Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 11 глава
Образец ответа: Перелетные птицы. Птицы (какие?) перелетные. Улетают перелетные птицы. Сухие листья облетели. Выпал первый снег. Осенние лужи замерзли. Лесные жители спрятались. Опустел пионерский лагерь. 8. Задание то же. Краснеет тонкая рябина. Морская даль синеет. Кленовые листья желтеют. Зеленеет молодая елочка. Белеет парус одинокий. Чернеет дальний лес. 9. Прослушайте предложение. Подберите к слову-предмету слово-признак. Повторите предложение целиком. Начертите его схему. Подули ветры. Замерзли реки. Листья облетели. Цветы завяли. Улетели птицы. Выпал снег. Наступила зима. 10. Прослушайте предложение. Назовите слово-предмет и относящееся к нему слово-признак. Изобразите их графически. Поставьте вопрос к слову-признаку. Выплыло на небо красное солнышко. Рыженькая белочка прыгала по деревьям. Белое одеяло землю укрывало. Росла в лесу дикая яблонька. Серый волк помогал Ивану-царевичу. Висят на ветках яблочки наливные. 11. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Назовите главные слова К каждому слову поставьте вопрос. Методические рекомендации. Логопеду следует учесть, что независимо от структуры предложения вопрос сначала ставится к слову, обозначающему предмет, потом к слову, обозначающему действие. Маленький мальчик смеется. Светит красная лампа. Сильный дождь кончился. Лает злая собака. Скорый поезд уехал. Звенит школьный звонок. Стр.127
4. Прослушайте предложение. Посмотрите на схему. Какого слова не хватает и предложении? Вставьте недостающее слово по смыслу, повторите предложение целиком. 5. Прослушайте предложение. Посмотрите на схему. Каких слов не хватает в предложении? Вставьте недостающие слова по смыслу. Произнесите предложение целиком.
Методические рекомендации. Логопед может использовать лексический материал заданий 3 и 4. Произносит предложение без слов-признаков, например: Белочка грызет орешек. Дети вставляют нужное слово и произносят предложение целиком, указывая на графическое изображение каждого слова в схеме. 6. Рассмотрите картинку. Составьте предложения по картинке и данным схемам. Назовите главные слова в каждом предложении. Оборудование: сюжетные картинки, по которым.можно составить предложение типа Щенок ловит бабочку, схемы предложения: Методические рекомендации. У каждого ребенка сюжетная картинка, схемы начерчены на доске. Ученики выполняют задание самостоятельно. При затруднении можно провести коллективную работу по одной картинке на доске, после чего дети должны вернуться к самостоятельной работе. Дательный падеж Составьте предложения по картинке и данной схеме. Дополните предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения целиком. Оборудование: сюжетные картинки, по которым можно составить предложения типа Мальчик читает книгу брату. Птица Стр.128 12. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Назовите главные слова, поставьте вопрос к каждому слову. Назовите слово-предмет и слово-признак, поставьте вопрос к слову-признаку. Рыжая лиса убежала. Воздушный шарик лопнул. Закончился первый урок. Мяукает маленький котенок. Распространение предложения прямым дополнением и определением Винительный падеж I. Игра «Что мы видели?». Описание игры. Логопед называет детям место предлагаемой прогулки: «Мы в зоопарке» и спрашивает: «Что мы видим?» Дети отвечают стереотипной фразой: Мы видим клетки, Мы видим слона и т. п. Логопед следит за тем, чтобы слова не повторялись. Мы в зоопарке. Что мы видим? (Клетки, бассейны, деревья.) Кого мы видим? (Слона, зебру, обезьян и т. д.) Мы в лесу. Что мы видим? (Деревья, грибы, ягоды, кусты и т. д.) Кого мы видим? (Белку, зайца, ежей, ужей, волка.)
