Умножение комплексных чисел
Определение. Произведением двух комплексных чисел называется такое комплексное число, модуль которого равен произведению модулей сомножителей, а аргумент – сумме аргументов сомножителей. Это определение совершенно очевидно, если использовать показательную форму комплексного числа: Пусть комплексные числа даны в алгебраической форме. Найдём их произведение: (a 1 + b 1 i) (a 2 + b 2 i) = x + iy. Имеем . Согласно определению умножения можем записать: . Распишем: , , . Окончательно получим: . Отсюда следует правило умножения комплексных чисел в алгебраической форме: комплексные числа можно перемножать как многочлены. Если z = а + b i – комплексное число, то число называется сопряжённым с числом z. Его обозначают при помощи черты над числом. , но , следовательно, . Деление комплексных чисел . Модуль частного равен частному модулей делимого и делителя, а аргумент частного равен разности аргументов делимого и делителя. Если делимое и делитель даны в алгебраической форме, то правило деления таково: для того, чтобы разделить комплексное число (a 1 + b 1 i) на другое комплексное число (a 2 + b 2 i), то есть найти , нужно и числитель, и знаменатель умножить на число, сопряжённое знаменателю. . В результате операции получили элемент того же множества. Значит, операция деления считается введённой. Возведение в степень комплексных чисел Операцию возведения в степень удобнее выполнять, когда комплексное число записано в тригонометрической или в показательной форме. 1. , 2. . Для возведения комплексного числа в степень нужно модуль возвысить в эту степень, а аргумент умножить на показатель степени. Извлечение корня Определение. Корнем n -ой степени из комплексного числа называется такое комплексное число, n -я степень которого равна подкоренному числу.
Из этого определения следует, что из равенства следует равенство . Из равенства комплексных чисел следует , а аргументы отличаются на число, кратное ; . Отсюда , . Здесь есть арифметическое значение корня, а k – любое целое число. Таким образом, получается формула В этой формуле число k может принимать всевозможные целые значения, но различных значений корня будет только n и они соответствуют значениям k = 0, 1, 2, …, n - 1. Докажем этот факт. Действительно, правые части в этой формуле различны тогда, когда аргументы и отличаются на величину, не кратную , и будут одинаковыми, если указанные аргументы отличаются на величину, кратную . Поэтому разность не может быть кратна . Из этого результата и следует, что любым подряд взятым n целым числам k соответствуют n различных значений корня. Пусть теперь k 3– целое число, не входящее в эту последовательность подряд взятых значений k. Это число можно представить в виде k 3= gn + ki, где g – целое число, а ki – одно из чисел этого ряда, поэтому , то есть значению k 3 соответствует то же значение корня, что и значению ki. Вывод: корень n -ой степени из комплексного числа имеет n различных значений. Исключением из этого правила является лишь частный случай, когда извлекается корень из нуля. В этом случае все значения корня равны нулю. Пример 1. Решить уравнения а) x 2 + 25 = 0, б) x 3 + 27 =0. Решение. а) , то есть первое уравнение имеет два мнимых корня: x 1 = 5 i, x 2 = -5 i; б) воспользуемся формулой x 3 + a 3 = (x + a) (x 2 - ax + a 2), x 3 + 27 = (x +3) (x 2 - 3 x + 9). Приравнивая нулю каждый из множителей, получаем один корень действительный и два комплексных: ; x 2 и x 3 – сопряжённые комплексные числа. Пример 2. Вычислить, изобразить на плоскости, записать в тригонометрической и показательной форме:
Решение. а) Сначала запишем числа в алгебраической форме, выполнив операцию деления. Домножим на сопряжённое число, и, учитывая, что i 2 = -1, получим: = - 3 - 3i; х = Re z = - 3, у = Jm z = - 3, что соответствует точке на плоскости (- 3, - 3) (см рис.3). Модуль комплексного числа: . Так как точка находится в третьей четверти, то аргумент комплексного числа будет: , Записываем тригонометрическую и показательную формы комплексного числа: . б) z = i i, i = 0 + 1 · i, х = Re z = 0, у = Jm z = 1, . – действительное число (точка на оси ох) (см. рис. 4). Пример 3. Вычислить . Решение. Представим число в тригонометрической (или показательной) форме, для чего найдём его модуль и аргумент: - 1 = - 1 + 0 · i, х = - 1, у = 0, , k = 0, 1, 2. k = 0, ; k = 1, k = 2, .
