Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умножение комплексных чисел




Определение. Произведением двух комплексных чисел называется такое комплексное число, модуль которого равен произведению модулей сомножителей, а аргумент – сумме аргументов сомножителей.

Это определение совершенно очевидно, если использовать показательную форму комплексного числа:

Пусть комплексные числа даны в алгебраической форме. Найдём их произведение: (a 1 + b 1 i) (a 2 + b 2 i) = x + iy.

Имеем .

Согласно определению умножения можем записать:

.

Распишем: ,

,

.

Окончательно получим:

.

Отсюда следует правило умножения комплексных чисел в алгебраической форме: комплексные числа можно перемножать как многочлены.

Если z = а + b i – комплексное число, то число называется сопряжённым с числом z. Его обозначают при помощи черты над числом.

, но , следовательно, .

Деление комплексных чисел

.

Модуль частного равен частному модулей делимого и делителя, а аргумент частного равен разности аргументов делимого и делителя.

Если делимое и делитель даны в алгебраической форме, то правило деления таково: для того, чтобы разделить комплексное число (a 1 + b 1 i) на другое комплексное число (a 2 + b 2 i), то есть найти , нужно и числитель, и знаменатель умножить на число, сопряжённое знаменателю.

.

В результате операции получили элемент того же множества. Значит, операция деления считается введённой.

Возведение в степень комплексных чисел

Операцию возведения в степень удобнее выполнять, когда комплексное число записано в тригонометрической или в показательной форме.

1. ,

2. .

Для возведения комплексного числа в степень нужно модуль возвысить в эту степень, а аргумент умножить на показатель степени.

Извлечение корня

Определение. Корнем n -ой степени из комплексного числа называется такое комплексное число, n -я степень которого равна подкоренному числу.

Из этого определения следует, что из равенства следует равенство .

Из равенства комплексных чисел следует , а аргументы отличаются на число, кратное ; . Отсюда , . Здесь есть арифметическое значение корня, а k любое целое число. Таким образом, получается формула
.

В этой формуле число k может принимать всевозможные целые значения, но различных значений корня будет только n и они соответствуют значениям k = 0, 1, 2, …, n - 1.

Докажем этот факт. Действительно, правые части в этой формуле различны тогда, когда аргументы и отличаются на величину, не кратную , и будут одинаковыми, если указанные аргументы отличаются на величину, кратную . Поэтому разность

не может быть кратна . Из этого результата и следует, что любым подряд взятым n целым числам k соответствуют n различных значений корня.

Пусть теперь k 3– целое число, не входящее в эту последовательность подряд взятых значений k. Это число можно представить в виде k 3= gn + ki, где g – целое число, а ki – одно из чисел этого ряда, поэтому , то есть значению k 3 соответствует то же значение корня, что и значению ki.

Вывод: корень n -ой степени из комплексного числа имеет n различных значений. Исключением из этого правила является лишь частный случай, когда извлекается корень из нуля. В этом случае все значения корня равны нулю.

Пример 1. Решить уравнения а) x 2 + 25 = 0, б) x 3 + 27 =0.

Решение. а) , то есть первое уравнение имеет два мнимых корня: x 1 = 5 i, x 2 = -5 i;

б) воспользуемся формулой x 3 + a 3 = (x + a) (x 2 - ax + a 2), x 3 + 27 = (x +3) (x 2 - 3 x + 9). Приравнивая нулю каждый из множителей, получаем один корень действительный и два комплексных:

;

x 2 и x 3 – сопряжённые комплексные числа.

Пример 2. Вычислить, изобразить на плоскости, записать в тригонометрической и показательной форме:
а) ; б) (i) i.

Решение. а) Сначала запишем числа в алгебраической форме, выполнив

операцию деления.  Домножим на сопряжённое число, и, учитывая, что i 2 = -1, получим:

= - 3 - 3i;

х = Re z = - 3, у = Jm z = - 3, что соответствует точке на плоскости (- 3, - 3) (см рис.3).

Модуль комплексного числа:

.

Так как точка находится в третьей четверти, то аргумент комплексного числа будет:

,

Записываем тригонометрическую и показательную формы комплексного числа:

.

б) z = i i, i = 0 + 1 · i, х = Re z = 0, у = Jm z = 1,

.

– действительное число (точка на оси ох) (см. рис. 4).

Пример 3. Вычислить .

Решение. Представим число в тригонометрической (или показательной) форме, для чего найдём его модуль и аргумент:

- 1 = - 1 + 0 · i, х = - 1, у = 0,

, k = 0, 1, 2.

k = 0, ;

k = 1,

k = 2, .

 

 

Упражнения для самостоятельной работы

Произведите сложение и вычитание комплексных чисел:

1. (3 + 5i) + (7 – 2i).
2. (6 + 2i) + (5 + 3i).
3. (– 2 + 3i) + (7 – 2i).
4. (5 – 4i) + (6 + 2i).
5. (3 – 2i) + (5 + i).
6
. (4 + 2i) + (– 3 + 2i).
7. (– 5 + 2
i) + (5 + 2 i).
8. (–
3 – 5 i) + (7 – 2 i).

Произведите умножение и деление комплексных чисел:

1. (2 + 3i);(5 – 7i).
2. (6 + 4i);(5 + 2i).
3. (3 – 2i);(7 – i).
4. (– 2 + 3i);(3 + 5i).
5. (1 –i);(1 + i).
6. (3 + 2i);(1 + i).
7. (6 + 4i);3i.
8. (2 – 3i); (– 5i).

Решите уравнения:

1) x 2 – 4 x + 13 = 0.
2) x 2 + 3 x + 4 = 0.
3) 2,5 x 2 + x + 1 = 0.
4 4 x 2 – 20 x + 26 = 0.