Мы на болоте. Что мы видим? (Мох, кочки, бруснику, клюкву.) Кого мы видим? (Лягушек, комаров, куликов, ужей.) Мы в поле. Что мы видим? (Ромашку, колокольчики, траву, клевер.) Кого мы видим? (Бабочек, стадо, стрекоз.) 2. Рассмотрите и назовите картинки. Закончите с помощью картинки предложение. Произнесите предложение целиком. Методические рекомендации. Логопед следит за правильным употреблением имен существительных в винительном падеже. Перечень картинок: трава, кукла, бутылка с молоком, пластилиновый заяц, доска, астры, мыши, дрова, грибы, лошади. Сева косил.... Тома поливала.... Вера баюкала.... Кошка ловит.... Лена пила.... Папа рубил.... Андрюша слепил.... Дети собирают.... Столяр строгал.... Пастух пасет.... 3. Прослушайте предложение. Посмотрите на схему. Какого слова не хватает в схеме? Вставьте недостающую карточку в схему. Повторите предложение. Оборудование: схема предложения, составленная из карточек с графическим изображением слов, карточка с графическим изображением слова-признака Методические рекомендации. Логопед составляет схему, соответствующую каждому предложению, но без слова, обозначающего признак. Стр.129
Белочка грызет лесной орешек. Ежик тащит сухие листья. Бобер тащит большое бревно. Тоненькое деревце сломал ветер. Лена сушит... варежки. Сапожник чинит... ботинки. Грач склевал... гусеницу.
Глубокую нору вырыла лиса. Ласточка слепила уютное гнездо. Спелую малину любит медведь. Молодые яблони побил град. Мама стирает... белье. Бабушка вяжет... свитер. Котенок разбил... чашку.
принесла червяка птенцам и т. п.; Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинку, под ней составляет схему: Ученики придумывают предложение: Сережа читает книгу. Затем логопед задает вопросы, ученики отвечают на них, повторяя каждый раз получившееся предложение, и вставляют в схему названное слово: Читает кому? (брату. Сережа читает книгу брату.) Какому брату? (младшему. Сережа читает книгу младшему брату.) Какую книгу? (интересную. Сережа читает интересную книгу младшему брату.) Для того чтобы детям легче было ориентироваться в схеме, некоторые графические изображения можно заменить словами или предметными картинками.
Дятел принес жирного червяка голодным птенцам. Бабушка вяжет шерстяные носки маленькому внуку. Румяный колобок поет веселую песню зайцу. Родительный падеж 1. Прослушайте словосочетания. Ответьте на вопросы. Четко проговаривайте окончания слов. Образец:, Нора (кого?) лисы. Лисья нора. Нора (кого?).... Совиное гнездо. Гнездо (кого?).... Соловьиная песня. Песня (кого?).... Гусиное перо. Перо (кого?).... Мамина шляпа. Шляпа (кого?).... Сосновые ветки. Ветки (чего?).... Дубовый лист. Лист (чего?).... Еловая шишка. Шишка (чего?).... Березовая кора. Кора (чего?).... Тополиный пух. Пух (чего?).... 2. Составьте словосочетания из названного слова и картинки, правильно изменив и название. Произнесите получившиеся словосочетания. Перечень картинок: 1-й комплект — сыр, булка, торт, колбаса, масло, хлеб, пирог; 2-й комплект — дубы, березы, сосны, елки, тополя, осины, клены. Методические рекомендации. Сначала логопед раздает детям картинки из первого комплекта и предлагает рассмотреть эти картинки, затем он произносит слово кусок и просит детей составить словосочетание. Дети отвечают: кусок сыра и т. д. Аналогично ведется работа с картинками второго комплекта и словом ряд. Логопед следит за правильными окончаниями имен существительных в родительном падеже. Стр.130
3. Закончите словосочетание, отвечая на вопрос. Повторите его целиком. 4. Закончите словосочетания по смыслу. Образец ответа: Лисята у лисы. Лисята у.... Лосята у.... Зайчата у.... Медвежата у.... Ежата у.... Бельчата у.... 5. Закончите словосочетания по картинкам. Произнесите словосочетания целиком. Перечень картинок: машина, машины; сумка, сумки; банка, банки; чашка, чашки; платье, платья. Образец: Колесо от машины. Колеса от машин. Колесо от..;. Колеса от.... Ручка от.... Ручки от.... Крышка от.... Крышки от.... Блюдце от.... Блюдца от.... Пуговица от.... Пуговицы от.... 6. Из данных слов составьте словосочетание, отвечая на вопрос что? или чего? (кого?). Образец ответа: Крыша дома. дом, крыша стук, колесо
