Лидер организации. Понятия и виды
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Лидер организации — индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.
1. Только лидер может выработать эффективную деятельность 2. Объединить людей 3. Осуществить радикальные изменения 4. Эффективно распределить ресурсы и решить проблемы 5. Выстроить отношения между сотрудниками
Классификации:
1) Лидер- генератор идей 2) Лидер-мотиватор 3) Лидер-организатор 4) Лидер-диспетчер (распределяет функции)
1) Успешно действует в экстренных условиях 2) Успешен в условиях стабильности
1) Лидер идентифицирует себя с рабочей группой 2) С группой управляющих
1) «Защитники» — всё продумывают, поддерживают среду, сосредоточены на производстве, строгий контроль за затратами 2) «Изыскатели» — динамичная окружающая среда, стремятся совершать открытия и работать над новыми продуктами, готовы идти на риск провала. Должны обладать гибкостью, предпочитать гибкие адаптивные структуры. 3) «Аналитики» — совмещают характеристики «защитников» и «изыскателей». Цель – минимизация рисков и максимизация доходов. 4) «Реакторы» — реагируют на изменение внешней среды непосредственно (= непосредовательно). Стили управления Стиль – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент необходимо: одномерные и многомерные. Одномерные Основа – теория Мак-Грегора. Теория Х – человек ленив, отсутствует честолюбие, предпочитает быть руководим, не брать на себя ответственность. Принуждение, страх, наказание, контроль.
Теория Y – это не от природы, связано с условиями жизни людей, инициативен, ответственен только в том случае, если создать условия – вознаграждение, поощрение. Теория Z – учитывает национальные особенности.
Оценка стиля проводится на основе критериев: 1) Продуктивность работы 2) Удовлетворенность его членов трудом Авторитарный стиль: Условия использования авторитарного стиля: 1) При срочных или требующих оперативного решения задачах 2) В случае повторяющихся традиционных решений 3) На начальном этапе формирования организации 4) При низкой квалификации работников 5) При наличии категорических разногласий в коллективе по поводу определения главных целей 6) При необходимости срочного проведения перестановки сил 7) В срочных, сложных или экстренных ситуациях 8) В случае попыток сотрудников удовлетворять личные потребности за счёт коллектива 9) В случае явных отклонений в производстве или качестве труда работников Недостатки: 1) Сдерживание индивидуальной инициативы 2) Одностороннее движение информации (сверху вниз) 3) Отсутствие обратной связи 4) Ухудшается социально – психологический климат, увеличивается текучесть кадров Плюсы: 1) Порядок и срочность 2) Предсказуемость результатов Демократический стиль: Характеристика: · Высокая степень децентрализации полномочий · Активное участие сотрудников в принятии решений · Создание условий деятельности, при которых выполнение работы оказывается привлекательным Виды: 1) Консультативный – руководитель консультируется с работниками, стремится использовать всё, что они предлагают. Использует поощрение чаще, чем наказание. 2) Партисепативный – руководитель полностью доверяет подчинённым, ответственность с себя не снимает.
Плюсы: 1) Высокий уровень культуры подчинённых 2) Двусторонний поток информации Недостаток: Длительное время принятия решений
Многомерные. 1) Решетка Блейка – Моутон (двумерный)
2) Концепции ситуационного менеджмента Теория Фидлера НПР – шкалы наименее предпочитаемого работника.
Если руководитель набирает больше баллов, то он склонен уделять больше внимания отношениям с подчинёнными, и наоборот: если меньше – отношение к организационно-техническим мероприятиям. Возможность руководителя контролировать ситуацию определяется переменными: 1) Отношение руководителя с подчинёнными. Эта переменная характеризует уровень поддержки. Эта переменная важнейшая из трёх! 2) Структурированность работы – ясность цели, множественность средств по достижению цели, обоснованность решения, специфичность решения (возможность возникновения альтернативных решений) 3) Должностные позиции руководителя / Можно подбирать руководителя под ситуацию и наоборот менять ситуацию под руководителя (Теория Фидлера)
Четыре стиля управления (зависят от ситуации, потребностей и личных качеств работников, степени уверенности работников в своих силах).