Упражнения для самостоятельной работы Произведите сложение и вычитание комплексных чисел: 1. (3 + 5i) + (7 – 2i). Произведите умножение и деление комплексных чисел: 1. (2 + 3i);(5 – 7i). Решите уравнения: 1) x 2 – 4 x + 13 = 0.
Список литературы 1. Пехлецкий И. Д. Математика, СПО. - М.: Академия, 2013. 2. Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика, СПО. - М.: Академия, 2014. 3. Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика, СПО. - М.: Академия, 2014. 4. Валуце И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2014. 5. Подольский В. А., Суходский А.М. Сборник задач по высшей математике. - М.: Высшая школа, 194. 6. Башмаков М.И. Математика, 10 кл. - М.: Академия, 2013. 7. Башмаков М.И. Математика, 11 кл. - М.: Академия, 2013. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 «Корни, степени и логарифмы» Цели урока: 1) Обобщить теоретические знания по теме: «Корни, степени и логарифмы». 2) Рассмотреть алгоритмы решений заданий теме «Корни, степени и логарифмы», решить задачи. 3) Формировать потребность к самопознанию; умение ставить цели и реализовывать их. Теоретический материал При выполнении заданий по данной теме вы должны помнить: 2. Свойства степени:
1) ; 5) . 6. Формулы сокращённого умножения: 1) (a + b)2 = a2 + 2ab + b2; 7. Определение логарифма: logab=x ax=b, a>0, a 1, b>0. 1) loga1=0; Базовый уровень Пример. Вычислить . Пример. Вычислить .
Пример. Вычислить: . Пример. Сравнить числа и . Пример. Выразите величину р из равенства . Пример. Определите знак разности . Ответ: Разность отрицательна. Пример. Вычислить . Повышенный уровень Пример. Вычислить . Пример. Вычислить . Пример. Вычислить . Пример. Вычислить . Пример. Выделить полный квадрат 3у2 + 6у – 8. Пример. Упростить .
Пример. Упростите выражение и найдите его значение при . Пример. Сократить дробь . Полезно помнить, что если х1 и х2 – корни квадратного трёхчлена ax2 + bx + c, где а ≠ 0, то его можно разложить на множители: ax2 + bx + c = а(х – х1) ∙ (х – х2).
Пример. Упростить если m<0. Пример. Вычислить , если logba=2. Ответ: – 5. Упражнения для самостоятельной работы: Базовый уровень 1) Вычислите .
Средний уровень 13) Вычислите . 14) Вычислите .
Повышенный уровень 15) Вычислите . 16) Вычислите . 17) Вычислите . 18) Вычислите . 19) Упростить если х > 7. 20) Упростить . 54) Упростить .
Список литературы 1.Пехлецкий И. Д. Математика, СПО. - М.: Академия, 2013. 2.Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика, СПО. - М.: Академия, 2014. 3.Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика, СПО. - М.: Академия, 2014. 4.Валуце И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2014. 5.Подольский В. А., Суходский А.М. Сборник задач по высшей математике. - М.: Высшая школа, 194. 6.Башмаков М.И. Математика, 10 кл. - М.: Академия, 2013. 7.Башмаков М.И. Математика, 11 кл. - М.: Академия, 2013. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 «Основы тригонометрии» Цели урока: 1) Обобщить теоретические знания по теме: «Основы тригонометрии». 2) Рассмотреть алгоритмы решений задач теме «Основы тригонометрии», решить задачи. 3) Формировать умение планировать свою деятельность; умение ставить цели и реализовывать их. Теоретический материал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|