 

Список литературы

1. Пехлецкий И. Д. Математика, СПО. - М.: Академия, 2013.

2. Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика, СПО. - М.: Академия, 2014.

3. Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика, СПО. - М.: Академия, 2014.

4. Валуце И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2014.

5. Подольский В. А., Суходский А.М. Сборник задач по высшей математике. - М.: Высшая школа, 194.

6. Башмаков М.И. Математика, 10 кл. - М.: Академия, 2013.

7. Башмаков М.И. Математика, 11 кл. - М.: Академия, 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«Корни, степени и логарифмы»

Цели урока:

1) Обобщить теоретические знания по теме: «Корни, степени и логарифмы».

2) Рассмотреть алгоритмы решений заданий теме «Корни, степени и логарифмы», решить задачи.

3) Формировать потребность к самопознанию; умение ставить цели и реализовывать их.

Теоретический материал

При выполнении заданий по данной теме вы должны помнить:
1. Определения степени: где m – целое число, а n – натуральное.

2. Свойства степени:
1) a0=1;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) .
3. Определение корня: .
4. Арифметический корень: .
5. Свойства корней:

1) ;
2) ;
3) ;
4) , где m, n – натуральные числа.

5) .

6. Формулы сокращённого умножения:

1) (a + b)2 = a2 + 2ab + b2;
2) (a – b)2 = a2 – 2ab + b2;
3) a2 – b2 = (a + b) ∙ (a – b);
4) a3 + b3 = (a + b) ∙ (a2 – ab + b2);
5) a3 – b3 = (a – b) ∙ (a2 + ab + b2);
6) (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3;
7) (a – b)3 = a3 – 3a2b + 3ab2 – b3.

7. Определение логарифма: logab=x ax=b, a>0, a 1, b>0.
8. Основное логарифмическое тождество: alogab=b.
9. Десятичный логарифм (по основанию 10): lgb:10lgb=b.
10. Натуральный логарифм (по основанию e): lnb:elnb=b.
11. Свойства логарифмов:

1) loga1=0;
2) logaa=1;
3) loga(x∙y)=logax+logay;
4) loga =;logax-logay;
5) logaxp= p∙logax;
6) – переход к новому основанию;
7) .

Базовый уровень

Пример. Вычислить .
Решение:
.
Ответ: 2,5.

Пример. Вычислить .
Решение:

Ответ: 15.

 

Пример. Вычислить: .
Решение:
.
Ответ: 40.

Пример. Сравнить числа и .
Решение:
Преобразуем данные числа так, чтобы степени корня в них были равны.
.
Делаем вывод, что данные числа равны.
Ответ: .

Пример. Выразите величину р из равенства .
Решение:
.
Ответ: .

Пример. Определите знак разности .
Решение:
Так как

Ответ: Разность отрицательна.

Пример. Вычислить .
Решение:
.
Ответ: 1.

Повышенный уровень

Пример. Вычислить .
Решение:
.
Ответ: 2.

Пример. Вычислить .
Решение:

Ответ: 6.

Пример. Вычислить .
Решение:


Ответ: – 33.

Пример. Вычислить .
Решение:
.
Ответ: – 10.

Пример. Выделить полный квадрат 3у2 + 6у – 8.
Решение:
2 + 6у – 8 = 3(у2 + 2у) – 8 = 3(у2 + 2у + 1) – 3 – 8 = 3(у + 1)2 – 11.
Ответ: 3(у + 1)2 – 11.

Пример. Упростить .
Решение:
.
Ответ: .

 

Пример. Упростите выражение и найдите его значение при .
Решение:
.
При а2 =3.
Ответ: а2; 3.

Пример. Сократить дробь .
Решение:

Полезно помнить, что если х1 и х2 – корни квадратного трёхчлена ax2 + bx + c, где а ≠ 0, то его можно разложить на множители: ax2 + bx + c = а(х – х1) ∙ (х – х2).
Ответ: .

 

Пример.  Упростить если m<0.
Решение:
.
Ответ: 1.

Пример. Вычислить , если logba=2.
Решение:

Ответ: – 5.

Упражнения для самостоятельной работы:

Базовый уровень

1) Вычислите .
2) Вычислите .
3) Вычислить без калькулятора .
4) Найдите значение выражения (10–10 ∙ 1006)–1.
5) Упростите выражение .
6) Найдите значение выражения .
7) Найдите значение выражения .
8) Вычислите .
9) Упростите выражение .
10) Вычислить .
11) Выполните действия .
12) Упростите выражение .

 

Средний уровень

13) Вычислите .

14) Вычислите .

 

Повышенный уровень

15) Вычислите .

16) Вычислите .

17) Вычислите .

18) Вычислите .

19) Упростить если х > 7.

20) Упростить .

54) Упростить .

 

Список литературы

1.Пехлецкий И. Д. Математика, СПО. - М.: Академия, 2013.

2.Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика, СПО. - М.: Академия, 2014.

3.Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика, СПО. - М.: Академия, 2014.

4.Валуце И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2014.

5.Подольский В. А., Суходский А.М. Сборник задач по высшей математике. - М.: Высшая школа, 194.

6.Башмаков М.И. Математика, 10 кл. - М.: Академия, 2013.

7.Башмаков М.И. Математика, 11 кл. - М.: Академия, 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

«Основы тригонометрии»

Цели урока:

1) Обобщить теоретические знания по теме: «Основы тригонометрии».

2) Рассмотреть алгоритмы решений задач теме «Основы тригонометрии», решить задачи.

3) Формировать  умение  планировать свою деятельность; умение ставить цели и реализовывать их.

Теоретический материал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...