дома, крыши стук, колеса петух, хвост роза, цветок петухи, хвосты розы, цветки уши, заяц иглы, еж уши, зайцы иглы, ежи 7. Прослушайте предложение. Найдите в нем ошибку. Исправьте ее. Произнесите предложение правильно. Лена выпила стакан кисель. Саша съел кусок торт. Больной выпил чашку молоко. Галя слышала голос кукушка. Громко стучали капли дождь. 8. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Начертите графическую схему этих предложений. Повторите предложения по схеме. Образец: Охотник нашел следы лисы. Охотник, найти, следы, лиса. Мы, слышать, крик, петух. Лесник, слышать, крик, сова. Люди, стричь, шерсть, овца. Стр.131
9. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. Начертите графическую схему этих предложений. Повторите предложения по схеме. листвы, слушали, шум, туристы лебеди, тишину, любят, озер строят, строители, домов, много бабушка, сказок, много, знает поют, октябрята, песен, много 10. Прослушайте словосочетания. Вставьте слова, обозначающие признаки: а) по вопросу, б) по схеме. Методические рекомендации. Логопед называет словосочетание, например, шум дождя. Затем спрашивает: Какого дождя? Ученики отвечают: Шум осеннего дождя. Так выполняется первая часть задания. Затем логопед чертит схему на доске и называет словосочетание, например, шорох листьев. Ученики дополняют словосочетание подходящим по смыслу словом, обозначающим признак предмета, и произносят словосочетание целиком, например, осенних, шорох осенних листьев. а) шум... дождя б) шорох... листьев скрип... двери запах... цветов раскаты... грома скрип... колес ягоды... рябины повадки... зверей тень... дерева стая... лебедей II. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Подберите подходящие по смыслу слова по вопросам, вставьте их графическое изображение в схему. Повторите предложение целиком по схеме. Оборудование: схемы предложения у каждого ученика и для демонстрации на фланелеграфе. Методические рекомендации. Логопед произносит предложение: Витя рисует улицу. Один ученик на фланелеграфе, остальные на местах выкладывают схему этого предложения. Затем логопед спрашивает: Улицу чего? Ученики отвечают, например, города и вставляют графическое изображение названного слова в предложение, затем произносят предложение: Витя рисует улицу города. Логопед спрашивает: Какого города? Дети отвечают, например, большого и вставляют предложение целиком: Витя рисует улицу большого города. Аналогично ведется работа с другими предложениями. Витя рисует улицу (большого города). Наташа собирала ягоды (колючего крыжовника). Распустились почки (молодой березы).
Алеша собирает фантики (шоколадных конфет). Света несла корзину (белых грибов). 12. Прослушайте предложение. Правильно ли оно составлено? Найдите и исправьте ошибку. Аня старшей сестры надела платье. Коля младшего брата взял конструктор. Свинья старого дуба подрывала корни. Папа привез оленя рога большие. Свет слепил глаза яркого солнца. Стр.132
Творительный падеж 1. Составьте предложение по картинке. Добавьте слово, отвечающее на вопрос чем? Повторите предложение целиком. Примерный перечень картинок: девочка гладит платье, мальчик колет дрова, мама моет посуду. Образец ответа: утюгом. Девочка гладит платье утюгом. 2. Прослушайте предложение. Измените его по образцу. Образец: Девочка машет платком.— Девочки машут платками. Мальчик рисует карандашом. Ученик пишет ручкой. Дворник метет метлой. Пилот управляет самолетом. Столяр пилит пилой. Рыба дышит жабрами. 3. Закончите предложение, отвечая на вопросы. Повторите предложение целиком. Лена машет (чем?) (платком). Лена машет (каким?) платком.... Витя пишет (чем?) (ручкой). Витя пишет (какой?) ручкой.... Папа копает (чем?) (лопатой). Папа копает (какой?) лопатой.... Дедушка пилит (чем?) (пилой). Дедушка пилит (какой?) пилой.... 4. Закончите предложения по схеме, отвечая на вопросы каким? чем? Лиса машет Дятел стучит Жук шевелит Бабочка машет Кошка умывается Собака грызет 5. Прослушайте предложения. Изобразите их графически. Повторите их с опорой на схему.
