случайный характер процессов

4. Динамичность — степень изменения цен конкурентов

o Степень изменения цен поставщиков

o Степень изменения в производительности труда

o Степень изменения в спросе

o Степень изменения в возможности финансирования

o Степень изменения в методах коммуникации

o Степень изменения в политике регулирования рынка

o Уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок новой продукции

o Уровень активности новых конкурентов

o Степень изменения в результате отклонения жизненного цикла

o Степень изменения в результате влияния новой технологии, появившейся в отрасли

Факторы внешней среды

I. Факторы прямого воздействия (микросреда)

1. Поставщики

2. Потребители

3. Конкуренты

a. Угроза появления в отрасли новых конкурентов

b. Способность покупателей добиваться снижения цен

c. Способность поставщиков добиваться повышения цен

d. Возможность появления заменителей услуг и продуктов

e. Степень ожесточенности борьбы между конкурентами

4. Законодательство и органы ГНУ

a. Степень благоприятности, организованной для деятельности организации

b. Равенство условий деятельности для всех организаций данной отрасли

c. Возможность быстрого и справедливого решения проблем и конфликтов

d. Долговременность, стабильности и определенность правовых норм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...