1. Стиль «поддержки» — у работников есть потребность к самоуважению и принадлежности к коллективу (внимание к человеческим отношениям). 2. «Инструментальный» стиль – сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности (внимание к организационно – техническим мероприятиям) 3. Стиль, ориентированный на «достижение» — сотрудники стремятся к высоким результатам, уверены, что смогут их достичь. Роль руководителя: постановка задачи, обеспечение условий для выполнения, ожидание исполнения без принуждения. 4. Стиль, ориентированный на «участие» — подчинённые стремятся реализовать себя в управленческой деятельности: руководитель должен использовать предложения и советы в принятии решений. Теория Херсли—Бланшара (Теория жизненного цикла) Зрелость – способность отвечать за свое поведение, уровень образованности и опыта, внутреннее желание достичь определённых целей. Четыре стиля управления: 1) Низкий уровень зрелости: сотрудники не способны или не желают отвечать за результаты своей работы. Руководитель должен ориентироваться на решение организационно – технических проблем. 2) Средний уровень зрелости: хотят брать на себя ответственность, но не могут по каким – либо причинам (5.5 – равное внимание). 3) Высокий уровень зрелости: могут, но не хотят – стиль, ориентированный на принятие участия в решениях, возможность проявить себя – (Демократический партисепативный стиль). 4) Высший уровень зрелости: люди хотят и могут нести ответственность. Делигирующий стиль.
Модель Врума–Йеттона (внимание на процесс принятия решений) 1) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации – (Авторитарный эксплуататорский стиль). 2) Руководитель сообщает подчинённым суть проблемы, выслушивает их мнение и принимает решение – (Авторитарный благожелательный стиль). 3) Руководитель обобщает мнения подчинённых и с их учётом принимает собственное решение – (Демократический консультативный стиль). 4) Руководитель совместно с подчинёнными обсуждает проблему и вырабатывает общее мнение – (Демократический партисепативный стиль). 5) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая вырабатывает или коллективное решение или принимает лучшее не зависимо от того, кто его автор – (Либеральный стиль). Критерии выбора стилей: 1) Наличие достаточной информации и опыта у подчинённых 2) Уровень требований, предъявляемых к решению 3) Чёткость и структурированность проблемы 4) Степень причастности подчинённых к делам организации и необходимость согласовывать с ними решение
5) Вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей 6) Заинтересованность исполнителей в достижении целей 7) Степень вероятности возникновения конфликтов между подчинёнными в результате принятия решений
Управление группами Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих, взаимозависимых, взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняя разную совместную деятельность и рассматривая себя как часть единого целого. Классификация: 1) Размер группы: большие и малые 2) Сфера совместной деятельности: управленческие и производственные 3) Уровень развития: высокоразвитые, слаборазвитые 4) Реальности существования: реальные и условные. 5) Степень формализации: формальные и неформальные. 6) Цели существования: целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские. 7) Период функционирования: постоянные и временные. 8) Характер вхождения индивида в группу: референтные, нереферентные.
Степень развития группы: 1) психологическая общность, 2) сложившаяся структура, 3) четкость распределения ролей, 4) степень сплоченности.
Слаборазвитые (диффузные). Референтная группа — та, к которой человек хочет принадлежать. Нереферентная — та группа, к которой он принадлежит в действительности. Причины создания групп 1) теория близости (географическая или пространственная) 2) теория формирования групп Хоманса (чем больше общих задач решают люди, тем больше их взаимодействие) 3) теория равновесия — объединенные групп вследствие общих ценностей 4) теория обмена 5) теория потребностей — люди объединяются из-за общих потребностей Стадии развития групп 1) формирование группы 2) бурление (конфликты, конфронтации) 3) становление норм поведения в группе 4) выполнение работы 5) расформирование
Основные характеристики Структура — схема взаимоотношений в группе в зависимости от занимаемой должности. Статус — положение работника в группе в зависимости от занимаемой должности. А также положение, которое отводят ему коллеги (формальные и неформальный статус). Роль — определенный набор действий индивида, определяющийся его работой. Три вида: предполагаемые (ожидаемые), воспринимаемые, предписанные. Роли по Белбину: 1) координатор, 2) организатор, 3) генератор идей, 4) искатель, 5) математик 6) командный игрок 7) исполнитель 8) финишер 9) специалист
Нормы — это общепринятые стандарты и правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими. Виды норм: 1) нормы деятельности 2) нормы, регламентирующие форму одежды 3) нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы
Групповые процессы: 1) Взаимодействие членов групп при выполнении задач 2) Процедура принятия решения в группе 3) Обмен информацией 4) Социальная поддержка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|