Саша красит забор зеленой краской. Мама вяжет свитер тонкими спицами. Игорь колет дрова острым топором. Вера моет тарелки теплой водой. Надя вышивает салфетку синими нитками. 6. Прослушайте предложения. Правильно ли они составлены? Произнесите их правильно. Дорожки замело белый снег. Дети украсили елку блестящие бусы, разноцветные шары. Кроликов кормят свежая капуста, сладкая морковка, зеленая травка. Задания на закрепление пройденного материала 1. Рассмотрите картинку. Составьте по ней и схеме предложение из четырех слов. Примерный перечень картинок: дедушка рисует кораблик внуку, девочка дает корм курам, мальчик дарит куклу сестре, мама покупает книгу сыну. Схема: Методические рекомендации. После того как дети составят предложение (Дедушка рисует кораблик внуку), логопед задает вопросы: Кто? (Дедушка.) Дедушка что делает? (Дедушка рисует.) Рисует что? (Рисует кораблик.) Рисует кому? (Рисует внуку.) 2. Прослушайте предложение. Сосчитайте в нем количество слов. Добавьте еще одно слово, которое обозначает признак предмета. Методические рекомендации. Используется лексический материал предыдущего задания. Образец ответа: Дедушка рисует маленький кораблик внуку. Старенький дедушка рисует кораблик внуку. Или: Дедушка рисует кораблик любимому внуку. Работа над предлогами На данном этапе коррекционной работы перед логопедом стоят четыре основные задачи: 1) сформировать представление о смысловой (семантической) значимости предлогов; 2) сформировать представление о предлоге как отдельном слове; 3) сформировать навык предложного управления; 4) научить детей правильно произносить предлоги, а затем и писать их. Над смысловым значением предлогов предлагается работать следующим образом: Стр.134
а) перемещая различные предметы в пространстве; б) определяя расположение предмета, изображенного на картинке; в) по-разному располагая изображение одного предмета относительно изображения другого предмета на плоскости; г) узнавая и употребляя предлог в устной речи без зрительной опоры. На занятиях логопед широко использует графические схемы предложений, вводя в них не только графическое изображение предлога, но и его буквенное написание. Предлоги рекомендуется давать в следующей последовательности: в, из; на, с; у, к, от; в, за; под, над; по, под; на, над (под, из-под; за, из-за; из, из-за)1. Первое вводное занятие, а также занятия, посвященные предлогам в, из; на, с, можно проводить аналогично тем, что предлагаются в предыдущей главе. При этом логопед, в зависимости от степени подготовленности к письму каждой конкретной группы, самостоятельно решает, вводить ли сначала графическое изображение предлога в схему предложения или сразу давать его буквенное написание в схеме. Примерные виды заданий Предлоги у, к, от 1. Игра «Послушный мяч». Оборудование: мяч диаметром примерно 10 см. Описание игры. Ученики по кругу перекидывают мяч друг другу и при этом говорят: Лети, мяч, от меня к Свете (или: От меня к Свете). Лети, мяч, от меня к Диме (или: От меня к Диме) и т. д. Логопед просит детей голосом выделять маленькие слова. 2. Игра «Колобок». Оборудование: картинки с изображением персонажей сказки «Колобок», стоящие на доске в последовательности происходящих в сказке событий. Описание игры. Логопед напоминает детям начало сказки и спрашивает: От кого к кому покатился Колобок? Ученики отвечают: От бабушки к зайцу, от зайца к волку и т. д. Логопед требует выделения голосом предлогов от, к. 3. Прослушайте стихотворение. Расскажите, у кого обедал воробей, от кого к кому он летал. Выделяйте голосом предлоги. Оборудование: текст стихотворения «Где обедал воробей?» С. Маршака, картинки с изображением персонажей этого стихотворения. 1 Если дети затрудняются в усвоении предлогов, данных в скобках, логопед может включить их в работу и на втором году коррекционного обучения. Стр.135
Методические рекомендации. Логопед читает стихотворение, затем последовательно задает вопросы, одновременно выставляя на фланелеграф - картинки: «У кого обедал воробей?» (Воробей обедал у льва.) «От кого улетел воробей?» (Воробей улетел от льва.) «К кому улетел воробей?» (Воробей улетел к лисице.) И т. д. Логопед объясняет детям значения слов отруби и пир. — Где обедал, воробей? Погостил у носорога, — В зоопарке у зверей. Отрубей поел немного.... Пообедал я сперва Побывал я на пиру За решеткою у льва. У хвостатых кенгуру. Подкрепился у лисицы. Был на праздничном обеде У моржа попил водицы. У мохнатого медведя. Ел морковку у слона. А зубастый крокодил С журавлем поел пшена. Чуть меня не проглотил. 4. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Изобразите их графически. Колобок ушел от бабушки. К Лене пришли гости. Колобок от зайца ушел. Гости ушли от Лены. От волка ушел Колобок. Гуси опустились у реки. Колобок ушел от медведя. Митя потерял пуговицу от рубашки. От лисы Колобок не ушел. Девочки встретились у дома. 5. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Тропинка вела от леса к дому. От мамы Павлик пошел к сестре. У Мити есть стрелочки от часов. Воробей от моржа полетел к слону. У Лены много фантиков от конфет. 6. Прослушайте предложение. Ответьте на вопрос. Начертите графическую схему своего ответа, впишите в нее предлог. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Образец ответа:// лесного озера. У озера. Избушка стояла у лесного озера. (У какого озера?) Машина подъехала к овощной палатке. (К какой палатке?) От сильного ветра шумит лес. (От какого ветра?) У черного щенка были белые ушки. (У какого щенка?) К больному Вите пришли школьные товарищи. (К какому Вите?) 7. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Ответьте на вопрос. Повторите предложение целиком. Еще раз повторите предлог и слово, с которым он «дружит». Методические рекомендации. Цель этого задания — сформировать у детей представление о том, что предлог сочетается только с именем существительным, а между предлогом и именем существительным можно вставить слово. Образец ответа: У стены. У высокой стены. Дети остановились у высокой стены. У стены. Дети остановились у стены. (У какой стены?) От мороза замерзли окна. (От какого мороза?) Стр.136
У яблони сломалась ветка. (У какой яблони?) Белочка вздрогнула от стука. (От какого стука?) К празднику дети приготовили костюмы. (К какому празднику?) 8. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Изобразите их графически. Лес потемнел от осенних дождей. У дружных ребят работа ладится. Пошел старик к синему морю. Мы попросили тепла у красна солнышка. Пошла Красная Шапочка к больной бабушке. Люда потеряла пуговицу от школьной формы. От широкой реки поднимался туман. Охотники подбежали к бабушкиному домику. У старшего брата была мельница. 9. Из данных слов составьте предложение. Начертите его схему. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Остановились, у, туристы, озера. Теплоход, пристани, к, подошел. Куклы, у, платье, испачкалось. Смеялся, от, Вова, радости. От, мерзнут, сильного, холода, руки. 10. Прослушайте предложение. Рассмотрите схему. Найдите в предложении или схеме ошибку и исправьте ее.
Барсук сидит у дерева.
Барсук сидит дерева. Барсук сидит у дерева. От боли Лида заплакала Боли Лида заплакала. От боли Лида заплакала Лодка плыла к берегу
Лодка плыла берегу. Лодка плыла к берегу
Стр.137
11. Прослушайте стихотворение. Назовите предлоги и слова, с которыми они «дружат». Методические рекомендации. Логопед читает стихотворение целиком, потом повторяет его по предложениям. Облетели листья с клена. Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. Предлоги в, за Начать работу над этими предлогами можно следующим образом. Сначала логопед помещает один и тот же карандаш в какой-нибудь предмет, например, в коробку, в стаканчик и т. п. Потом помещает тот же карандаш за те же предметы и каждый раз спрашивает детей: Где? Ученики отвечают в или за. Затем логопед берет один карандаш красного цвета, а другой — синего, кладет красный карандаш в коробку, а синий за коробку и спрашивает: Где красный карандаш? Где синий карандаш? Дети должны назвать только предлог в или за. Постепенно количество разноцветных карандашей увеличивается. 1. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопрос кто где? Назовите предлог. Примерный перечень картинок: девочка за деревом, птица в клетке, рыбки в аквариуме, собака за конурой и т. п. Методические рекомендации. Логопед следит за правильным употреблением детьми падежных окончаний имен существительных. 2. Прослушайте два слова. Составьте словосочетание с предлогом е или за. Образцы ответов: а) ложка в стакане; ложка за стаканом; б) дерево за домом. а) ложка, стакан б) дерево, дом собака, конура белка, дупло мальчик, дом коза, калитка кошка, шкаф молоко, бутылка тапки, коробка платок, карман 3. Прослушайте предложение, рассмотрите его схему. Назовите пропущенный предлог, вставьте его в схему. Повторите предлог и слово, с которым он «дружит». Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске. Методические рекомендации. Логопед произносит предложение, одновременно выкладывая на фланелеграфе его схему. Вошел дедушка... сад.... лодку набралась вода.... рекой садится солнышко. Мама держит дочку... руку. Мяч упал... забор.... логове шевелятся волчата. Автобус скрылся... поворотом. 4. Закончите предложение и его схему по вопросам и картинке. Повторите предложение целиком по схеме. Стр.138
Оборудование: сюжетные картинки, по которым можно составить предложения с предлогами в, за; например: Дети спрятались в шалаше. Зайчик сидит за кустиком; схема предложения для демонстрации на доске. Методические рекомендации. Логопед называет грамматическую основу предложения и составляет его схему на доске, затем задает вопросы где? (или куда?), в каком? и т. п. Дети отвечают на вопросы, одновременно вставляя в схему графические изображения названных слов. 5. Прослушайте предложение. Найдите ошибку и исправьте ее. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Ребята ехали в автобусы. Котенок сидел за коробках. У Лены в руки большой шар. Витя прячется за углой дома. Яблоки лежат в корзинка. Наташу послали за конфеты. Книги носят в портфель. Шарик побежал за ребяты. 6. Составление рассказа по картинке и вопросам. Оборудование: картинка с изображением муравейника В лесу под деревом. Методические рекомендации. Логопед предлагает рассмотреть картинку и прослушать предложение: У дуба стоит муравейник. Затем чертит на доске комбинированную схему и задает вопросы. У дуба Дети отвечают на них, логопед вносит их ответы в схему. Дети чертят в тетрадях окончательную схему предложения и произносят предложение целиком по своей схеме. Дальнейшая работа ведется по вопросам. Где стоит муравейник? Какой муравейник? В лесу у дуба == Кто живет в большом муравейнике?
Куда ходят муравьи? - в лес. Что собирают они в лесу? Какие травинки? Они === в лесу Куда садится солнышко? За какой лес? Стр.139
Куда возвращаются муравьи? В лесу у дуба стоит большой муравейник. В большом муравейнике живут муравьи. Муравьи ходят в лес. Они собирают в лесу сухие травинки. Солнышко садится за темный лес. Муравьи возвращаются в большой муравейник. Предлог под Сначала логопед уточняет понимание учениками пространственного значения предлога под. Для этого помещает тетрадь сначала под книгу, затем книгу под тетрадь и спрашивает учеников: Что лежит под тетрадью? Что находится под книгой? Затем спрашивает: Где лежит тетрадь? Где находится книга? I. Игра «Что под чем?». Оборудование: различные предметы, например, линейка, картинка, коробка, кубик, ручка, тетрадь, книга и т. д. Описание игры. Вариант 1. Логопед поочередно вызывает учеников, шепотом дает задание положить один предмет под другой. Ученик молча выполняет его. Остальные ученики называют, где находятся предметы (тетрадь под книгой, линейка под кубиком, кубик под книгой и т. д.). Вариант 2. Логопед раскладывает все предметы парами один под другим, затем, указывая на них, просит учеников сказать: Что под чем? Каждый ученик называет два-три словосочетания. 2. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопрос: Что под чем? Примерный перечень картинок: мяч под столом, гриб под деревом, заяц под кустом, лошадь под навесом, гнездо под крышей. Методические рекомендации. Ответ должен состоять из словосочетания, например, мяч под столом, логопед, требует, чтобы дети четко проговаривали предлог и окончания имен существительных. 3. Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем? голова — шляпа зеркало — полочка крот — земля батареи — окно люстра — стол мыши — пол тапки — стул шкаф — коробка куст — заяц метро — земля парта — ноги гусеница — листик 4. Прослушайте словосочетание, добавьте подходящее по смыслу слово, обозначающее действие. Произнесите получившееся предложение. Начертите его схему. Методические рекомендации. Логопед добивается от детей называния наиболее характерных действий и четкого произнесения падежных окончаний существительных с предлогом под. книга под журналом птицы под облаками зайчик под кустиком корабль под парусами котенок под шляпой дети под деревьями люди под зонтиками листья под ногами мыши под полом крот под землей стр.140
5. Прослушайте словосочетание. Составьте его схему. Назовите слово, которое «дружит» с предлогом, подберите к нему слово-признак. Графическое изображение этого слова вставьте в схему. Произнесите получившееся словосочетание целиком. раки под корягой желуди под дубом Дюймовочка под листом больной под одеялом гриб под березкой машины под мостом 6. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Назовите слово, которое «дружит» с предлогом, подберите к нему слово-признак. Произнесите получившееся предложение. Дополните его графическую схему. Теплоход проплыл под мостом. Ребята уселись под куст. Самолет летит под облаками. Муравей забрался под листик. Река блестела под солнцем. Мышонок юркнул под корягу. 7. Прослушайте предложения. Изобразите их графически, впишите в схему предлог под и слово, с которым он «дружит». под Образец: Ручка закатилась под письменный стол. - Река блестит под серебристой луной. Дети сидели под раскидистым дубом. Дюймовочка спала под большим листом. Грибы росли под старой елкой. 8. Прослушайте предложения. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит». Образец: под одеялом. Люди спят под ватным одеялом. Под высоким обрывом блестит река. Ежик спрятался под опавшими листьями. Раки зимуют под речными корягами. Мальчики промокли под проливным дождем. Под густыми ветвями было темно и сыро. 9. Прослушайте слова. Составьте из них предложения. На каком месте, в предложении стоит предлог под? заяц, куст, под, сидит зеркало, крючок, прибили, под весла, лодка, под, положили лежит, газета, телевизор, под под, астры, окно, растут ласточка, крыша, под, свила, гнездо Предлоги по, под Иногда ученики смешивают предлоги по и под не по их семантическому значению, а по акустико-артикуляционному сходству. Исходя из этого, логопеду следует постоянно следить за четким и правильным произнесением этих предлогов. Стр.141
На начальных этапах работы, уточнив семантическое значение предлогов по и под, целесообразно поместить на доске карточки с этими предлогами для того, чтобы дети могли сравнить их не только по звучанию, но и по написанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|